Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личные визиты и беседы
Если сбор и накопление достоверной информации о событиях в стране пребывания, подготовка на этой основе взвешенных предложений, направленных на дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества, являются ключевой целью дипломата, то его личные контакты с представителями страны служат главным средством для достижения этой цели. Конечно, очень много дает повседневное ознакомление с сообщениями средств массовой информации, их тщательная обработка, ведение на этой основе постоянно обновляемых досье, файлов и т. п. Однако пресса не может заменить живых контактов с людьми, с присущей им особой атмосферой взаимного уважения, доверительности — неотъемлемых условий для глубокого познания страны, особенностей ее внутреннего положения и внешней политики. К тому же, полагаясь только на сообщения печати, телевидения и радио, можно незаметно для себя оказаться в плену дезинформации, подчас умело формируемых и направляемых (особенно в условиях тоталитарных режимов) официальных суждений, далеко не всегда отражающих реальное положение дел. В беседе дипломата находят наиболее яркое проявление его профессиональная, в том числе языковая, подготовка, общие эрудиция и культура, глубокие знания положения на родине, особенностей страны пребывания, уровня и характера двусторонних связей, состояния международных отношений, основных международно-правовых документов. Причем, весь этот «багаж» надо держать в голове, не полагаясь на какие-то справочные письменные материалы, которыми при определенных обстоятельствах просто не представляется возможным воспользоваться. Словом, именно личные беседы являются вершиной практической деятельности дипломата, требующей от него подчас максимального интеллектуального, а нередко и нравственного, и нервно-психологического напряжения. Сказанное, как представляется, в немалой степени относится и к беседам деловых людей, коммерсантов, рекламных агентов, стремящихся как и дипломаты, получить от партнера столь желанную информацию, убедить его в проведении той или иной акции, подвести к необходимости заключения соглашения и т. п. Выше было упомянуто о тех визитах, которые должен наносить посол после прибытия в страну своего назначения и вручения верительных грамот. Эти протокольные визиты (визиты вежливости), составляющие «обязательный ассортимент», со временем дополняются и существенно обогащаются рабочими, деловыми встречами и беседами, в ходе которых обсуждаются конкретные вопросы двусторонних и многосторонних отношений. Такие встречи всех членов дипломатического представительства — от посла до атташе — носят политический характер и позволяют получить интересующую посольство информацию, выполнить поручение своего правительства, внести личную лепту в продвижение конкретных переговоров, в организацию международного форума и т. д. Если протокольная практика предопределяет продолжительность визита вежливости в 15–20 минут, то для деловых встреч никаких временных лимитов не устанавливается — все решают интересы дела, взаимопонимание партнеров, профессионализм участников встречи. Международной практике известно два подхода к организации дипломатических встреч — через протокольную службу ведомства иностранных дел (в РФ, как правило, действует именно такой порядок) и напрямую, путем непосредственного обращения в соответствующие, представляющие интерес государственные органы, учреждения и организации. Иногда сочетаются оба подхода. Организация контактов в деловом мире не требует излишней формализации, хотя, разумеется, ни одна встреча не проходит без предварительной договоренности. В развитых странах в крупных компаниях, организациях существуют специальные службы «паблик рилейшэнз», одной из задач которых является оказание содействия в организации, обеспечении протокола и этикета встреч заинтересованных партнеров. В большинстве руководств и наставлений по вопросам дипломатической службы особое внимание уделяется проведению беседы. Иэто понятно, ибо в силу отмеченной особой значимости этой формы работы, дипломат, не умеющий провести толковую беседу, а следовательно, не поддерживающий необходимых контактов в стране своего пребывания, не может считаться полноценным работником и трудно всерьез рассчитывать на успех от его пребывания за рубежом. Круг вопросов, который может быть поднят в беседе дипломата, определяется в немалой степени профессией, служебным положением, интересами его собеседников. В их числе, в зависимости от страны пребывания, ранга и должности дипломатического сотрудника могут быть руководящие деятели государства и официальные лица министерства иностранных дел и других ведомств; члены дипломатического корпуса и политические деятели партий, профсоюзов, молодежных, женских и иных общественных организаций, представителивоенных кругов и деятели культуры и науки, бизнесены банкиры, журналисты и другие лица. Отсюда понятно, что ая эрудиция в сочетании с детальным знанием отдельных проблемявляется неотъемлемым атрибутом «амуниции» дипломата. Можно с уверенностью сказать, что ни один из них не будет страдать от избытка знаний. И вто же время наличие серьезных пробе-лов взнании литературы, основ музыки, живописи ит.