![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий. Аарти (ар , арьянти – восхвалять) – ритуал поклонения Божественному.⇐ ПредыдущаяСтр 96 из 96
Аарти (ар, арьянти – восхвалять) – ритуал поклонения Божественному. Аватар (ава – из, вниз; аватаран – нисхождение) – воплощение, инкарнация. Авьякта (а – отриц. частица не; вьякта – проявленное) – не‑ проявленное, противоположность вьякты. Адхи‑ йога (адхи – верхнее, высшее) – Высшая Йога. Акаша (а – предлог к; каша – видимое, проявленное) – пустота; эфир как один из элементов пространства; небо. Ананда (а – предлог к; нанд – радоваться, наслаждаться) – блаженство, счастье. Анирвачанья (а – отрицат. частица не; вачанья от вач – слово, выражение) – невыразимое. Антахкарана (антар – внутренний; карана – орган чувства) – психика, ум. Ум в собирательном смысле, включая интеллект (буддхи), эго (ахамкара) и ум (манас). Анубхава (ану – после; бхав – случаться) – прямое восприятие, опыт, сознавание. Опыт, получаемый в конце действия, восприятия, чувства или мысли. В любом переживании единственный переживающий – «я». Следовательно, любая анубхава в е д ё т к основе «я» – «я есть». Атма, Атман (атм – принадлежащий самому себе) – Высшее Я, индивидуальная душа. Атман за пределом трёх гун Пракрита. Действует не атман, а только Пракрита. Атма‑ бхакти (атман + бхакти от бхадж – поклоняться, преклоняться) – поклонение Высшему. Атмарам (атма – я; рам, раман – наслаждаться) – наслаждаться Я. Ахимса (а – отриц. частица не; химса – убийство, насилие) – ненасилие; непричинение вреда мыслью, словом и действием. Брахма (брх – расти, увеличиваться) – Брахма создаёт, увеличивает. Один из богов индуистской троицы: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель. Брахман – Абсолют, Абсолютная Реальность, с её характеристиками – абсолютным существованием (сат), абсолютным сознанием (чит) и абсолютным блаженством (ананда). Согласно Шанкарачарье, Брахман, Абсолют, имеет пять различных фаз: Хираньягарбха – Космическое Я, Ишвара – личный бог в форме Аватара, Джива – индивидуальная душа, Пракрита – бренная Природа и Шакти – созидательная энергия. Брахмасми (Брахман – Высшее; асми – я есть, ас – быть) – «я есть» (асми) символизирует чистое осознание само‑ существования и, следовательно, выражение чистого сознания, или Пурушу. Когда это чистое сознание вовлекается в материю, чистое «я есть» превращается в «я есть то», «я такой‑ то и такой‑ то». Брахмачарья – воздержание, религиозное ученичество с сохранением целибата. Брахмачарья в широком смысле подразумевает не только сексуальное воздержание, но и свободу от стремления к любым чувственным удовольствиям. Буддхи (бодхати – различать, знать) – интеллект, отражение реального в уме. Буддхи – это способность, позволяющая уму воспринимать объекты феноменального мира. Пока буддхи функционирует посредством ума, невозможно познать чистое сознание (будх – пробуждаться, наблюдать). Бхаджан (бхадж – преклоняться) – практика поклонения, молитва. Бхакти – (бхадж – преклоняться) – преданность, преклонение. Отсюда «бхакта» – преданный. Бхога, бхог (бхудж – наслаждаться, переносить) – переживание мирских радостей и горестей. «Бхог» – тот, кто вовлечён в мирские радости и печали. «Бхога марга» – путь мирских стремлений – радостей и печалей. Вайрагья (ви – без; рага – желание) – отсутствие мирских желаний. Равнодушие к нереальному, преходящему. Отсюда полное отсутствие какого‑ либо интереса к объектам удовольствия. Вивека (ви – прочь, без; века – от корня вик – просеивать, отделять, различать) – различение, правильное различение между истинным и ложным, реальным и нереальным. Вивека – это выражение духовного сознания, скрытого за умом. Вивека ведёт к вайрагье. Вишну – один из богов индуистской троицы – Брахма, Вишну, Шива. Вьякта (ви – отдельно, без; акта – пассивная частица) – проявленная материя, эволюционирующая Природа. Вьякти – личность, внешнее «я». Вьяктитва – личность, ограниченное самоотождествление с телом. Гуны – качества, атрибуты. В философии Самкхья три качества Космической Субстанции (Пракрита) таковы: прояснение (саттва), активизация (раджас) и сдерживание (тамас). Гуру – духовный учитель, наставник. Деха – физическое тело. Деха‑ буддхи – интеллект, который способствует отождествлению Я с физическим телом. Джаграт‑ сушупти (джагри – быть пробужденным, внимательным, наблюдательным; сушупти – сон) – пробужденный сон. Джива, дживатман (джив – жить) – индивидуальная душа. Согласно Веданте, джива возникает в результате ложного отождествления атмана с телом, чувствами и умом. Атман + чувство делания = джива. Джняна (джня – знать) – знание, особенно высшее знание, полученное в медитации. Джняни – знающий. Джняна – это реализация единства всех вещей в Брахмане. Дигамбара (диш, дик – сторона света, направление неба; амбар – одежды) – обнажённый, облачённый в стороны света. Йог – тот, кто практикует Йогу. Йога (йудж – соединять) – одна из шести систем индуистской философии. Йога учит средствам, с помощью которых индивидуальный дух (дживатма) может быть объединён с Универсальным Духом (Параматма). Считается, что система Йоги была создана Патанджали. Йога‑ вхрашта – тот, кто выпал из высокого состояния Йоги. Йога‑ кшетра – поле Йоги, физическое тело в философском смысле (кшетра – поле). Йога‑ садхана – духовная практика Йоги. Кальпана – воображение, фантазия. Карана – причина; начальная причина, неизменно предшествующая результату; непроявленная потенциальная причина, которая постепенно принимает форму видимого следствия; материальная причина вселенной. Карана – это космическая энергия в потенциальной форме. Карма (карма – делать, совершать) – действие, особенно ответное действие, хорошее или плохое. Карма бывает трёх видов: санчита (накопленная в предыдущих рождениях), прарабдха (часть прошлой кармы, выделенная для работы над ней в этой жизни) и агами (текущая карма, результаты которой проявятся в будущем). Лила – игра, забава; космос, воспринимаемый как божественная игра. Лила не является Абсолютной истиной Брахмана. Это частичная истина, неотличимая от неистины. Например, лёд можно описать как воду и как пар. Оба утверждения верны только частично. Мана, манас (ман – думать) – ум, понимание. Манас – это способность мыслить, способность различать. В философии Ньяя манас рассматривается как некая сущность, отличная от Атмана, души. Манана (ман – думать) – медитация, размышление. Мантра (ман – думать; тра – агентивный суффикс) – заклинание, прославление, инструмент мысли, совершенные звуки, визуализируемые как буквы и произносимые как слоги. Мантра – это группа слов, постоянное повторение которых даёт специфические результаты. Марга – путь. Маха‑ вакья (вак – слово, звук, выражение; вакья – речь, фраза, сказанное; Маха‑ вакья – маха, великий, наивысший + вакья, фраза, произнесённое) – наивысшее сказанное. Четыре высказывания из Упанишад, выражающие наивысшие ведантические истины, известны как Махавакьи. Это Праджнянам Брахман (сознание есть Брахман), Ахам Брахмасми (я есть Брахман), Тат Твам аси (То есть Ты) и Айам Атма Брахма (Я есть Брахман). Махадакаша (махат – великий; акаша – небо) – великое пространство существования, вселенная материи и энергии. Маха‑ карта (маха – великий; карта – деятель; кар – делать) – великий деятель. Ум является великим деятелем, поскольку он всегда занят, всегда вовлечён во что‑ то. Маха‑ майя (маха – великий; майя – иллюзия) – Великая Иллюзия, Нереальность. Майя – это иллюзорная сила, скрывающая Реальность. Природа майи – обманывать. Майя – это совокупность всех ментальных проекций, Маха‑ мантра – великое заклинание, (см. Мантра). Маха‑ мритью – окончательная утрата иллюзий, великая смерть всего творения. Маха‑ саттва (маха – великий; саттва – бытие, гармоничное существование) – Высшая Гармония. Маха‑ таттва (маха – великий; таттва – реальность, истинная суть) – Великая Реальность, Высшее Сознание. Мокша (мук – отпустить, освободить) – избавление, освобождение от мирского существования. Мукта – освобождённый человек. Мокша‑ санкальпа (мокша – освобождение; санкальпа – намерение) – намерение освободиться от ложного. Мумукшаттва – правильное желание, которое представляет собой искреннюю устремлённость познать Абсолютную Основу и, таким образом, достичь освобождения. В Веданте считается одним из четырёх качеств ищущего Истину: правильное различение (вивека), правильное бесстрастие (вайрагья), правильное поведение (сат‑ сампат) и правильное желание (мумукшатва). Мумукшатва – это интенсивная жажда свободы. Нети‑ нети – не это, не то; аналитический процесс постепенного отрицания всех