Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Менеджмент и управление
Управление возникло вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем или управляющим, а другой — его подчиненным или исполнителем. Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола “to manage” (управлять), а тот в свою очередь — от латинского «рука». Таким образом, менеджмент буквально означает — «руководство людьми». В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Управление — процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности. Менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), свободу в принятии решений, разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка. Возникновение и развитие функции управления связаны с разделением, специализацией и кооперацией труда, техническим прогрессом, обобществлением производства. Не случайно выдающийся экономист нашего столетия А. Маршалл выделил управление в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными — капиталом, трудом и землей. Содержание, цели и задачи управления зависят от того, какие экономические отношения господствуют в обществе. Причем управление можно разделить на два уровня: макроуровень (управление общественным производством) и микроуровень (управление фирмой). В широком смысле понятие «менеджмент» можно определить как теорию управления фирмой. Методологические основы современного менеджмента как научной дисциплины содержат общую теорию систем, теорию организации и управления, концепции зарубежного менеджмента, социологию, психологию и философию. Практику менеджмента составляют конкретные модели эффективного управления, под которыми понимается искусство управления. Теория и практика рассматривают управление как комплексное, целостное и конкретное явление. Если рассматривать менеджмент как систему «субъект-объект» и как систему деятельности по управлению, то он предполагает наличие в качестве объекта хозяйственную деятельность фирмы в целом как ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.). Понятие «менеджмент» используется в нескольких значениях. Во-первых, как процесс управления фирмой, означающий профессиональную организаторскую деятельность, которая направлена на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального преобразования ресурсов фирмы (капитала, материалов, технологии, информации, трудовых ресурсов). Во-вторых, менеджмент рассматривается как организация работы людей, сотрудников, определенный стиль управления. Управление на всех стадиях воспроизводственного цикла (производство, распределение, обмен и потребление) и всеми материально-вещественными и духовными элементами производительных сил и производственных отношений в конечном итоге сводится к управлению людьми в трудовых коллективах хозяйственных организаций. Известный американский ученый в области управления П. Дракер отмечает, что задача менеджмента состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости. В этом смысле ядро менеджмента представляет собой мотивационный механизм индивидуального и группового экономического поведения людей в трудовом коллективе на основе их самоорганизации. В-третьих, менеджмент может рассматриваться как специфический орган функционирующей фирмы, ее руководство. Все фирмы, за исключением мельчайших, имеют четкую иерархию менеджмента, в рамках которого все его члены занимают определенное место в соответствии со своим авторитетом или статусом и имеют определенные функции. Выделяются три уровня управления: низшее звено (органы оказания услуг), среднее звено (распорядительство и организация), высшее руководство (уровень, определяющий общую политику фирмы).
|