Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример второй






«…В самые первые годы, давным-давно, вся земля была новенькая, только что сделанная. Животные с первых же дней стали служить Человеку. Но в ужасно-унылой пустыне жил Ужасно-Унылый верблюд, который и не думал работать. Он ел сухие колючки, жесткие ветки, тамариск, терновник и кору, но работать ни за что не хотел - такой бессовестный бездельник и лентяй! И что бы ни говорили ему, он на все отвечал:

- Гррб!

Только «Гррб» - и больше ничего.

Вот однажды, в понедельник утром, пришел к нему Конь. На спине у Коня было седло, в зубах уздечка.

- Верблюд, о Верблюд! - сказал он. - Ступай к Человеку и начни бегать рысью, как мы.

- Гррб! - ответил Верблюд, а Конь пошел к Человеку и рассказал ему все.

Вскоре после этого к Верблюду пришел Пёс. В зубах у него была палка. Он пришел и сказал:

- Верблюд, о Верблюд! Иди к Человеку, научись ходить вместе с ним на охоту, как мы.

- Гррб! - ответил Верблюд, а Пёс пошел к Человеку и рассказал ему все.

Вскоре после этого пришел к Верблюду Бык. На шее у Быка было ярмо. Он сказал:

- Верблюд, о Верблюд! Иди к Человеку и паши землю, как мы.

- Гррб! - ответил Верблюд, а Бык пошел к Человеку и рассказал ему все.

Вечером Человек позвал Коня, Пса и Быка и сказал:

- Конь, Пёс и Бык, мне очень вас жалко (весь мир был совсем еще новенький!), но зверь, который кричит «Гррб» в той Пустыне, не способен ни к какой работе, а то бы он давно пришел ко мне. Пусть себе живет в своей Пустыне, я не трону его, но вам придется работать вдвойне - и за себя, и за него.

Тогда Конь, Пёс и Бык очень рассердились (ведь мир был еще очень новый!). Они отправились к самому краю Пустыни и стали громко обсуждать, что им делать, и лаяли, и ржали, и мычали. К ним подошел Верблюд - бессовестный бездельник и лентяй! - и, лениво пережевывая сухую траву, стал насмехаться над ними. Потом он сказал «Гррб» и удалился.

Мимо по дороге мчался в туче пыли Джинн, Владыка Всех Пустынь. (Джинны всегда путешествуют так, потому что они чародеи.) Он остановился поболтать с Конем, Псом и Быком.

- Владыка Всех Пустынь! - сказал Конь. - Кто имеет право бездельничать, если мир такой новый и в нем еще так много работы?

- Никто, - ответил Джинн.

- А вот, - сказал Конь, - в твоей Ужасно-Унылой Пустыне живет Ужасно-Унылый Зверь, с длинной шеей, с длинными ногами, который с самого утра, с понедельника, не подумал взяться за работу. Не желает бегать рысью ни за что!

- Фью! - свистнул Джинн. - Да это мой Верблюд, клянусь золотом Аравийской земли! Что же он говорит?

- Он говорит одно слово «Гррб», - сказал Пёс. - «Гррб» - и больше ничего. И не желает помогать Человеку охотиться.

- А что еще он говорит? - спросил Джинн.

- Больше ничего, только «Гррб», и не желает пахать, - ответил Бык.

- Отлично! - воскликнул Джинн. - Пожалуйста, подождите минутку, я сейчас покажу ему «Гррб».

Он завернулся в свой плащ из пыли и помчался в Пустыню. Там он нашел Верблюда. Тот стоял и любовался своим отражением в луже - бессовестный лентяй и бездельник.

- Мой лукавый длинноногий друг, - сказал Джинн, - я слышал, что ты не желаешь работать в нашем новом-новехоньком мире. Что это значит?

- Гррб! - ответил Верблюд.

Джинн сел на песок и, опершись подбородком на руку, принялся колдовать, а Верблюд стоял и как ни в чем не бывало любовался своим отражением в луже.

- Конь, Бык и Пёс работали с самого утра, с понедельника, и работали больше, чем надо, оттого, что ты такой бессовестный лентяй и бездельник, - сказал Джинн.

И он опять оперся рукой о подбородок и продолжал колдовать.

- Гррб! - повторил Верблюд.

- И как тебе не надоест это слово? Который раз ты повторяешь его? Бессовестный лентяй и бездельник, я хочу, чтобы ты стал работать!

- Гррб! - повторил Верблюд.

И вдруг спина, которой он так гордился, начала у него пухнуть, и пухла, и пухла, и у него вздулся огромнейший твердый горб.

- Полюбуйся! - сказал Джинн. − Это тот самый «Гррб», о котором ты постоянно твердишь. Он вырос у тебя оттого, что ты бессовестный лентяй и бездельник. Работа началась с понедельника, сегодня четверг, а ты до сих пор еще не принялся за работу. Но теперь ты начнешь работать!

- Как же я буду работать, если у меня огромнейший Гррб? - спросил Верблюд.

