Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регионы преобладания в РФ неславянской идентичности






Исходя из численности представителей иных этнических культур на территории Российской Федерации, логично говорить в первую очередь о культурах тюркских, финно-угорских и абхазо-адыгских народов. Разумеется, о региональной дифференциации этих этнических культур можно говорить с большой долей осторожности, так как речь идет об этнолингвистических группах, включающих в свой состав подчас весьма «разноликие» этносы. Кроме того, длительная жизнь в составе единого российского государства привела к определенной унификации этнокультурных норм и секуляризации на всей территории страны.

Особенности жизненного уклада того или иного народа, этнический стиль поведения, складывавшиеся веками под воздействием многих факторов (прежде всего под влиянием природной и социальной среды проживания этносов), не могли «потеряться» столь быстро. Эти факторы в свою очередь обусловили особенности хозяйственной деятельности и другие стереотипизированные формы жизнедеятельности людей, характер фольклора, традиций и т.п. Специфика этнического поведения тесно связана также с религиозными нормами, особенно исламскими.

В отличие от тюркских и абхазо-адыгских народов представители финских народов (карелы, коми, коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордва) довольно легко ассимилировались русскими, чему в определенной мере способствовали их ранняя христианизация и чересполосное «русско-финское» расселение, когда национальные селения часто располагались среди русских селений. В этой связи существует точка зрения, согласно которой тюркская и абхазо-адыгская (равно как и на-хско-дагестанская, самодийская, тунгусо-маньчжурская, эскимосско-алеутская и некоторые другие) этнокультурные идентичности выражены более ярко, чем финно-угорская. Однако это мнение спорное и нуждается в более обстоятельной аргументации.

Часто в качестве «образца» полиэтнического региона, обладающего высокой степенью культурной идентичности, называют Северный Кавказ. На этом основании некоторые даже выдвигают тезис о возможности формирования в будущем политико-географического пространства вне юрисдикции РФ под названием Конфедерации горских народов Кавказа (КГНК) или как-то иначе. Однако теоретики КГНК явно преувеличивают этнонациональную и этнолингвистическую общность народов Северного Кавказа, называя этот фактор цементирующим.

Большинство их действительно принадлежит к кавказской семье, но осетины входят в состав иранской группы народов, а карачаевцы, балкарцы, ногайцы являются тюрками. Кроме того, в этнической картине Северного Кавказа заметное место принадлежит иным национальным группам (кроме русских и украинцев), обосновавшимся здесь сравнительно недавно, но глубоко интегрировавшихся в местную жизнь (армяне, немцы, грузины, азербайджанцы, европейские и горские евреи, турки-месхетинцы, курды).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал