Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана труда – область знаний, исследующая опасности, действующие в условиях производства, и разрабатывающая методы и средства защиты работающих от них.






Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения.

Безопасность – это когда ты знаешь,

как увернуться от опасности…

Э. Хемингуэй «По ком звонят колокола»

Приступая к изучению безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, а также бытовой и окружающей природной средах, определимся, прежде всего, с основными терминами, понятиями и определениями.

 

Под жизнедеятельностью мы понимаем способ существования человека, его повседневную деятельность и отдых.

Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

БЖД - область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания, наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

 

Таким образом, наша позиция состоит в том, что БЖД – это новый учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания.

 

Основная цель БЖД как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

 

Главная задача науки – превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени. Детализируя данное положение, можно сказать, что

БЖД решает 3 взаимосвязанных задачи:

 

- идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и т.д.;

- профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;

- разработка плана действий по ликвидации отрицательных последствий опасностей, т.е. действия в условиях ЧС.

Методологической базой БЖД является системный анализ, а центральным объектом изучения - человек в трудовом процессе.

 

Основным направлением практической деятельности в области БЖД является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. Реализация целей и задач, решаемых наукой, для молодого специалиста подразумевает знание и умение осуществлять следующие этапы научной деятельности:

- идентификацию и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, прибора и т.д.);

- разработку и реализацию наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

- формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

- разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

- организацию обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по БЖД.

Наиболее целесообразной представляется следующая схема изучения науки. Вначале изучаются основные понятия, которыми пользуется наука, история ее возникновения и теоретические основы, т.е. основные принципы, методы и средства обеспечения безопасности, основы управления БЖД, эргономические и психологические основы обеспечения БЖД, основы физиологии труда, а также правовое и законодательное обеспечение науки. Далее более подробно изучаются прикладные (практические) вопросы, т.е. рассматриваются конкретные опасные и вредные факторы, характерные для той или иной деятельности, с исследованием их природы, источников возникновения, особенностей воздействия на человеческий организм, принципов нормирования и наиболее часто применяемых способов защиты. Далее рассматриваются вопросы обеспечения безопасности в окружающей природной среде и в условиях ЧС.

В настоящее время теоретическими и прикладными проблемами БЖД занимаются научно-методический совет «БЖД» в Санкт-Петербурге, специалисты научных и учебных центров России.

 

Комплексный характер БЖД проявляется в том, что изучение этой науки немыслимо без знания многих других наук. Природу явлений, методы исследований невозможно понять без знания математики, физики, химии. Изучение особенностей физиодеятельности базируется на знании физиологии труда, психологии и социологии, эргономики, анатомии, валеологии и гигиены. Правовые и экономические вопросы необходимо рассматривать с учетом знания юриспруденции, экономики. Сама БЖД возникла в начале 90-ых годов на базе таких наук как «Охрана труда», «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона», «Экология» и естественно вобрала в себя знания этих наук.

Предыстория возникновения науки достаточно велика, поскольку многие известные ученые так или иначе в своих работах рассматривали человека в процессе трудовой деятельности. К их числу можно отнести Аристотеля, Гиппократа, Парацельса (1493-1541), изучавшего опасности, связанные с горным делом, Агриколу (1494-1555), изложившего вопросы охраны труда в своей работе «О горном деле», Рамаццини (1633-1714), который заложил основы профессиональной гигиены, написав книгу «О болезнях ремесленников», М.В. Ломоносова (1711-1765), написавшего основополагающие работы побезопасности труда в горном деле. Стоит также упомянуть К. Маркса (1818 – 1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), исследовавших условия труда и безопасности человека как фактор социально-экономического развития социализма и В.И. Ленина (1870-1942), изучавшего условия труда как фактор роста революционного настроения масс. Значительный вклад в развитие теории безопасности внесли такие русские, советские и российские ученые как В.Л. Кирпичев (1845-1913), А.А. Пресс (1857-1930), Д.П. Никольский (1855-1918), В.А. Левицкий (1867-1936), А.А. Скочинский(1874-1960), С.И. Каплун (1897-1943), В.А. Легасов, О.Н. Русак, С.В. Белов, Э.А. Арустамов, Ю.М. Соломенцев и др.

- Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

- Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

- Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

- Б. Ромаццини (конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

- Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

- Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа об условиях движения вольного воздуха”(устройство вентиляции).

- Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кирпичев и др.).

В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

- Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

- Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “Охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

 

К числу наиболее важных понятий науки, помимо понятия «опасность», которое более подробно будет рассмотрено ниже, относятся понятия опасного и вредного фактора.

 

Согласно ГОСТ 12.0.002 - 80* ССБТ. «Термины и определения» опасный фактор – это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (например, открытые токоведущие части оборудования, движущиеся детали машин и механизмов, раскаленные тела, возможность

падения с высоты и проч.)

Вредный фактор – это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности (например, примеси в воздухе, неблагоприятные метеоусловия, недостаточная освещенность, вибрация, шум, ульта- и инфразвук, ионизирующие и лазерные излучения и проч.)

Охрана труда – область знаний, исследующая опасности, действующие в условиях производства, и разрабатывающая методы и средства защиты работающих от них.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал