Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие сведения о технике безопасности и использовании библиографии в работе студента
Важное значение для организации деятельности начинающего студента составляют вопросы, связанные с техникой безопасности и библиографией. Техника безопасности. Требует серьезного отношения с первых шагов деятельности студента в вузе, так как ему приходится иметь дело с различными лабораторными установками, содержащими электрические устройства. При неправильном обращении с ними студент может «попасть под напряжение», если нарушит правила техники безопасности. Между тем даже небольшие величины напряжений и токов, проходящих через живые организмы, в определенных условиях могут вызвать не только опасные, но даже и трагические последствия. Поэтому уже на первом этапе учебного процесса необходимо усвоить основные требования и понятия техники безопасности. Прежде всего надо обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности при работе с электроустановками, а также при использовании новых конструкций электроустановок, хотя они и конструируются так, чтобы по возможности представлять минимальную опасность для жизни людей; обслуживающий их персонал всегда должен иметь отчетливое представление об опасностях электрического тока. Существуют противоречивые суждения и данные о величинах напряжений и токов, представляющих опасность для жизни человека. Известны случаи, когда при электротравмах люди погибали, подвергаясь воздействию сравнительно небольших величин напряжений и токов, и, напротив, выживали при напряжениях в несколько киловольт и токах в сотни миллиампер. Отсутствие однозначных представлений о степени опасности объясняется сложностью явлений, происходящих в организме человека, большим числом влияющих факторов, зависимостью от сложнейших биофизических и биохимических процессов, существенным влиянием нервной системы, а, следовательно, и невозможностью в полной мере использовать данные экспериментов, проводимых на животных. Первые исследования действия электрического тока на человека были проведены еще в конце ХVI в. английским врачом Джильбертом. В нашей стране изучение поражений электрическим током и описание проводились с 1880 г. в журнале «Электричество», их целью было выявление закономерностей действия электрического тока на человека и разработка защитных мер. Еще в 20-е годы нашего столетия было доказано положение о том, что существенную роль во многих случаях электротравматизма играет «фактор внимания», т. е. состояние нервной системы человека в момент поражения. Трагический, смертельный исход, по-видимому, наступает вследствие нарушения электропроводности центральной нервной системы, управляющей основными жизненно необходимыми функциями человека. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на величину электрического сопротивления его тела, что подтверждается экспериментами. Так, если измерять, например, с помощью моста сопротивление тела человека, то оказывается, что при внезапных раздражениях, таких, как зажигание лампочки, прикосновение горячим или холодным предметом, сообщение сенсационной новости, происходит резкое понижение сопротивления. В таком состоянии, следовательно, электротравмы наиболее опасны. Сопротивление тела человека зависит также и от величины напряжения. С возрастанием напряжения сопротивление уменьшается значительно - более чем в 20 раз. При относительно не больших напряжениях (12÷ 36 В) сопротивление в среднем составляет величину (8÷ 10)·103 Ом. Количественно оценивая сопротивление тела человека и зная поражающее напряжение, можно определить условно величины поражающих токов, которые находятся в пределах миллиампер. При прикосновении человека к частям электроустановок, находящимся под напряжением, создается электрическая цепь, которая состоит из последовательно соединенных эквивалентных сопротивлений R ПI и RП2, включающих сопротивление обуви, одежды, изолированного инструмента, предмета, через который происходит прикосновение, и т. д., а также из сопротивлений кожного покрова R Kl и R K2 человека и сопротивления внутренних тканей R B (рис. 1). Сопротивление кожи больше сопротивления внутренних тканей. Ориентировочные значения эквивалентных сопротивлений в цепи прикосновения приведены в табл.1, из рассмотрения которой видно, что исход воздействия того или иного напряжения на человека зависит от таких факторов, как вид обуви и одежды, состояние пола или площадки, на которой находится человек, так как эти предметы во многом могут определять величину электрического тока, протекающего в цепи. Рисунок 1 - Цепь прикосновения человека к частям электроустановок, находящихся под напряжением
Таблица 1
На рис.2 приведены два случая поражения электрическим током: а - человек обеими руками касается токоведущих частей, находящихся под напряжением. При этом протекающий ток определяется величиной напряжения и сопротивлением тела человека; б - человек одной рукой кacaeтся поврежденного. аппарата, находясь при этом на проводящем основании. В этом случае ток, проходящий через тело человека, зависит не только от его сопротивления и величины напряжения, но и от ряда других сопротивлений, например сопротивлений установки в месте ее повреждения ( R1, R 2, R п), обуви, проводящей подставки и т. д. Рисунок 2 - Примеры поражения человека электрическим током
Все электроустановки по напряжению подразделяют на установки до 1000 В и выше 1000 В. Анализ поражений людей электрическим током показал, что больше половины их приходится на установки до 1000 В - примерно 76 %. Однако это не означает, что указанные установки, иногда называемые низковольтными, более опасны. Специально проведенные исследования показали, что большую опасность представляют напряжения выше 1000 В, при которых сильнее поражается нервная система. То обстоятельство, что большая часть несчастных случаев происходит при напряжении до 1000 В, видимо, объясняется следующим фактом. Электроустановок и различного рода агрегатов, приборов этого напряжения очень много и с ними имеют дело большее число людей, не имеющих зачастую необходимых знаний об электричестве и его опасностях.
Рисунок 3 - Виды электрического тока
Вкратце рассматривая процессы, связанные с электротравмами, необходимо учесть, что в живых тканях непрерывно происходит обмен веществ, подчиненный биохимическим и биофизическим закономерностям. Когда живая ткань оказывается в электрической цепи под напряжением, то происходит возбуждение молекул, при котором нарушается обмен веществ и изменяются электрические характеристики тканей. Особенность живых тканей состоит в том, что происходящие в них биофизические и биохимические процессы могут существенно изменяться в результате действия электрического тока и раздражения нервной системы. Сложные процессы в живых тканях в свою очередь влияют на сопротивление тела человека. Поражения человека электрическим током зависят от рода тока. Наиболее часто встречаются постоянный ток 1 и переменный синусоидальный ток 2 (рис.3). Переменный ток более опасен, чем постоянный. Часто встречается также выпрямленный ток (3 и 4), ток, возникающий при разряде конденсатора (5), а также ток периодического разряда конденсатора на цепь с индуктивностью (6). Величины токов по их действию на человека принято подразделять на четыре диапазона (табл.2).
Таблица 2
Диапазон 1: при токах до 15 мА отпускание находящихся под напряжением частей установок, например труб или проводов, еще возможно; при токах 15÷ 25 мА происходит судорожное сокращение мускулатуры, разжатие руки и отпускание находящегося под напряжением проводника невозможно, наступает также небольшое судорожное сокращение дыхательной мускулатуры, однако повреждения возбуждающей нервной системы сердца отсутствуют. Диапазон II: наступает значительное повышение кровяного давления, а также судорожность дыхания вплоть до остановки его. Пока ток протекает, сердце останавливается, после прекращения протекания - работает аритмично. При длительности протекания 25 с. остановка сердца переходит в фибрилляцию. Диапазон III: наступает необратимая фибрилляция желудочков сердца, за исключением случая очень небольшой длительности протекания тока - 0, 3 с. При этом эффекты такие же, как и при протекании токов диапазона II. Диапазон IV: во время протекания тока наступает остановка кровообращения и дыхания, последующая длительная, но обратимая аритмия сердца. При столь больших токах возникают тяжелые ожоги. В целом электрический ток способен вызвать спазм мускулатуры, электролитическое воздействие, фибрилляцию желудочков сердца, тепловое воздействие, воздействие на нервную систему. В литературе иногда указываются предельно допускаемые величины токов. Они представляют собой экспериментальные данные, полученные на животных и распространенные на человека, Воздействие электрического тока в каждом конкретном случае зависит от большого числа самых различных факторов, таких, как состояние здоровья, кожного покрова, нервной системы, атмосферы, одежды, от того, какими частями тела соприкасается человек с токоведущими частями, от длительности протекания тока, рода тока и т. д. При одних стечениях обстоятельств протекание определенной величины тока может вызвать тяжелый исход, при других - не вызвать никаких неприятностей. Величина же тока, безусловно, влияет на последствия. Чем больше ток, тем выше вероятность тяжелых электротравм. Многочисленные наблюдения показали, что неожиданные прикосновения к токоведущим частям вызывают острое раздражающее действие на организм человека без видимых последствий либо с последствиями в виде местных поражений. Под электротравмой обычно понимают нарушение анатомических соотношений и функций тканей или органов, сопровождающееся местной и общей реакцией организма и вызванное воздействием электрического тока. При электротравмах может образовываться, а может и не образовываться электрическая цепь, проходящая через тело человека. Во втором случае поражение может проявиться в ожоге электрической дугой, ослеплении и травмах при падении. Основной источник электротравм - повреждение изоляции токоведущих частей электрооборудования. Повреждения происходят по разным причинам: как вследствие естественного «старения» - ухудшения со временем электрических и механических характеристик изоляции, так и вследствие неблагоприятного воздействия на нее во время аварийных процессов, например при чрезмерном нагревании и воздействии электродинамических усилий, вызванных токами коротких замыканий. К изоляции предъявляют определенные требования в отношении ее качества. Эти требования сформулированы в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ), Правилах технической эксплуатации (ПТЭ), в государственных стандартах. Во время эксплуатации оборудования сопротивление изоляции ухудшается. О допустимости эксплуатации изоляции судят по разности величин ее сопротивлений во время эксплуатации и перед вводом оборудования в действие. Если снижение сопротивления произошло на величину 30 % и более, то сопротивление изоляции считается недостаточным (ПТЭ). Огромную роль в повышении безопасности работы электрооборудования напряжением выше 1000 В имеют испытания изоляции повышенным напряжением преимущественно постоянного тока. Около 80 % всех электротравм происходит при однополюсных соприкосновениях человека с токоведущими частями. Сопротивление образующейся при этом электрической цепи зависит обычно от изолирующих свойств пола. Этими свойствами во многом определяется опасность электротравм. Еще с начальных этапов развития электротехники к числу эффективных защитных средств относили заземление корпусов электрооборудования и конструктивных металлических частей электроустановок, которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции токоведущих частей. Наряду с упомянутым заземлением к защитным мероприятиям от поражений электрическим током относятся также устройство изолирующих площадок для обслуживания оборудования, если выполнение заземления представляет значительные трудности, а также автоматическое отключение поврежденных участков. Снижение электротравматизма достигается разработкой и внедрением эффективных мероприятий по охране труда. Весьма важно проводить тщательный анализ электротравм, выявлять те отрасли народного хозяйства, где травмы случаются наиболее часто, с тем чтобы предусмотреть систему мер, направленных на повышение безопасности работы людей. Пока еще остается высоким электротравматизм на отдельных предприятиях коммунального и сельского хозяйства. Часты поражения электрическим током при работе с переносными электроприборами из-за повреждения изоляции проводов. При сооружении так называемых «времянок» - электрических сетей, подающих электроэнергию к нестационарным установкам, используемым, например, на строительстве, иногда нарушаются правила и применяются провода, для этих целей не предназначенные, что и приводит к электротравмам. Времянки» во многих случаях являются источником повышенного травматизма. Строгое соблюдение правил по охране труда и изучение опасностей электрического тока позволяют существенно снизить электротравматизм. Меры первой помощи. Если пострадавший в сознании, но до этого был в обмороке или продолжительное время находился под током, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача и дальнейшее наблюдение в течение 2-3 ч, а в случае невозможности быстро вызвать врача - срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, но сохранившего дыхание, нужно удобно уложить на мягкую подстилку, расстегнуть одежду, обеспечить приток свежего воздуха и дать понюхать нашатырный спирт. Затем растереть тело, укрыть его и вызвать врача. В случае, когда пострадавший не дышит или дышит редко и судорожно, нужно делать искусственное дыхание. При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения) у пострадавшего нельзя считать его мертвым. Смерть часто бывает кажущейся, и признать ее может только врач. Для успешного оживления людей дорога каждая секунда. Поэтому меры первой помощи должны оказываться немедленно и непрерывно в том месте, где произошел несчастный случай. Переносить пострадавшего можно только лишь тогда, когда ему или оказывающему помощь угрожает опасность, а также при неблагоприятных обстоятельствах - в случае дождя, сырости, темноты и т. п. Искусственное дыхание нужно делать до тех пор, пока не появятся признаки самостоятельного дыхания. Однако если дыхание начнет ослабевать, то искусственное дыхание