Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация методов обучения
В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения. Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения. 1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения: а) методы приобретения знаний (рассказ, беседа, лекция, демонстрация наглядных пособий и др.); б) методы формирования умений и навыков (упражнения, решение задач); в) методы практического использования знаний, умений и навыков (практические, творческие задания); г) методы закрепления знаний, умений, навыков (повторное чтение материала учебника, повторительно-обобщающие беседы, повторные упражнения); д) методы проверки знаний, умений и навыков (текущие наблюдения учителя, устный опрос, проверочные работы и т.п.). Эта классификация отображает общую логику учебного процесса, но страдает тем, что не дает четкой системы методов – ряд методов можно отнести не к одной, а к нескольким дидактическим задачам (а соответственно - и к разным группам). 2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее. Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий). а) словесные (беседа, рассказ, лекция, работа с книгой и т.п.); б) наглядные (наблюдение, демонстрация, эксперимент); в) практические (упражнение, выполнение письменных и графических работ, трудовых заданий и т.п.). Как мы уже выяснили, методы обучения реализуются на практике через свои методические приемы. Реальный учебный процесс состоит из конкретных приемов (действий) учителя и учащихся, выступающих в определенной логической системе. Эту совокупность приемов (действий) можно подразделить на приемы преподавания и приемы учения (обучение - двусторонний процесс!).
|