имён и форм (нама‑ рупа), из которых состоит мир, чтобы достичь вечного, Абсолютной Истины. Нивритти (нир – без; вритти от варт – вращать, возвращать образ жизни) – освобождение от существования в мире, отказ. Нирвана (нис – наружу; вана – унесённый ветром, корень ва – дуть) – окончательное растворение, угасание пламени жизни и, соответственно, освобождение от материи и воссоединение с Высшим Духом (Брахманом). Нарвана – ищущий Нирваны. Нирвикальпа (нир – без; кальпа – сомнения, мысли, фантазии) – свободный от формирования мыслей, без превращений ума. Ниргуна (нир – без; гуна – качество) – необусловленный, не имеющий качеств. Нисарга – естественный, присущий, природный. Парабрахман (пара – вне; Брахман – Абсолютная Реальность) – Высшая Реальность. Парамакаша (парам – высшее, самое отдалённое, величайшее; акаша – пустота) – великое пространство, безвременная и беспространственная Реальность. Отсюда Абсолютное Бытие. Парамартха (пара – вне; артха – цель, истинное знание) – высшая истина. Правритти (пра – до; вритти – стиль жизни) – продолжаемая активность, склонность к мирской жизни. Праджня (праджин – мудрый; пра – высокий; джня – знать) – несамосознающее знание, познающее сознание, чистое осознание. Праджня означает высшее сознание. Пракрити (пра – перед, первый; пар – делать) – Космическая Субстанция, изначальная беспричинная причина феноменального существования, бесформенная, бесконечная, неподвижная, вечная и всепроникающая. Другое название «Авьякта». Пралайя (пра – перед, первый; лайя – угасание, исчезновение) – полное растворение, когда космос сливается с Непроявленным Абсолютом Высшей Реальности. Прана (пра – перед; ана – дыхание) – дыхание жизни, жизненная основа. Прарабдха (пра, прак – до; абдхам, аддхи – резервуар) – судьба; то, что начинается как «задуманное». Отсюда запас санчита кармы (кармы прошлых жизней), который стал судьбой в настоящей жизни. Премакаша (прем – любовь; акаша – пространство, небо) – Брахман в своём аспекте безграничной любви. Другое название Чидакаши, но с акцентом на любви, а не на знании. Любовь – это выражение Я через сердце. Премакаша – это сердце + «я есть», то есть «я есть сердце». Пуджа (пу, пуяти, пута – очищать) – поклонение, восхваление. Пурна – полный, завершённый, абсолютный, бесконечный – описания Брахмана. Пуруша – Космический Дух, вечная и эффективная причина вселенной, дающая видимость сознания всем проявлениям материи (пракрити). Связанность Пуруши в материи вызвана сознанием «я», рождённым Читта‑ вритти, откуда возникают бесчисленные желания. Раджас (ра(н)дж – быть окрашенным, вовлечённым, взволнованным) – движущая сила, активность, энергия. Одна из трёх составляющих Космической Субстанции (саттва, раджас и тамас), без которой две другие не могут проявиться. Сагуна – проявленное состояние с тремя «гунами» – саттвой, раджасом и тамасом. Высший Абсолют, представленный как имеющий качества, такие как любовь, сострадание и т.д., в отличие от Недифференцированного Абсолюта Адвайты Веданты. Саданубхава (сада – всегда; анубхава – переживание) – переживание Предвечной Реальности. Садашива (сада – всегда; шива – милосердный, процветающий) – вечная красота, всегда процветающий. Садгуру (сат – истинное, трансцендентальное бытие; гуру – учитель) – истинный духовный учитель. Садхана (садх – идти прямо к цели, быть успешным) – практика, ведущая к успеху в «сиддхи». Садху (садх – идти прямо к цели) – аскет. Самадхи (сам – вместе; а – предлог к; дхи – соединять, положить вместе) – сверхсознательное состояние, глубокая медитация, транс, экзальтированная погруженность. Практика Йоги, в которой ищущий (садхака) становится одним с объектом своей медитации (садхья), обретая таким образом лишённое качеств блаженство. Самадхи бывает пяти видов: савикальпа – визуализация объекта чувств (обычно идеал или божество) в сфере дуальности, нирвикальпа – вне сомнений, имён и форм, ниссанкальпа – желания перестают приходить в форме «санкальпы», нирвриттик – прекращаются даже невольные движения ума (вритти), нирвасана – останавливается даже инстинктивный подъём «васан». Самвид – осознание. Самскара (санс – вместе; кара – действие, соединять) – ментальный отпечаток, память. Другое название васана, остаточный отпечаток. Сат – трансцендентный аспект Абсолютной Основы в активном