д. обязательно сослужат рано или поздно дурную службу. Никогда не удастся расположить к себе собеседника из среды творческой интеллигенции, университетской профессуры, если с первых же минутон обнаружит, что перед ним малоинтересный, серый, безликий человек. А ведь люди именно этого круга обладают нестандартным мышлением, всегда находящимся в дефиците, являются носителями богатых знаний и ценной информации, «вхожи» к власть имущим. К тому же многие видные руководители, политики, дипломаты начинали свой жизненный путь с творческих профессий. Наконец, во всем мире существует незыблемая традиция не «брать быка за рога» с первых минут дипломатической беседы. После взаимных приветствий и сакраментальных двух-трех фраз о погоде полезно коротко поговорить о событиях культурной жизни, новинках в литературе и т. п. и только после этого переходить к деловой части встречи. Хороший психологический настрой для работы создаст сообщаемая в начале беседы информация о новых моментах из жизни своей страны, о чем еще не было сообщений в местных средствах массовой информации. В случае, если дипломату необходимо сделать большое по объему заявление (трудно запомнить) или же небольшое, но очень важное, в котором каждое слово имеет значение, то в дипломатической практике принято и считается обычным такое заявление зачитывать. Текст заявления можно передать собеседнику, если это заранее предусмотрено. Особенно тщательная подготовка необходима, когда дипломата приглашают, подчас неожиданно, в Министерство иностранных дел или в другое ведомство. Трудность таких встреч усугубляется тем, что. в соответствии c широко распространенной протокольной практикой, заранее сообщать о цели подобных приглашений и спрашивать о теме предстоящей беседы не принято. Неожиданные темы сплошь да рядом возникают в ходе «случайных» бесед во время дипломатических приемов, одно из главных назначений которых и состоит в создании таких «случайностей», в обеспечении дополнительных возможностей для получения информации. Нередко, правда, обстоятельно поговорить на приеме не удастся, и дипломат, обменявшись краткой информацией с собеседником, договаривается с ним о специальной беседе. Конечно, невозможно предусмотреть рецепты на все случаи жизни. В дипломатии, как и в любой другой сфере человеческой деятельности успех приходит с опытом, наблюдательностью и упорным кропотливым трудом. Однако в дипломатических руководствах выделяются некоторые специфические сложности, «твердые орешки» которые нередко встречаются на практике. Один из таких трудных вопросов — как реагировать на вручаемую во время беседы ноту, которая по форме и содержанию неприемлема для вашей страны. Рекомендуется ноту обязательно возвращать или не принимать в крайних случаях, при наличии в ней оскорблений, грубых выпадов в адрес страны, ее руководства, официальных представителей. Непринятие ноты — серьезнейший шаг, и когда для него нет действительно достаточных оснований, лучше воздержаться от этой острой акции, могущей вызвать нежелательные последствия для дипломата, поссорить его с властями. Недопустимо уходить от навязываемой дискуссии, по сути дела, трусливо бежать с поля боя, прикрываясь спасительной фразой «я доложу об этом своему руководству». Дипломат должен быть способен защищать свою позицию (это ведь позиция его государства), находить нужные аргументы и контраргументы, проявлять при этом изобретательность, если потребуется, даже изворотливость, при всех условиях ведя дело к фиксированию своей ранее заявленной точки зрения (если, разумеется, речь идет о принципиальных вопросах). Бывают, конечно, ситуации, когда нужно ограничиваться упомянутой фразой и двигаться в беседе дальше, оставив «скользкую тему» для дополнительного обдумывания и консультаций с руководством. Но нельзя злоупотреблять подобными стереотипами, так как они могут в конечном счете создать впечатление о недостаточной квалификации, низком уровне профессионализма дипломатического работника. Давая встречающимся иногда выпадам принципиальный, достойный отпор, недопустимо ни при каких обстоятельствах терять самообладание, впадать в истерию, сбиваться на крики, личные оскорбления. Дипломат сильно проигрывает также как профессионал, если он по складу своего характера человек необщительный, угрюмый, а нередко к тому же — заносчивый и грубый. Напротив, внимательное отношение к людям, общительность и в то же время сдержанность в эмоциях, максимальная корректность во всем помогут ему в решении задач поддержания и расширения дружественных связей в стране пребывания. В работе дипломата существуют свои «запретные плоды» — темы, которых нельзя касаться или которые не должны иметь в его устах негативного звучания. Не принято критиковать внутреннюю и внешнюю политику правительства страны пребывания, ее нравы и обычаи или же неодобрительно отзываться об отдельных лицах. О такой критике всегда становится известно и она может быть