Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этика как наука о морали
Этика как наука о морали Структура морального сознания Моральные принципы и ценности Моральные нормы и идеалы Светская и религиозная мораль Функции морали Этика как наука о морали Этика (Этос – др.-греч. нрав, характер) – философская наука о морали как форме общественного сознания. Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему; совокупность норм и принципов поведения людей. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе силой общественного мнения (одобрение или осуждение) или силой самосознания(!!!). Специфика моральной регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного воздействия, не носит жесткого характера, предполагает «самозаконодательство воли» (Кант), свободный выбор человеком тех или иных нравственных ориентаций. Внешняя регуляция (общественное мнении) и внутренняя регуляция (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть и т.д.), т.е. саморегуляция. Отличие от права. Мораль проявляет себя как единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями. Мораль действует не в какой-то определенной области, а пронизывает собой все без исключения сферы жизни и поэтому носит универсальный характер. Мораль отличается подчеркнуто оценочным характером: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок. Свойство морали –– требовать определенного поведения называется императивностью (от лат. imperative - повелевать). Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного – морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер, что делает ее регулятором отношений человека с природой и обществом, с другими людьми, с самим собой, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не- Я. Сущность морали. Сущность морали определяется системой моральных категорий: Категории этики (rpeч. kategoria –– категория) –– это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни…). Все категории этики являются и категориями морального сознания. Особенности этический категорий: - Отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них нравственный аспект связанные с поведением людей (друг с другом, к обществу, государству). - Категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. Носят оценочный характер с позиций добра и зла. - Выступают средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного. - Авторитет и значимость их базируется на принципах, нормах, т.е. на силе общественного мнения или самосознании личности. - В категориях этики в значительно в большей степени, чем в категориях других наук выражена эмоциональная сторона общественных отношений.
Добро – нормативно-оценочная категория, в предельно обобщённой форме обозначающая должное и нравственно положительное, благо в поступках и мотивах людей. Две позиции: добро в божественном повелении или добро по воле человека. Зло – нормативно-оценочная категория, в предельно обобщённой форме обозначающая предосудительное и нравственно отрицательное в поступках и мотивах людей. Две позиции: зло в божественном повелении или зло по воле человека. Долг – категория этики, в которой выражается нравственная задача личности в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся обязательством. Кто ставит задачу: внешняя сила (бог) или сам человек. Совесть – категория этики, обозначающая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Честь – категория этики, обозначающая право личности на уважение и гордость своими моральными качествами; хорошая репутация; признанный авторитет. Гордость – категория этики, обозначающая чувство собственного достоинства, превосходства в чём-либо; самоуважение. Основные морально-этические проблемы: Проблема свободы. Свобода и необходимость. Свобода «от» и свобода «для». Нравственная свобода и условия ее реализации («моральная вменяемость», выбор, «трагедия свободы», интериоризация моральной необходимости). Моральная ответственность личности. Стратегия моральной оценки поступка. Взаимосвязь цели и средств в нравственной деятельности. Моральные конфликты. Проблема меры. Мера как условие благоденствия личности и государства. Проблема соотношения и взаимности добра и зла. Интерпретация проблемы добра и зла в этической традиции. Этика противоборства. Добро и зло в мировом противоборстве. Содержание добра и зла. Человек и власть в противоборстве добра и зла. Соратничество. Добро и самопознание. Обратимость зла. Добро и зло в противопоставлении чувственного и нечувственного. Душа в связи с добром и злом. Справедливость как принцип воздаяния. Добро как деятельность. Добро и благо. Диалектика добра и зла. Проблема критерия различения добра и зла. Феномен персонификации добра и зла. Проблема борьбы со злом. Конкретизация представлений о добре и зле на уровне категорий «справедливость», «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Проблема смысла/абсурдности жизни. Имманентные и трансцендентные концепции смысла жизни. Смысл жизни как нравственная ценность. Понятийное поле проблемы смысла жизни. Этический аспект проблемы смерти. Феномен абсурда/смыслоутраты (Ф. Кафка «Превращение»). Проблема счастья. Эвдемонистическая традиция в этике. Счастье как нравственная ценность. Оценочный, мотивирующий, императивный аспекты понятия «счастье». Счастье и страдание. Несчастье. Антиномии счастья. Условия счастья. Счастье. Дружба. Любовь. Проблема этического нигилизма. Цинизм. Пессимизм. «Открытые проблемы» этики. Статус «открытых проблем», сложность их правовой и моральной квалификации. Новации современного уровня этической интерпретации проблемы жизни и смерти, проблемы нравственной ценности личности. Постановка проблемы смертной казни. Типы аргументации «за» и «против». Особенности современной биоэтики и ее главные проблемы (реаниматология, эвтаназия, аборты, клонирование, трансплантация органов и др.). Возможности этической экспертизы проблем биоэтики. Содержание и специфика морали, помимо категорий, проявляют себя в структуре морального сознания, системе моральных принципов и ценностей, норм и идеалов.
|