![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие педагогической технологии обученияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция №6. Педагогические технологии обучения План: 1. Понятие педагогической технологии обучения. 2. Структура и признаки технологий обучения. 3. Классификация современных педагогических технологий обучения. Литература (основная): 1. Беспалко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: - Педагогика, 1989. 2. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград, 1995. 3. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. /Под ред. Т.И. Шамовой, Т.Н. Третьякова/ - М., 1994. 4. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 5. Талызина Н.Ф. технология обучения и её место в педагогической теории.//Современная высшая школа. – 1997 №1. 6. Сластёнини В.А. и др. Педагогика. М. – 2002. с.406-481. 7. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. /Под ред. С.А. Смирнова/ М., 2000. с. 245 – 263 8. Питюков В.Ю. основы педагогических технологий. М., 1997. Литература (дополнительная): 1. Питюков В.Ю. основы педагогических технологий. М., 1997 2. Беспалко В.П. педагогика и прогрессивные технологии образования. М., 3. Ануреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998. Книга 2, с. 16 – 23. 4. Желбанова Р.И., Фомин Н.В. Авторские педагогические технологии. Брянск 2001, ч.1 с. 4- 30. 5. Асташова Н.А., Асташов Н.А. Педагогические технологии /Актуальные проблемы педагогики. Курс лекций. Брянск 1998. с 56-81
Понятие педагогической технологии обучения
Понятие технологии обучения (Педагогическая технология) вошло в педагогику с 50-х годов прошлого столетия. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технологии обучения, воспитания, преподавания, образовательная и традиционная технологии, технологии программированного и проблемного обучения, авторская технология и т.д. Первоначально многие педагоги не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «технология обучения» и «технология воспитания». Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» или «технология воспитания». Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Представляет также интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний». При всем многообразии педагогических технологий существуют два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.). Что же следует понимать под технологией обучения? Когда возникла идея технологизации обучения? Такая идея не является новой. Еще Я.А. Коменский ратовал за нее. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т.е. «технологическим»), стремился отыскать такой его порядок, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я.А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели». Со времен Коменского в педагогике было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Наиболее известными авторами современных технологий обучения в нашей стране являются П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, П.М. Эрдниев, В.П. Беспалько, М.В. Кларин и др. Зарубежная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах Дж. Кэрролла, Б. Блума, Д. Брунера, Г. Гейса, В. Коскарелли и др. Первые попытки разработать технологизированную модель обучения следует отнести к 60-м годам ХХ-го столетия. В эти годы технология обучения отождествлялась с простым использованием технических средств обучения и, соответственно, технология обучения рассматривалась как наука об использовании современных технических средств обучения в учебном процессе. Параллельно с этим направлением разрабатывался другой подход к технологиям обучения с позиций программированного обучения. Именно с развитием программированного обучения в 60-е годы выдвигается идея полной технологической разработки программы обучения. В учебниках по педагогике имеются различные определения педагогической технологии. Приведём отдельные из них: Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). Педагогическая технология - это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластёнин). Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах: 1. научный аспект, когда педагогическая технология рассматривается как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2. в процессуально-описательном аспекте, когда она рассматривается как алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3. в процессуально-действенном аспекте как осуществление технолого-педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств (Г.К. Селевко). Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии), технологии развития (развивающие технологии). Здесь педагогическая технология выступает как синоним педагогической системы, включающей в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, воспитания и развития, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Следует отличать технологию обучения от методики обучения. Разница между ними заключается в том, что технологии обучения удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в эти технологии. Методики часто не гарантируют должного качества. Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика объяснения нового материала. Если она отвечает объективности, надежности, валидности, то ее можно назвать технологией. Технология обучения взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией обучения и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их мастерство.
2. Структура и признаки технологий обучения (Г.К. Селевко)
В структуру технологии обучения входят следующие компоненты: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: • дидактические цели (общие и конкретные) и планируемые результаты обучения; • содержание учебного материала; в) процессуальная часть – технологический процесс: • организация учебного процесса; • методы и формы учебной деятельности школьников; • методы и формы работы учителя; • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; • диагностика учебного процесса. Исходя из обзора теоретических работ зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме, можно выделить следующие характерные признаки технологии обучения: – концептуальность: технология разрабатывается по конкретному педагогическому замыслу, в основе ее лежит определенная научная концепция; – диагностическое целеобразование: наличие диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей и эффективность процесса обучения; – системность: технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата: (признаки системы) логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность; – экономичность: обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени; – корректируемость: возможность оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели; – воспроизводимость: возможность воспроизведения технологии обучения в других образовательных учреждениях, другими учителями. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Специфические черты технологии обучения: – разработка диагностично поставленных целей обучения; – ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей; – оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов воспроизводимости обучающих процедур.
|