расценена как вмешательство во внутренние дела страны пребывания со всеми вытекающими последствиями, вплоть до объявления соответствующего дипломатического работника «персоной нон грата». Не следует критически отзываться и о правительствах третьих стран, с которыми страна пребывания поддерживает дипломатические отношения. Иногда мнением дипломата интересуются представители оппозиционных партий, «подбрасывая» ему критические оценки тех или иных мер своего правительства. Необходимо всячески избегать высказываний своего отношения к подобным оценкам, не уклоняясь вместе с тем от выслушивания мнений своего собеседника, что бывает подчас весьма полезно. Следует проявлять особую осторожность в беседах с журналистами, поскольку при желании сам факт беседы, если даже в ней ничего и не сообщалось, может быть использован в недружественных целях, причем со ссылкой «на круги, близкие к посольству», или «на информацию, полученную во время приема» и т. п. Не должны вводить в заблуждение и оговорки типа «в неофициальном порядке», «неофициальный ответ» и др. Дипломат, независимо от ранга и должностного положения, всегда выступает как лицо сугубо официальное — представитель страны, своего посольства. В беседе каждая из сторон стремится получить максимум информации. Нельзя поэтому сдавать инициативу, допускать ситуацию, когда один собеседник все время спрашивает, а другой только отвечает, не находя возможности спросить в свою очередь. Следует всячески избегать говорить неправду, не стесняться при необходимости уклониться от ответа, сослаться на свою неосведомленность. Особое внимание должно уделяться сообщаемым иногда в беседах цифровым и фактическим данным, следует пользоваться при этом только достоверными сведениями, почерпнутыми из официальных источников. Любой сомнительный факт может поставить под сомнение репутацию дипломата, негативно отразиться на его положении в стране пребывания и на дальнейшей карьере. Необходимо считаться с тем, что, если в беседе сообщено о доверительном характере информации, то к ней так и надо относиться, не разглашать ее в стране пребывания. В противном случае легко утратить доверие партнера, уронить свой престиж, лишиться на перспективу очень важного источника информации. Разумеется, далеко не каждый контакт перерастает в полно-ценную беседу. Это обстоятельство не нужно драматизировать, стремиться во что бы то ни стало «разговорить» человека, с которым дипломат только что познакомился. Лучше проявить такт и выдержку и, не форсируя событий, отложить беседу на будущее. Сам факт знакомства с представителем страны пребывания или членом дипломатического корпуса имеет позитивное значение, так как он способствует улучшению взаимопонимания с партнерами и, самое главное, оставляет «дверь открытой» для последующих встреч, которые могутперерасти со временем в хорошие деловые отношения. Каждая беседа требует от дипломата максимальной собранности и, несмотря на естественные особенности и различия, проходит в конечном счете по единой схеме: взаимные приветствия и небольшая протокольная часть — основное содержание — заключительные протокольные фразы и прощание. Полезны «неожиданные» повороты, «импровизации», которые в соответствии с известной шуткой «хорошо подготовлены», разного рода домашние заготовки, позволяющие придать беседе неординарный характер, расположить партнера и извлечь из встречи с ним максимум пользы. В этих же целях следует постараться заблаговременно получить наиболее полную информацию о партнере (основные моменты биографии, круг интересов, хобби и т. п.), продумать смысловые ходы в беседе, которые могут представить для него интерес, специально приберечь два-три еще неизвестных ему факта, примера. Не противопоказаны, разумеется, к месту, проявление юмора и т. п. Ну и конечно же, важно настроиться с первых минут на конструктивный, деловой тон, вести беседу в спокойной рассудительной манере, демонстрировать доброжелательность, стремление вдумчиво, с пониманием подходить к излагаемому партнером. Даже при серьезном расхождении первоначальных позиций умный дипломат постарается найти то положительное, что может объединить, вынести за скобки разногласия и заложить надежную основу для будущего сближения позиций. Дипломатической практике известно немало случаев, когда талантливо проведенная беседа открывала путь к взаимопониманию, способствовала расчистке завалов в отношениях между государствами. Многое из отмеченного выше может восприниматься и представителями делового мира, осуществляющими контакты со своими зарубежными партнерами. Нормы же этикета, связанные с организацией и проведением дипломатической беседы, действуют, как представляется, напрямую и применительно ко всем другим видам бесед. Воспроизведем здесь некоторые советы в связи с визитами из книги известного в прошлом дипломата, в течение многих лет возглавлявшего Протокольный отдел МИД СССР Ф.Ф.