- А это тебе в наказание! - ответил Джинн. - За то, что ты прогулял трое суток. Но теперь ты можешь работать три дня без всякой пищи, потому что ты будешь есть свой собственный Гррб. Жил же ты три дня одним только «Гррб». После этого, я надеюсь, ты не станешь говорить, что я о тебе не забочусь. А теперь уходи из Пустыни, ступай к Коню, Псу и Быку и смотри веди себя хорошо.

И пошел Верблюд со своим горбом к Коню, Псу и Быку. И до сих пор он таскает на спине свой горб (мы не говорим уже «Гррб», мы говорим «Горб», чтобы не обидеть Верблюда), и до сих пор он не может наверстать те три дня, которые он прогулял вначале, когда земля была новая, и до сих пор он не может научиться, как нужно себя вести».

Еще раз внимательно перечитайте предложенные вам выше произведения. Определите, в каком случае вы имеете дело с художественной литературой, а где − с чем-то другим. С чем? Почему вы так решили?

Согласны ли вы с тем, что и в том, и в другом случаях вы имели дело с авторами произведений, которые великолепно знают предмет своего исследования и, безусловно, владеют искусством хорошей литературной речи, соответствующей предмету разговора с читателем-ребенком. Однако в одном случае автор произведения прекрасно знает животных пустыни и рассказывает вам − читателю − об одном из них. Причем рассказывает так, чтобы не исказить реальной действительности, а задать вам знания и о животном, и о сфере его обитания, и о его использовании людьми, и чтобы это в полной мере соответствовало правде жизни.

А есть ли в этом произведении художественные образы? Найдите их, отметьте.

Однако чего здесь больше – художественных образов или фантазий, позволяющих нам увидеть верблюда и понять, какое это животное и чем оно значимо для человека.

В другом случае автор произведения тоже очень хорошо знает предмет своего исследования. Как вы думаете, каков этот предмет? Что исследует автор второго произведения? О чем думает он, рассказывая нам как бы о том же самом животном?

Нетрудно догадаться, что автора второго произведения интересует совсем не верблюд. Предмет его исследования − жизнь человека и, в частности, такой ее удивительнейший феномен, как невозможность наверстать упущенное, даже если ты прогулял всего три дня… Время − самое дорогое, чем может распорядиться человек. И если ты не ценишь время, теряешь его, поддаваясь лени, нет и не будет тебе прощения − не от мамы с папой или от учителя, а от Великой Природы. Каждый день, который ты проживаешь, отпущен тебе для дела. Жаль только, что если ты вовремя не задумаешься об этом, то поймешь это гораздо позже, чем надо, скорее всего тогда, когда уже ничего нельзя будет поправить…

Итак, какое из этих двух произведений научно-познавательное, а какое художественное? По каким признакам вы это определили? А нужно ли вам это уметь видеть, определять? И зачем?..

Общий вывод таков: научно-познавательная детская книга – это та книга, которая привлекает внимание ребенка к реальным явлениям, процессам, тайнам и загадкам окружающего нас мира, т.е. рассказывает ребенку то, чего он не замечает или не знает о животных, растениях, птицах, насекомых; о металле, огне, воде; о профессиях, связанных с познанием и преобразованием окружающего нас мира. Научно-познавательная детская книга, как и все детские книги, пишется для воспитания (это во-первых) и, кроме того, пишется так, чтобы материал изложения был доступен и интересен каждому ребенку. А доступность и интерес – это уже область психологии, прямо и непосредственно связанная со становлением личностных свойств юного читателя. Это направленность на то, чтобы даже при чтении о самых реальных и, казалось бы, «скучных» предметах и материях не оставлять заботы о душе читателя, т.е. о нравственно-эстетическом становлении его индивидуальности.

Когда же речь идет о духовном становлении читателя-ребенка (и это мы с вами уже знаем), писатель не может игнорировать чувственную сторону воспитания, которая передается способом художественного вымысла и восприятия действительности с помощью художественной речи, т.е. создания тех представлений и образов, которые, возникнув у читателя, непременно заставят работать воображение, вызовут нравственно-эстетическую реакцию на читаемое и соответствующую эмоциональную оценку.

Органичное, удачное сочетание изложения научно выверенных знаний с художественными образами, которые прямо и непосредственно ассоциируются с ними, и является основной приметой научно-познавательной книги для детей в младшем школьном возрасте.

Следует отметить, что вопрос о научно-познавательной детской книге еще крайне слабо исследован наукой. Все книги и произведения, которые составляют эту часть круга детского чтения, принято представлять в виде двух неразрывно связанных с формированием юного читателя частей: часть первая – литература научно-художественная; часть вторая – литература собственно познавательная или научно-популярная (терминология пока тоже окончательно не устоялась и нигде не определена в полной мере).

Из этих двух частей наиболее изучена научно-художественная книга. Вот как определяется эта часть круга чтения в «Литературном энциклопедическом словаре» (М, 1987, с. 239), где данное определение в равной степени касается литературных произведений для детей и взрослых: «Научно-художественная литература − это особый раздел литературы, обращенный преимущественно к человеческому аспекту науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества, к «драме идей» в науке, к философским истокам и последствиям научных открытий, сочетает «общеинтересность» с научной достоверностью, образность повествования с документальной точностью. Рождается на стыках художественной, документально-публицистической и научно-популярной литератур».

