Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Явный — явственный
явный (очевидный, нескрываемый) — явный признак, враг, обман, явная неприязнь; явственный (отчетливый, хорошо различимый) — явственный шум, шепот, всплеск, явственные очертания, следы. Неправильное применение паронимов надеть и одеть ярко отражено в стихотворении В. Крылова, написанном в 1898 г.:
Любезный друг, не надо забывать, Что одевать не значит надевать: Не надо путать эти выраженья, У каждого из них свое значенье. Запомнить это можно без труда: Глагол надеть мы говорим, когда На что-нибудь одежду надеваем Иль что-нибудь одеждой покрываем. Или иначе — в одежду одеваем. Себя нарядней хочешь ты одеть, Так должен платье новое надеть, И руку ты перчаткой одеваешь, Коль на руку перчатку надеваешь. Дитя оденешь в платьице его, Когда наденешь платье на него. Кому родной язык и мил и дорог, Ошибки тот не терпит и следа. И потому, дружок мой, никогда Не делай ты подобных оговорок.
ЗАДАНИЯ
81. Определите, правильно ли использованы синонимы в следующих примерах.
1. На выставке демонстрируются и показываются достижения художников академии за последние годы. 2. Это очень мягкий и добродушный человек. 3. Его, единственного ребёнка в семье, холила и нежила вся семья. 4. Завязался спор, долгий и продолжительный. 5. Этот мальчуган – баловень и любимец всей семьи. 6. Он с детства любил быструю, скорую езду. 7. Кругом простиралась беспредельная, необозримая гладь. 8. Этот человек всегда был для меня неприятен своим себялюбием и эгоизмом. 9. За деревней сразу начинался густой, дремучий лес. 10. Всё в этой картине говорит о том, что она написана талантливым и даровитым человеком. 11. Этот учёный сыграл видную и заметную роль в изучении атома.
82. Определите смысловые оттенки, которыми различаются следующие синонимы. Составьте контексты с этими синонимами.
Вещи ― скарб ― пожитки; долг ― обязанность; детали ― аксессуары; присоединиться ― приобщиться; грустный ― печальный ― горестный ― унылый; машинально ― механически ― бессознательно ― невольно ― непроизвольно ― безотчётно; ошибка ― оплошность ― погрешность ― ляпсус ― заблуждение.
83. Прочитайте текст. Оцените результат «творчества» телеграфистки.
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлился. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: — Составьте иначе. Вы — взрослый человек, не в детсаде. — Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверное, подумали… — В письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал: «Приземлились. Всё в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка». Стало: «Долетели. Василий». 84. Объясните значение и происхождение следующих фразеологизмов.
Муки Тантала, бочка Данаид, пиррова победа, посеять зубы дракона, ахиллесова пята, нить Ариадны, архимедов рычаг, со щитом или на щите, валаамова ослица, троянский конь, дары данайцев, слава Герострата, дамоклов меч, ящик Пандоры, перейти Рубикон, между Сциллой и Харибдой.
85. Объясните значение следующих фразеологизмов.
Петь Лазаря, бесплодная смоковница, аннибалова клятва, городу и миру, панургово стадо, иерихонская труба, манна небесная, секрет Полишинеля, вавилонское столпотворение, тёртый калач, петь с чужого голоса, ловить рыбу в мутной воде, одним миром мазаны, наводить тень на плетень.
86. Укажите, в составе каких фразеологических сочетаний употребляются следующие слова.
Дремучий, животрепещущий, перочинный, кромешный, непролазный, истошный, терновый, бразды, вперить, поникнуть, кануть, восвояси, врасплох, наповал, наутёк, опрометью.
87. Укажите, чем различаются фразеологизмы, объединённые общим значением: 1) «впасть в уныние», 2) «способствовать, помогать кому-либо», 3) «отгородиться от жизни», 4) «исчезнуть», 5) «представить в выгодном свете».
1. Повесить нос, опустить крылья, распустить нюни, расписаться в собственном бессилии. 2. Лить воду на чью-либо мельницу, подать руку помощи, играть кому-либо на руку, идти навстречу. 3. Сидеть в четырёх стенах, прирасти к одному месту, отгородиться китайской стеной, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку, замкнуться в башне из слоновой кости, стоять в стороне от дороги жизни. 4. Сойти со сцены, исчезнуть с чьего-либо горизонта, провалиться в тартарары, провалиться сквозь землю, кануть в Лету, сойти на нет. 5. Представить что-либо в розовом свете, представить чёрное белым, превратить порося в карася, преподнести под каким-либо соусом, сгладить острые углы, подкрасить фасад, показать товар лицом. 88. Каждое ли из приведённых ниже значений может быть передано несколькими фразеологизмами? Приведите эти обороты, укажите их смысловые и стилистические различия.
1) Обмануть; 2) россказни, выдумки; 3) наказать; 4) умереть; 5) вести пустые разговоры; 6) славословить, льстить; 7) попасть в неприятное, затруднительное положение; 8) нечто очень мешающее; 9) попусту проводить время, бездельничать.