Молочкова: «О дне и часе визита условливаются заранее. Обязательным и строгим протокольным правилом является точное соблюдение времени приезда на визит. Нарушение этого правила рассматривается как проявление неуважения к лицу, принимающему с визитом, и может самым отрицательным образом отразиться на будущих отношениях с этим лицом. Опоздания не допускаются не только на визит, но и на любое другое официальное мероприятие, прибытие на которое в точное время указано в приглашении или определено иным способом. Так называемые объективные причины, приведшие к опозданию, вроде поиска дома, в котором находится лицо, принимающее с визитом, задержки с поездкой из-за интенсивного уличного движения, внезапной неисправности автомашины и т. п… как бы они ни были правдоподобны, фактически не принимаются во внимание, относятся на счет неаккуратности визитера и всегда оставляют неприятный осадок. Чтобы всего этого избежать и на визит явиться вовремя, рекомендуется заранее позаботиться об уточнении адреса, вплоть до предварительной поездки шофера к соответствующему дому, выехать на визит с учетом загруженности автотранспортом улиц города и т. п. Не будет предосудительным приехать на несколько минут пораньше и подождать невдалеке от дома, в котором будет происходить визит, и к точно назначенному времени подъехать к дому. Рекомендуется соблюдать местные протокольные правила относительно формы одежды на визите. В некоторых случаях это может быть визитный костюм, в других — обычный костюм, но темного цвета. Недопустим смешанный костюм. Обувь — темная. По законам гостеприимства инициатива ведения беседы во время визита находится у хозяина дома — у лица, принимающего с визитом, он занимает гостя. Наступившее молчание будет понято гостем как знак окончания визита. Необходимо правильно посадить гостя. В комнате, где принимаются гости (гостиная, кабинет), желательно иметь гостиный гарнитур: диван, кресла, стол. Почетным местом для гостя является диван. Принимающий гостя садится в кресло, стоящее с левой стороны от дивана, чтобы гость, таким образом, оказался сидящим по его правую руку. Или же сесть на диван вместе с гостем, но с левой стороны от гостя. Нельзя гостя сажать к своему письменному столу, а также напротив солнечной стороны (в крайнем случае необходимо заранее опустить оконные занавески). Гость садится после того, как сел принимающий его. В зависимости от местной практики во время визита подаются кофе или чай, легкое угощение и вино. Протокольный визит обычно длится 10–15 минут, но может продолжаться и дольше, если ведется интересная беседа. При нанесении протокольного визита высокопоставленному лицу полезно заранее спросить у служебного персонала, каким временем располагает это лицо. Инициатива ухода с любого визита — протокольного и делового всегда остается за гостем. Исключением является визит к главе государства, где аудиенция прекращается главой государства. В некоторых странах, в особенности с монархическим строем, во время аудиенции у главы государства в беседе не принято задавать ему вопросы. Беседу он ведет сам». (Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика, с. 95–97). § 30. Некоторые дополнительные вопросы организации деловых переговоров и бесед С переходом России к рыночной экономике резко возросло количество делегаций, прибывающих в нашу страну по линии различных ведомств, акционерных обществ, частных компаний и т. п.; соответственно увеличилось и число групп, выезжающих с деловыми целями за рубеж. В принципе основные, рассмотренные выше требования дипломатического протокола и этикета правомерно распространять и на контакты с другими иностранными представителями. Вместе с тем протокольные нормы на уровне делового общения становятся менее консервативными, допускающими большую степень свободы, гибкости в подходе к себе. Важно всегда помнить, что, если при нарушении протокола и этикета в мире бизнеса могут пострадать репутация человека, имидж компании, то при соответствующих нарушениях в дипломатических контактах на карту ставятся честь и престиж государства, в конечном счете его авторитет в международном сообществе. В современных достаточно многочисленных наставлениях по деловому протоколу оправданное внимание уделяется некоторым вопросам, нередко опускаемым в пособиях для дипломатов, ввиду очевидного характера или нацеленности на осуществление соответствующих мероприятий относительно узкого круга лиц, занятых непосредственно хозяйственным, транспортным и иным обслуживанием делегаций. Вместе с тем некоторые дополнения и детали могут представить определенный интерес для лиц, знакомящихся с основами протокола и этикета. Воспроизведем вкратце некоторые рекомендации, излагаемые, в частности, в обобщенном виде в книге Т.И. Холопоеой и М.