![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные категории дидактики ее объект и предмет исследования
Изучение любой науки начинается с усвоения ее основных категорий. «Категория» означает свидетельство, суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее установившиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научные знания и как бы связывают ее в целостную систему. Дидактика как наука тоже имеет свои категории, отличающие ее от других наук. К наиболее общим категориальным (базовым) понятиям дидактики относятся следующие: «преподавание», «учение», «обучение», «образование», «учебный предмет», «учитель», «учебная ситуация» и др. Рассмотрим сущность основных понятий. Преподавание – это специальная деятельность преподавателя (учителя), направленная на сообщение учащимся суммы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения. Предметом деятельности преподавателя является управление деятельностью учения. Преподавание как совокупность дидактической деятельности обучающих в процессе обучения включает в себя три группы видов дидактической деятельности: дидактическое проектирование; организация дидактического процесса; дидактический анализ. Учение – целенаправленный процесс (точнее, сопроцесс) планомерного усвоения учащимися — субъектом — определенных знаний, умений и навыков, отношений, осуществляющихся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности. Основу учения составляют знания, умения, навыки (ЗУН). Знания - это отражение человеком объективной действительности в виде фактов, представлений, понятий и законов науки. Умение - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем неоднократного повторения. Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, се образование и воспитание. Наряду с термином «обучение» достаточно широко применяется в дидактике термин «образование». В настоящее время в педагогической науке отсутствует общепринятое определение сущности образования как объективного явления педагогической действительности, что говорит о сложности и многоаспектности этого явления. Поэтому приводим несколько дефиниций этого понятия. Образование – это: 1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения знаниями, умениями, навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 3) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 4) процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектно-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности, вооружает человека необходимыми учебными и трудовыми умениями, разнообразными практическими навыками. Объем и направленность общего образования регулируется государством. Во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обязательно. Профессиональное образование — это такое, которое дает человеку профессию определенного уровня: · начального (ПТУ, СПТУ, ТУ, школа мастеров), готовит рабочих высокой квалификации; · среднего (техникумы, училища, колледжи); · высшего (институты, академии, университеты), готовят специалистов высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства. Понятийно-терминологическая система дидактики непрерывно обновляется и пополняется, что объективно обусловлено движением дидактической теории в направлении все более адекватного отражения сущности объективных явлений обучения и образования. В частности, в последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения». Дидактика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - социальных, экономических, идеологических, психологических, экологических и т.д. Обучение - один из важнейших факторов формирования личности; но не единственный. Развитие человека - это процесс количественных и качественных изменений при становлении личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. К числу категории дидактики некоторые исследователи относят и такие, как самообразование и саморазвитие, которые будут раскрыты по мере изучения дидактики. Для понимания дидактики как науки следует определить объект и предмет ее исследования. Объект – это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; предмет исследования – это посредующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиции науки, которую он представляет (см.: Краевский В.В. Дидактика как теория образования и обучения // Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.) Объектом исследования дидактики принято считать обучение как специфический вид общественной деятельности. В таком понимании обучение может быть объектом изучения и других наук — философии, социологии, частных дидактик, методик, психологии, кибернетики и др. Но представители разных наук видят один и тот же объект по-разному, в свете разных целей и задач исследования. Поэтому они выделяют в объекте разные стороны, разные связи и отношения. Например, социология изучает воспитание и обучение как функцию общества и государства, психология – как условие развития личности человека. Дидактика же изучает обучение как средство образования и воспитания человека. Поэтому предметом дидактических исследований является обучение как средство образования и воспитания человека, то есть взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Приведенное определение предмета исследования достаточно абстрактно и требует конкретизации, углубленного раскрытия его основных характеристик. В чем же сущность данных характеристик? Основными характеристиками обучения, как предмета дидактики, являются следующие положения: 1) Обучение выступает как особый вид общественной деятельности, как средство передачи и усвоения социального опыта. 2) Обучение в данном качестве рассматривается как взаимодействие преподавания и учения, их единство. 3)Предмет дидактики характеризуется единством образовательной, развивающей и воспитательной сторон, поскольку в процессе обучения не только усваиваются знания, умения и навыки, но и развиваются разнообразные способности, формируется научное мировоззрение, моральные качества, черты характера и т.д. Кроме вышеперечисленных категорий (понятий) дидактики имеется и группа специфических понятий дидактики. К ним относятся: «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражены. Их содержание обогащается по мере развития науки. Дидактика использует и общенаучные категории (понятия), такие как: «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «формализация». Кроме того, в дидактических исследованиях можно выделить и понятия, заимствованные из смежных наук: психологии («восприятие», «усвоение», «умственное развитие», «запоминание», «умение», «навык»), кибернетики («обратная связь», «динамическая система») и др. Это не означает, что понятия дидактики представляют собой просто неупорядоченную совокупность. Они выстроены в определенной системе.
|