89. Исправьте предложения, устранив имеющиеся в них плеоназмы. 1. Этот адский сизифов труд не давал никаких результатов. 2. Его громкий голос звучал, как иерихонская труба. 3. Никакими силами нельзя было отвести этот непрерывно угрожавший ему дамоклов меч. 4. Он выполнил данную им торжественную аннибалову клятву. 5. Этот нерешительный буриданов осёл никак не мог принять определённого решения. 6. Илья Петрович отвёл меня в угол и, получив торжественное обещание молчать, драматическим шёпотом сообщил мне этот всем известный секрет Полишинеля.
90. В следующих примерах объясните и исправьте ошибки, вызванные незнанием точного значения фразеологизма.
1. Девочки заливались гомерическим хохотом. 2. Мы устроили в праздники пир, конечно, не валтасаров, но всё-таки пир. 3. Это была прекрасная жемчужная нить, которая, словно нить Ариадны, играла на солнце всеми цветами радуги. 4. Сизифовым трудом было начинать постройку дома на этом месте: через два года здесь должно образоваться водохранилище. 5. Собрав всю силу воли, Артём распутал этот гордиев узел. 6. Труд его был бесплоден, как бездонная бочка Данаид. 7. Нужно поднять на щит лучших людей нашей академии. 8. Я понял, что нечаянно оскорбил его самое больное место. 9. Нужно было суметь подружиться или хотя бы близко познакомиться с ним, суметь подобрать ключи к этой книге за семью печатями. 91. Прочитайте текст, покажите особенности языка современных массовых периодических изданий, выделив и оценив целесообразность введения: а) единиц, относящихся к разговорному языку, жаргону, просторечию; б) терминологической и профессиональной лексики; в) разного рода клише и цитат из художественой литературы, фольклора, массовой культуры (названия кинофильмов, цитаты из песен, анекдотов и т.д.); г) иноязычных элементов; д) архаизмов, историзмов. Motion captur, использованный в игре, заслуживает всевозможных похвал и аплодисментов; VGA Planets — это pbem — игра (play by e-mail), сиречь игра по переписке; …хост-мастер, содержащий программу-хост, которая обрабатывает приказы игроков и генерит результаты хода; Один сапплайс плюс 10 мегакредитов — и в вашем распоряжении появляется пост защиты (defense post), который поможет вам отстоять колонию от злых супостатов; … расшвырять ракетой по-нашему, по-бразильски; Мелкий робот грустно плачет, вихры страшные крутя. То, как дым, она завоет, то заплачет, как койот; Движок у любого человека, который не вчера сел за монитор, вызывает сильное ощущение dé jà vu, и совершенно справедливое ощущение: это движок Unreal.
92. Какие из приведенных плеоназмов и тавтологий закрепились в речи?
Моя автобиография, маршрут движения, период времени, демобилизоваться из армии, букинистические книги, самый длиннейший, постелить постель, монументальный памятник, экспонат выставки, приснилось во сне, реальная действительность. 93. Какие из указанных в скобках паронимов можно употребить в данных фразах?
Мне (знакомо ваше лицо — знакома ваша личность). В (будний — будничный) день носят (буднюю — будничную) одежду. Зимняя наступательная (компания — кампания) закончилась успешно. Меня (звать — зовут) (Евгения Викторовна — Евгенией Викторовной). (Адресат — адресант) отправил ценную бандероль. Мы летом отправляемся в (туристский — туристический) круиз. Выступление юного артиста было вполне (техничным — техническим). Ко мне в классе относятся (нетерпимо — нестерпимо), это стало для меня (нетерпимым — нестерпимым). Он очень неприятный, грубый человек, поистине (невежа — невежда), да и знаниями не блещет, по сути (невежа — невежда). (Индийцы — индейцы) — коренные жители Америки, а (индийцы — индейцы) — жители Индии. Его (роспись — подпись) была замысловатой, вычурной, под стать его сути. (Одевая — надевая) замшевые перчатки, она тщательно, бережно, как драгоценность, (одевала — надевала) каждый пальчик.
94. Болгарская и русская фразеологические системы очень близки. Попытайтесь, зная это, перевести на русский язык следующие болгарские фразеологизмы:
1. Гоня два заека. 2. Държа камък в пазвата си. 3. Като две капли вода. 4. Работа се бои от майстора си. 5. Клин клина избива. 6. На езика ми се врти. 7. До мозга костита. 8. Обещавам златни планини. 9. Казано не на място. 10. Рибата се вмирисва от главата. 11. На бърза ръка.
95. Попытайтесь подобрать русские эквиваленты к фразеологизмам из разных славянских языков. Ζ nać się, jak koza w pieprzu. W cudze garnki zaglę dać. Kaž da liska swoj ogon chwali. Idzie jak po lodzie. Петимо Петко не чакат. Вуђи за нос. Тераjуђи лисицу истерао вука.
|