М. Лебедевой «Протокол и этикет для деловых людей»(М.: «Анкил», 1994, с. 22–34). Подготовка программы пребывания. До приезда иностранной делегации принимающая сторона должна разработать две программы ее пребывания: общую (для гостей) и подробную, которая включает технические детали, необходимые для принимающей стороны, заинтересованных лиц и организаций. Общая программа включает в себя вопросы встречи делегации; деловой части (переговоры, встречи, беседы); приемов; культурных мероприятий; поездок по стране; проводов делегаций. В подробной программе отражаются все организационные моменты, связанные с приемом иностранной делегации: персональный состав встречающих; участие (в случае необходимости) представителей прессы, радио, телевидения; преподнесение цветов; приветственные речи; обеспечение транспортом; размещение в гостинице и т д. Каждый пункт подробной программы требует детальной проработки с обязательным указанием ответственных исполнителей. В случае, если глава делегации прибывает с супругой, то принимающая сторона должна предусмотреть специальную программу, или отдельные мероприятия в общей программе для супруги гостя и супруг лиц, сопровождающих его. При разработке программы следует учесть, что несмотря на рабочий деловой характер визита, во время пребывания делегации принято организовывать неофициальные неформальные встречи как хозяевами, так и гостями. Первая такая встреча всегда организуется принимающей стороной. Для того, чтобы и гости могли воспользоваться возможностью организовать ответную встречу, необходимо запланировать в программе свободный вечер. При составлении программы внимание принимающей организации должно быть сосредоточено на основной цели визита делегации (переговоры, беседы и т. п.). Самое главное в программе — это ее сбалансированность. С одной стороны, она должна удовлетворять профессиональным интересам членов делегации, а с другой — носить и общеобразовательный характер. Порядок встречи, приветствий и представлений. Главное правило при встрече — необходимость соответствия уровней руководителей двух делегаций, которым предстоит провести переговоры. К примеру, главу иностранной фирмы должен встречать руководитель фирмы принимающей, прибывающий в аэропорт (на вокзал) в сопровождении 2–3 человек. Первым представляется главный встречающий; вторым — гость. Затем хозяин встречи представляет своих сотрудников (женщин — в первую очередь); после этого гость представляет членов прибывшей делегации. Вручаемые входящим в делегацию женщинам цветы должны быть завернуты в целлофан. Международный этикет приветствий основывается на следующих правилах: мужчина приветствует женщину первый; младший по возрасту первый приветствует старшего; младший по должности сотрудник-старшего. В процессе представления (знакомства) представляют человека ранее неизвестного, вновь прибывшего — собравшимся, мужчину — женщине, менее известного — занимающему более высокую служебную ступеньку. Во время представления людей старшего возраста обычно называют их титулы и звания. Во многих странах при обращении друг к другу принято присоединять к имени звание или должность. Причем понятия «доктор» пли «профессор» означают обычно принадлежность к творческой профессии и совсем необязательно наличие соответствующей ученой степени или звания. Участвующие в представлении приветствуют друг друга и обмениваются рукопожатиями (мужчины — всегда, а женщины — по обоюдному согласию). Когда мужчину представляют женщине, то руку первой подаст женщина. Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям. Старшая по возрасту женщина подаст руку младшей, руководитель — подчиненному и т. п. Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин и только после этого мужчины приветствуют друг друга. Женщина представляется супружеской парс первой. Осуществляя рассадку по автомобилям, необходимо учитывать, что места в нем делятся на почетные (два задних места: № 1 — справа по ходу движения и № 2 — радом с ним) и менее почетные (переднее, рядом с водителем, обычно предназначенное для переводчика). Если в автомобиль должен сесть еще один пассажир, то он занимает место между двумя главными пассажирами. В этом случае, а также при рассадке в многоместной машине с откидными сидениями места № 1 и 2 не претерпевают изменении, а место рядом с водителем по-прежнему остается наименее почетным. Исключение составляет ситуация, когда в качестве транспорта используется личный автомобиль, а водителем является встречающий член делегации. В этом случае место рядом с ним является наиболее почетным. Протокольно-организационные аспекты проведения переговоров и бесед. Встречи, особенно с официальными представителями, желательно проводить в специально подготовленных помещениях. На столах не должно быть лишних документов. Могут лежать блокноты, карандаши, спички, сигареты, стоять пепельницы, бутылки с минеральной водой и фужеры (перевернутые — признак их неис-пользованности). Кроме того, на столах (в центре или по краям) могут находиться цветы в низких вазах. Встречать иностранную делегацию у подъезда, в вестибюле фирмы следует работнику протокольного отдела, секретарю учреждения и т. п. Он провожает делегацию до помещения, где будут проходить переговоры. Сама принимающая делегация должна в полном составе находиться в этом помещении. Если переговоры длятся продолжительное время, то в перерыве может быть подано угощение: чай, кофе, бутерброды, фрукты и т. д. Желательно угощение гостей организовывать в отдельном помещении. При отсутствии такой возможности угощение вносят в помещение, где ведутся переговоры.
|