Доктор педагогических наук, профессор Наталья Михайловна Дружинина, занимающаяся научно-познавательной детской литературой как предметом научного исследования, обобщая все, что известно по этому вопросу, так формулирует основную цель научно-познавательной детской книги – «воспитать умственную активность своего читателя, приобщить его к великому миру науки». При этом она сразу же предупреждает, что «данная характеристика относится именно к основной цели, потому что в любую детскую художественную книгу могут быть включены элементы научных знаний. С другой стороны, хорошая научно-познавательная книга невозможна без четкой нравственной направленности, а усвоение новых знаний всегда связано с воспитанием у читателя определенных точек зрения и человеческих качеств».

Как видите, наши оценки и утверждения совпадают, а свою точку зрения на этот предмет вам придется выработать в процессе непосредственного чтения, анализа и профессионального осмысления как научно-художественных, так и научно-популярных детских книг.

Н.М. Дружинина, не предлагая, впрочем, как и все другие исследователи, хотя бы описательного определения собственно научно-популярной детской литературы и книги, дает нам ряд примет, ориентируясь на которые мы можем практически разграничить произведения детской литературы на два вышеназванных раздела. Приемы эти касаются главным образом формы и объема предлагаемых детям 6− 9 лет научно-познавательных сведений, а именно: в научно-художественной детской книге внимание ребенка привлечено к отдельному факту или достаточно узкой области человеческих знаний; именно этот факт или эта область, представленная как особый мир художественным словом, и должна быть усвоена ребенком. В научно-популярной книге ребенку будет представлен либо весь объем знаний по данному вопросу (конечно, обобщенно, в целом), либо весь процесс открытия интересующего ребенка знания – от начала до конца.

Таким образом, научно-художественная детская книга призвана формировать у юного читателя любознательность как свойство личности, учить его точности мышления и знакомить в описательной форме с научными знаниями, которыми владеет человечество.

А книги научно-популярные призваны сообщать детям сами знания, до которых додумалось человечество, приучать их пользоваться справочной литературой, где эти знания изложены, и сообщать понятия и термины, которыми пользуются специалисты в интересующей ребенка области знаний.

Внимательно изучите, а не просто прочитайте предложенные ниже отрывки из трех литературных произведений про огурец.

 

Произведение первое

 

«…Есть границы, которых не увидишь на карте: их установил мороз. Он словно провел невидимую черту и пригрозил огурцу, уроженцу Индии, страны вечного лета: застану тебя в мае в поле – убью! Застану в сентябре – убью! На север тебе дороги нет!

История огурца в России – это история войны человека с морозом, которая продолжается уже сотни лет.

Огурец все же дерзнул нарушить невидимую границу. И первое воинское снаряжение выдал нарушителю − стекольный завод…»

Произведение второе

 

«…Как вырастить сочные, ароматные огурчики на грядке, многие знают. Но огурцы можно растить и на городском дворе.

В этом тебе поможет старая деревянная бочка или большой ящик. Поставь бочку на солнечное место. Наполни рыхлой, плодородной землей, с боков сделай отверстия. Когда установится теплая погода, в эти отверстия, а также сверху посади проращённые семена огурцов.

Землю хорошенько поливай нагретой на солнце водой. Делай удобрительные подкормки.

И вскоре вся бочка окажется увитой сочными зелеными огуречными плетями. Потом среди густой листвы зажелтеют цветочки, и через несколько недель можно собирать урожай…»

Произведение третье

 

«…Огурцы почти полностью состоят из воды. Однако они содержат и полезные вещества – минеральные соли, сахара, белки, эфирные масла, которые и придают им неповторимый аромат. Летом огурцы едят обычно свежими. На зиму их солят и маринуют…»

 

Рассматривая предложенные выше учебные материалы для обучения младших школьников чтению, связанные с восприятием научно-познавательной книги, нельзя не обратить не обратить внимания на то, что язык, которым написаны все приведенные выше тексты, полностью отвечает требованиям искусства слова: он краток, точен и сохраняет тот минимально необходимый уровень образности, который обязателен для включения при его восприятии сначала воссоздающего, а затем творческого воображения ребенка, т.е. не только задает знания об окружающем мире, но и пробуждает познавательные интересы самого читателя, подсказывает ему разного рода вопросы, на которые он захотел бы получить ответ. А это несомненный признак любой литературной классики, даже научной.

Только ли прозой пишутся научно-познавательные литературные произведения для младших школьников? Конечно, нет. Они могут быть написаны и стихами. При этом классические художественно-научные произведения изображают то, что должно быть воспринято ребенком, хорошими стихами, а знания, подлежащие точному запоминанию, где работа воображения не нужна, могут передаваться стихами − рифмовками, облегчающими саму задачу запоминания нужных знаний.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал