![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заняття № 56
Тема: «Конструкція ланцюгового екскаватора» Многоковшовый цепной экскаватор (рис. 1) зачерпывает горную массу ковшами 1, укрепленными на бесконечной цепи, двигающейся по ковшовой раме 2 и приводимой в движение приводной звездочкой 3. Двигаясь по забою снизу вверх, ковши заполняются горной породой и транспортируют ее по приемному желобу 4 к приводной звездочке, где они опрокидываются и порода высыпается в бункер или на приемные промежуточные конвейеры, откуда она через погрузочные устройства поступает в вагоны или на магистральный конвейер. Рис. 1. Конструктивные схемы многоковшовых экскаваторов: а —с гусеничным ходовым оборудованием; б —с рельсовым ходовым оборудованием Исполнительный орган при отделении стружки от массива движется в горизонтальной и вертикальной плоскостях (рис. 1, а). Основные рабочие движения —прямолинейное движение ковша в плоскости рисунка, определяемое скоростью резания и поперечная подача ковшовой рамы (или транспортная скорость экскаватора, если он работает поперечным черпанием). Цепные экскаваторы поперечного черпания различают по следующим основным признакам: взаимному расположению экскаватора и забоя; конструкции рабочего оборудования; способу подачи рабочего оборудования в забой; конструкции разгрузочных устройств; способу связи рабочего оборудования с ходовой тележкой; типу ходового оборудования. По взаимному расположению экскаватора и забоя различают экскаваторы нижнего черпания (забой расположен ниже уровня передвижения экскаватора) и экскаваторы верхнего черпания (забой выше уровня передвижения экскаватора). У современных моделей экскаваторов рабочее оборудование может легко перестраиваться с верхнего черпания на нижнее и наоборот (см. рис. 1). Разработка забоя верхним черпанием менее энергоемка, однако для верхнего черпания в большинстве случаев более рационально применять роторные экскаваторы. В зависимости от конструкции рабочего оборудования экскаваторы могут быть: с жестко направленной ковшовой цепью, свободно провисающей нижней ветвью ковшовой цепи и комбинированные. По способу подачи рабочего оборудования в забой цепные экскаваторы могут быть веерного или параллельного черпания. Современные экскаваторы в зависимости от конструктивного исполнения ковшовой рамы и машины в целом могут работать тем и другим способом. При параллельном черпании снимается стружка одинаковой толщины о всей длине забоя (ковшовой рамы); а при веерном черпании— стружка треугольного поперечного сеченияс максимальной толщиной у конца ковшовой рамы и минимальной — вблизи экскаватора. По конструкции разгрузочных устройств экскаваторы выпускают с центральным разгрузочным бункером и непосредственной погрузкой на транспорт (рис. 1, б) и с консольными ленточными разгрузочными конвейерами (рис.1, а). В последнее время находят применение цепные экскаваторы с консольной отвалообразующей стрелой, длина которой может достигать 60—100 м. Разгрузочные конвейеры устанавливают в основном на гусеничных машинах. У экскаваторов с рельсовым ходом подвижный состав, как правило, пропускают под корпусом машины через портал, на котором установлены бункеры и погрузочные устройства. Экскаваторы называют однопортальными, если под ними проходит один железнодорожный транспортный путь, и двухпортальными — если два пути (см. рис. 1, б). Одной из существенных особенностей работы крупных многоковшовых экскаваторов (при условии отгрузки горной массы на железнодорожный транспорт) является то, что во время работы по специальной рельсовой колее движется сам экскаватор, а не нагружаемый им железнодорожный состав. По способу связи рабочего оборудования с ходовой тележкой экскаваторы подразделяют на неповоротные и поворотные. У первых рабочее оборудование жестко связано в горизонтальной плоскости с корпусом и ходовой частью, в связи с чем движение экскаватора строго ориентировано относительно плоскости ковшовой рамы. У вторых — верхняя платформа с рабочим оборудованием может поворачиваться относительно ходового оборудования в горизонтальной плоскости на некоторый угол или 360°. Современные конструкции цепных экскаваторов в основном бывают поворотными. По ходовому оборудованию экскаваторы подразделяют на экскаваторы с рельсовым, гусеничным, рельсо-гусеничным и шагающим (с внутренним опорным башмаком) ходом. В настоящее время цепные экскаваторы изготовляют на гусеничномили, реже, на рельсовом ходу. В ФРГ были изготовлены несколько экскаваторов на рельсо-гусеничном ходу, которые, однако, не нашли широкого применения ввиду сложности конструкции.
|