![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструирование опросника. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
При конструировании опросника может использоваться модель, предложенная А.Г. Шмелевым, разработанная для изучения личности (Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.И. Практикум по экспериментальной психосемантике: мезаурус личностных черт. – М., 1988. – 208 с.). Эта модель предполагает выполнение следующего алгоритма действий: 1. Запись статьи тезауруса Например, слово «добрый». Определить симиляры и оппозиты, которые образуют «облака» значений вокруг синонима и антонима основного (ключевого) слова. Симиляры → Оппозиты (синонимы) (антонимы) 2. Конструирование вопросов или утверждений о поведении, соответствующие всем симилярам и всем оппозитам из словарной статьи тезауруса. Например, первый симиляр к слову «добрый» в словаре Ожегова – «альтруист». Его толкование сводится к следующему: «человек, отличающийся альтруизмом. Альтруизм – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами». На основе выбранного симиляра может быть разработан вопрос: «Всегда ли Вы готовы бескорыстно действовать на пользу другим, не считаяси со своими личными интересами?» или утверждение: «Я всегда готов бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь с личными интересами». 3. Конструирование или заимствование вопросов или утверждений для шкалы лжи, которая обязательно должна присутствовать в опроснике. Рекомендуется, чтобы количество вопросов для шкалы лжи находилось в следующем численном соотношении с общим числом непосредственно диагностических вопросов: составляло не менее 50 %. Шкала лжи предназначена для оценки искренности обследуемого. Она основана на мнениях, считающихся престижными, которые выявляют тенденцию обследуемого к приукрашиванию себя в глазах других. Примеры утверждений по шкале лжи могут быть заимствованы: 1) Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М., 1991. – С. 28 – 29. 2) Марищук Л.В., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. – 2 –е изд., - М., 1990. – С. 58 – 59. 3) Личностный (опросный) тест Кеттелла. 4. Формулирование инструкции для опросника. Инструкция должна содержать утверждения: а) формирующие положительный настрой на процедуру опроса у испытуемого; б) мотивирующие обследуемого к достоверным ответам; в) описывающие процедуру выполнения опросника; г) гарантирующие испытуемому неразглашение характера данных им ответов; д) выражающие обследуемому благодарность за участие в опросе. Пример инструкции: «Уважаемый участник. В целях улучшения….. просим Вас принять участие в опросе. Напоминаем, что качество наших рекомендаций будет полностью зависеть от искренности и точности Ваших ответов Вам необходимо ответить на (количество) вопросов. Вопросы касаются …. Отвечайте на них быстро». 5. Формирование структуры опросника. При разработке структуры опросника учитывают, что все вопросы принадлежат к трем типам: - сформулированные на базе симиляров; - сформулированные на основе оппозитов; - вопросы, относящиеся к шкале лжи. В соответствии с этой особенностью вся структура опросника представляет собой сочетание наборов вопросов, состоящих из триад. 6. Разработка таблицы ключей и баллов. В таблице указываются номера вопросов или утверждений, фиксируется характер ответов (к примеру, Да, Нет) и количество баллов по изучаемому показателю. Традиционно количество баллов за соответствующие ответы по определенному вопросу определяется степенью сходства / различия между ключевым словом и симиляром: а) при выполнении 2 –ух условий в диапазоне выраженности коэффициента, выражающего сходство К1> 0, 63 и К2< 0, 35 – начисляется 3 балла; б) при выполнении хотя бы одного из условий – 2 балла; в) при не выполнении ни одного из условий – 1 балл. 7. Конструирование бланка для регистрации ответов испытуемого. 8. Подготовка трафаретов для подсчета баллов по шкалам. 9. Подготовка основы для интерпретации экспериментальных данных: 1) нахождение max возможного значения баллов по каждой отдельно взятой шкале – Xmax; 2) определение среднего значения: Xср=Xmax/2; 3) определение стандартного отклонения: σ =Xmax/4; 4) установление границ интервалов:
Низкие Средние Высокие _ _ _ _ _ _ _ _ _ .--------------------------. ___________________________ 0 Xmax/4 Xmax-Xmax/4 Xmax
|