необходимо возобновить. Пришедшего в сознание, требуется уложить, согреть и дать валериановой настойки (15-20 капель). Библиография. Техника использования литературы в учебной работе важна начинающим студентам прежде всего для того, чтобы уметь пользоваться теми книжными богатствами, которые за многие годы накоплены в библиотеках, и для того, чтобы уметь находить ту конкретную литературу, которая будет нужна для текущей работы студента: подготовки к экзаменам, зачетам, лабораторным работам; выполнения проектов и учебных исследований. Читателю часто приходится иметь дело со значительными книжными собраниями. Так, в библиотеке Московского энергетического института имеется около 2 млн. томов, а фонд Государственной библиотеки им. В. И. Ленина - национального книгохранилища насчитывает около 27 млн. томов. Для удобного пользования библиотечными фондами существуют специальные каталоги. Каждому читателю следует иметь представление о двух основных типах каталогов: алфавитном и систематическом. Алфавитный каталог содержит карточки с описаниями книг, располагаемых в алфавитном порядке фамилий авторов, заглавий и коллективов, т. е. организаций, от имени которых опубликована данная работа. Если книга имеет не более трех авторов, ее описание следует искать в каталоге по фамилии авторов; если число авторов больше трех, то карточка ставится в каталог в алфавитном порядке заглавия; таким же образом в алфавитном порядке заглавий располагаются карточки с описаниями журналов. В отдельных случаях книги и периодические издания располагаются в каталоге в алфавитном порядке учреждений, общественных или иных организаций, рассматриваемых как авторы материала, опубликованного от их имени (так называемый коллективный автор). В алфавитном каталоге описания книг располагаются независимо от их содержания. На букву «М» будет стоять карточка с описанием романа, автор которого Морозов, сборника статей нескольких авторов, заглавие которого «Миниатюризация аппаратуры», и трудов Московского энергетического института (Московский энергетический институт в данном случае рассматривается как коллективный автор). На карточке кроме описания стоит шифр книги, указывающий ее место на полках книгохранилища. Алфавитный каталог служит для быстрого нахождения конкретного произведения, выяснения наличия этого произведения в фондах данной библиотеки. Алфавитный каталог можно сравнить с адресным бюро, позволяющим быстро найти «адрес» книги. Если читателю неизвестны авторы и заглавия книг, с которыми он хотел бы познакомиться по определенному вопросу, ему следует обратиться к систематическому каталогу. В систематическом каталоге описания произведений группируются в соответствии с их содержанием (по отраслям знаний и их подразделениям) и размещены в определенной логической последовательности. Карточки на книги, относящиеся к одной отрасли знания, объединяются в систематическом каталоге, образуя отдел данной отрасли знания (например, «Технические науки»). В систематическом каталоге отделы широких отраслей знаний подразделяются на подчиненные, входящие в эти отрасли знания разделы. Например, разделами отдела «Технические науки» будут «История техники», «Горное дело», «Энергетика», «Металлургия», «Технология металлов», «Машиностроение» и др. В каждом разделе систематического каталога будут подразделения. Например, карточки с описаниями литературы по энергетике могут быть сгруппированы в следующие подразделы: «Электрические системы», «Электрические станции», «Техника высоких напряжений» и др. В подразделе «Электрические системы» в отдельные группы собран материал по передаче энергии на расстояние, управлению электрическими системами и т. д. Такая структура систематического каталога дает возможность найти имеющуюся в библиотеке литературу по определенной интересующей читателя теме. В отраслевых библиотеках обычно наиболее подробно разрабатываются разделы систематического каталога, соответствующие данным отраслям. Каждому студенту необходимо познакомиться со структурой своей библиотеки, схемой расположения материала в систематическом каталоге, узнать, какие библиографические указатели имеются в ее фондах.
|