Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обобщающее значение политропного процесса
Изобразим в диаграммах рассмотренные выше четыре частных процесса (рис.3.5), проходящих через какое-либо одно состояние. Все они описываются одной степенной функцией вида , где показатель политропы n и вместе с ним теплоёмкость процесса c принимают конкретные значения, которые приведены в нижеследующей таблице. Таблица 3.1
В затенённых секторах показатель политропы n принимает отрицательные значения.
Источник тепла (или теплоотдатчик) – резервуар энергии, могущий отдавать её в форме теплоты при постоянной температуре. Нижний источник тепла (или сток тепла, или теплоприёмник) – резервуар энергии, могущий принимать её в форме теплоты при постоянной температуре. Тепловой двигатель (тепловая машина) – искусственно созданное устройство конечных размеров, позволяющее неопределённо долго получать полезную работу за счёт затраты энергии в форме теплоты от одного или многих теплоотдатчиков. Рабочее тело – вещество, непосредственно участвующее в превращении теплоты в работу в тепловой машине.
Ввиду конечности размеров любого теплового двигателя рабочее тело в нём по необходимости должно периодически проходить через одни и те же термодинамические состояния, т.е. совершать цикл. Интегрирование математического выражения I начала термодинамики вдоль замкнутого контура (по циклу) даёт (4.1) Не равные нулю интегралы по замкнутому контуру от неполных дифференциалов обозначим соответственно . Интеграл же по замкнутому контуру от полного дифференциала внутренней энергии равен, очевидно, нулю. Таким образом, I закон термодинамики в применении к тепловым двигателям даёт (4.2) Этот результат есть математическое следствие невозможности вечного двигателя первого рода, т.е. полезная работа в тепловом двигателе в точности эквивалентна количеству поглощённого рабочим телом тепла.
|