Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовые ресурсы ресторанно-гостиничного бизнеса.
Трудовые ресурсы – важный элемент экономического потенциала предприятия; трудом работников приводится в действие весь экономический механизм функционирования предприятий питания, гостиниц и турфирм. Трудовые ресурсы предприятия представляют собой широкое понятие, и включает всю численность, работающих на предприятии, их профессиональный состав, квалификационность, а так же трудовые взаимоотношения. На уровне предприятия трудовые ресурсы выступают как кадры предприятия или его персонал. Кадры предприятия – совокупность работников, различных профессионально-квалифицированных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Кадры предприятия отражаются в штатном расписании, в котором работники представлены по группам и профессиям. Общая численность работников предприятия характеризуется следующими показателями: · Списочная численность; · Среднесписочная численность; · Явочная численность. Списочная численность – численность всех категорий постоянных, сезонных и временных работников, принятых на работу не менее, чем на 1 день, и более, со дня зачисления их на работу. Списочная численность определяется с помощью явившихся и не явившихся на работу. Среднесписочная – численность персонала предприятия в среднем за отчетный период:
Rср. = где Rср. – среднесписочная численность; Rn – численность работников по списку за каждый день месяца; D – количество календарных дней. Явочная – численность фактически явившихся на работу, включая работников, которые в командировке. В явочную численность не включаются работники списочного состава не явившихся на работу в связи с отпуском, прогулом и т.д. Движение кадров на предприятии характеризуется следующими показателями: · Коэффициент приема кадров: Кпр.к= (П - количество принятых работников за определенный период времени; R – среднесписочная численность работников за тот же период) · Коэффициент выбытия кадров: Квыб. = (В – число рабочих выбывших) · Коэффициент текучести кадров: Ктек. = (R1 – уволившиеся по собственному желанию; R2 – уволившиеся за нарушение трудовой дисциплины) · Коэффициент стабильности кадров: Кст. = (Rc5 – среднесписочная численность работников за 5 лет) · Коэффициент постоянства кадров: Кпост.к. = 1-Rвыб.к. · Коэффициент сменности: Ксм. = (Rис – среднесписочная численность работников за определенный период, смену) Важной характеристикой степень занятости работников является их фонд рабочего времени. Фонд рабочего времени 1-ого работника может рассчитываться за отчетный период и на плановый период. Фонд рабочего времени 1-ого работника за отчетный период, представляет следующую структуру: · Число календарных дней; · Выходные, праздничные дни; · Полное рабочее время; · Невыходные. Фонд рабочего времени необходим для расчета возможных потерь рабочего времени. Вся численность работников на предприятии в зависимости от выполняемых функций делится: a. Административно-управленческий персонал; b. Рабочие; c. Младший обслуживающий персонал; d. Прочие группы работников. Аналогичная группировка характерна для предприятия сферы обслуживания. На предприятиях общественного питания работник в соответствии с выполнением функций подразделяется: a) Администратино-управленческий; b) Работники производства; c) Обслуживающий персонал; d) Прочие группы работников. Для предприятий туризма и гостиниц разработаны профессиональные стандарты, в них содержатся наименование основных должностей, необходимых для работы в турбизнесе и гостиничном сервисе; требуемый уровень образования; перечень должностных обязанностей. На предприятии туризма выделяют следующие виды работников: a. Административно-хозяйственная; b. Группа менеджеров; c. Группа маркетинга; d. Группа по проведению тура; e. Прочие группы. Работники гостиничного сектора могут быть представлены: · управление · служба размещения; · служба эксплуатации; · техническая служба; · служба охраны; · прочие службы Характеристика труда предприятий питания, гостиниц и турфирм: 1. Высокая психофизиологическая нагрузка (культура общения, сочетание с профессионализмом); 2. Сменность работы с периодически возникаемой потребностью в сверхурочных часах; 3. Значительный процент работников, занятных неполный рабочий день; 4. Высокий процент временных работников; 5. Значительная доля работников женского персонала; 6. Неравномерная нагрузка по часам рабочего дня и сезонов года; 7. Высокая текучесть кадров. Эффективность труда персонала зависит от кадровой политики, проводимой на предприятии. Кадровая политика включает основные направления трудовых ресурсов и организации труда. К основным направлениям относят: · Отбор и продвижение кадров; · Подготовка кадров и их непрерывное обучение; · Обеспечение стабильности, состава и численности работников; · Совершенствование материальной и моральной оценки труда работника. Организация труда работников на предприятии включает: · Найм; · Расстановка; · Распределение обязанностей; · Совершенствование организации труда; · Обеспечение эффективной системы оплаты труда.
Сущность заработной платы и её организация на предприятиях туризма и гостеприимства. Заработная плата – одно из главных экономических понятий общественного производства. Заработная плата рассматривается как экономическая категория (з/п – экономические отношения между работниками и работодателями по поводу оплаты труда наемных работников) и как экономический показатель (з/п – цена рабочей силы, сумма денежных средств, которую он получает за свой труд).
|