состоянии. Противоположность – «асат». Сат‑ санг (сат – истинное, мудрое; санг – объединение) – общение с истинными и мудрыми людьми. Саттва (сат – бытие; тва – абстрактное производное) – бытие, существование, истинная сущность. В Йоге – качество чистоты или гармонии. «Саттвичный» – чистый, истинный. Саттванубхава – переживание (анубхава) подлинной гармонии вселенной (саттвы, бытия). Сат‑ чит (сат – бытие; чит – сознание) – трансцендентальное условие универсальной потенциальности. Сатчитананда (сат – бытие; чит – сознание; ананда – блаженство) – Абсолютная Основа с тремя атрибутами в абсолютном совершенстве. Сатьякама (сатья – истина, Брахман; кама, камана – желание) – тот, кто желает Высшую Истину. Сатьям‑ Шивам‑ Сундарам – истинный, хороший, красивый – сатьям (сат – истинный), шивам (шива – милостивый, процветающий), сундарам (сундар – красивый). Сварга – небесная область. Сварупа (сва – свой собственный; рупа – тонкий элемент формы) – своя собственная форма, природа, характер. Сиддха (садх – идти прямо к цели, быть успешным) – реализованный, тот, кто достиг совершенства. Смарана – вспоминание, ментальное повторение. Сохам (со – он; ахам – я есть) – я есть Он. Сутратма (сутра – нить, струна; атма – душа) – взаимосвязь между всеми существами. Тамас – темнота, инерция, пассивность. Одна из трёх составляющих (гун) Космической Субстанции (саттва, раджас, тамас). Тат‑ сат (тат – то; сат – истина, Бытие, Реальность) – это есть Истина. «Ом Тат Сат» – это священная фраза, в которой Брахман отождествляется с каждым из трёх слов. Таттва (тад, тат – то; тва – абстрактный суффикс, «таковость») – истинная сущность, Реальность. Турия (турия – четвёртый) – сверхсознательное состояние самадхи, четвёртое состояние души, в котором она становится единой с Брахманом, высшее осознание. Туриятита (турия + атита, вышедший за пределы) – за пределами высшего осознания. Тьяга – отказ. Тьяга – это отказ от плодов любой работы, т.е. тьяги должен совершать карму с непривязанностью и без ожидания результатов. Упарати (упа – к, под, вниз; рати – покой, отдых, от корня рам – удовлетворять) – покой, отдых, терпение и отказ от всех сектантских ритуалов. В Веданте одно из шести требований (сат‑ сампат): сама – спокойствие, дама – сдержанность, упарати – терпение, титикша – стойкость, сраддха – вера и самадхана – равновесие. Четана (чит – воспринимать) – сознание, внутреннее пробуждение. Чидакаша (чит – воспринимать; акаша – пространство, небо) – Брахман в его аспекте ограниченного знания, пространство осознания. Используется для обозначения сознания, как индивидуального, так и универсального. Чидананда (чит – воспринимать; ананда – радость) – Сознание‑ Блаженство, радость духа. Чидарам (чит – воспринимать; рам – наслаждаться) – радость сознания. Чит (чит – воспринимать) – Универсальное Сознание. Читта (чит – воспринимать) – индивидуальное сознание. Читта имеет природу сознания, которая нематериальна, но находится под влиянием материи. Её можно описать как продукт сознания и материи, или Пуруши и Пракрити. Читта включает в себя все уровни ума, самым нижним из которых является манас. Шива – один из богов индуистской троицы: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель. Шива означает благосклонный, милостивый. Разрушение космоса богом Шивой – это милостивый акт, поскольку разрушение предшествует творению. Шива – это абсолютная любовь основы «я» в человеке. Как разрушитель, Он способствует полному уничтожению человеческого эго. Шравана – слушание писаний, акт слушания.
Библиотека «Тело Света» https://www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm [1] 1. Вечерняя беседа. 2 октября 1979 года. Записано Джозефом Новелерцом, Антверпен, Бельгия.
[2] 2. См. Приложение II в конце книги.
[3] 3. Этот разговор, а также несколько других на последующих страницах, происходил в 1971 году, когда в Восточном Пакистане, сейчас известном как Бангладеш, шла Война. (Прим. составителя.)
[4] 4. В оригинале the deed и the doer. (Прим. пер.)
[5] 5. Современные исследования квантовой физики давно опровергли эту точку зрения. Точка зрения исследователей квантовой физики совпадает с точкой зрения Махараджа в том, что наблюдатель определяет наблюдаемое. См.: Ф. Капра «Дао физики». К.: «София», М.: «Гелиос», 2002. (Прим. пер.)
|