Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение об экспертно-криминалистической службе






· 1. Общие положения

· 1.1. ЭКС является экспертно-исследовательским подразделением РТУ ГТК России.

· 1.2. Организационно-методическое руководство экспертно-ис-следовательской деятельностью ЭКС осуществляет ЦЭКТУ, а по вопросам финансирования, материально-технического оснащения и оперативного взаимодействия с подразделениями таможенных органов - Региональное таможенное управление (далее - Управление), в состав которого входит ЭКС.

· 1.3. Создание, реорганизацию и ликвидацию ЭКС осуществляет ГТК России по представлению ЦЭКТУ, согласованному с Управлением, в регионе деятельности которого ЭКС расположена.

· 1.4. В своей деятельности ЭКС руководствуется Таможенным кодексом РФ, иными актами законодательства Российской Федерации, включая нормативные акты ГТК России, существующими нормативно-техническими документами и методиками исследований и экспертиз товаров, предусмотренных международными соглашениями с участием Российской Федерации, а также настоящим Положением.

· 1.5. ЭКС является юридическим лицом, имеет гербовую печать, штампы и самостоятельные бланки со своим наименованием, текущие счета по федеральному бюджету и спецсредствам.

· 2. Основные задачи ЭКС

· 2.1. Организация экспертного обеспечения таможенных органов, в регионе деятельности которых таможенная лаборатория расположена.

· 2.2. Проведение экспертиз и исследований в таможенных целях.

· 2.3. Методическая помощь подразделениям таможенных органов в вопросах использования методов и средств экспертного обеспечения.

· 2.4. Участие в проведении прикладных научных исследований и разработок по проблемам экспертного, методического и технического обеспечения таможенного дела.

· 3. Функции ЭКС

· 3.1. Проводит по решениям таможенных органов Российской Федерации экспертизы и исследования; по результатам экспертно-исследовательских работ дает заключения (справки). Оказывает помощь таможенным органам во взятии проб и образцов товаров.

· 3.2. Совместно с Управлением разрабатывает и внедряет технологии таможенного оформления и контроля товаров, осуществляет мероприятия по организации и совершенствованию взаимодействия таможенных лабораторий с оперативными подразделениями таможенных органов.

· 3.3. Участвует в подготовке нормативных документов, справочных пособий, методических рекомендаций, инструкций, информационных материалов по профилю работы экспертно-исследовательских учреждений.

· 3.4. Оказывает отделам (группам) по товарной номенклатуре и происхождению товаров нормативно-методическую, практическую и техническую помощь.

· 3.5. Осуществляет сбор и учет данных по экспертизам и исследованиям, проведенным таможенной лабораторией, представляет информацию ЦЭКТУ для формирования единого банка данных, а также формирует коллекцию эталонных образцов товаров.

· 3.6. Участвует в разработке и реализации мероприятий по совершенствованию таможенного контроля за выявлением и пресечением импорта недоброкачественных и фальсифицированных товаров в регионе своей деятельности (включая сильнодействующие, ядовитые вещества, наркотические средства, биологическое и химическое сырье, медицинские субстанции, химические вещества, используемые для производства наркотиков) в целях защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров.

· 3.7. Проводит исследования и сертификацию товаров в порядке, согласованном с Госстандартом России.

· 3.8. Проводит научные исследования по разработке методик исследований различных товаров для целей таможенного оформления и таможенного контроля, современных аналитических приборов и технических средств контроля, совершенствованию статистического и информационно-аналитического обеспечения, использованию экспертных баз данных и другим направлениям деятельности экспертно-исследовательских учреждений.

· 3.9. Осуществляет метрологическое обеспечение приборов и оборудования ЭКС.

· 3.10. Организует и проводит информирование и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию ЭКС.

· 3.11. Участвует в организации и обеспечении работы научно-методических семинаров ГТК России по таможенной экспертизе, проводит мероприятия по обмену опытом работы между экспертными учреждениями ГТК России.

· 3.12. Осуществляет сотрудничество и взаимодействие с экспертными учреждениями, функционирующими в зоне деятельности ЭКС, а также по согласованию с ГТК России и ЦЭКТУ - с экспертными учреждениями иностранных государств.

· 3.13. Организует и осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников ЭКС, а также участвует в повышении квалификации должностных лиц отделов (групп) по товарной номенклатуре и происхождению товаров и других подразделений таможенных органов Российской Федерации.

· 3.14. Осуществляет планирование расходов на содержание и развитие ЭКС; представляет на утверждение в Управление сметы расходов на содержание ЭКС.

· 3.15. Осуществляет бухгалтерский учет и отчетность, представляет отчеты в Управление.

· 3.16. В пределах утвержденной сметы развивает материально-техническую и социальную базу ЭКС, создает необходимые условия труда для ее работников.

· 4. Права ЭКС

· 4.1. Получать от таможенных органов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на ЭКС задач и осуществления своих функций, в том числе информацию о принятых решениях по результатам проведенных экспертиз.

· 4.2. Обращаться в таможенный орган Российской Федерации, назначивший экспертизу (исследование), с ходатайством о проведении экспертизы в другом экспертном учреждении, если экспертиза назначена по вопросам, решение которых в ЭКС невозможно из-за отсутствия технических средств либо соответствующих специалистов.

· 4.3. Осуществлять по решению таможенных органов контрольные исследования о соответствии показателей товаров заключениям специалистов, сертификатам и справкам, выдаваемым на них в таможенных целях экспертными и научно-исследовательскими организациями, не входящими в систему ГТК России. Производить на договорной основе экспертизы по поручениям и постановлениям правоохранительных и судебных органов, а также исследования (экспертизы), информационно-консультационные работы по обращениям других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан. Доход от указанной деятельности используется на развитие ЭКС и увеличение расходов по заработной плате.

· ЭКС вправе проводить экспертизы и исследования на хоздоговорной основе при условии, что это не будет отрицательно сказываться на сроках выполнения ею экспертиз и исследований по поручениям и постановлениям таможенных органов.

· 5. Заключительные положения

· 5.1. ЭКС организует свою работу на основе текущих и перспективных планов, утверждаемых ЦЭКТУ, во взаимодействии со структурными подразделениями Управления.

· 5.2. Назначение экспертиз таможенными органами производится в приоритетном порядке в ЭКС в соответствии с перечнем выполняемых ЭКС экспертно-исследовательских работ.

· 5.3. Структура и общая штатная численность ЭКС утверждается ГТК России.

· 5.4. Таможенную лабораторию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом ГТК России по представлению ЦЭКТУ, согласованному с Управлением.

2. Таможенные экспертизы в ЭКС ГТК России осуществляются по решениям таможенных или других правоохранительных органов РФ по уголовным и гражданским делам, при разрешении споров в арбитражных судах, по делам о нарушении таможенных правил, а также при проведении таможенными органами РФ таможенного контроля и таможенного оформления.

В ЭКС ГТК России могут также проводиться исследования (экспертизы) в связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан, если они не связаны с производством по уголовным и гражданским делам, разрешением споров в арбитражных судах и по делам о нарушении таможенных правил, а также с проведением таможенными органами России таможенного контроля и таможенного оформления.

Производство таможенных экспертиз по заданиям таможенных органов РФ проводится ЭКС ГТК России бесплатно за счет средств, выделяемых ЭКС ГТК России.

Производство экспертиз по решениям других правоохранительных органов, а также в связи с обращениями иных государственных органов или предприятий, организаций, предпринимателей и граждан оплачивается вышеуказанными органами, организациями, предприятиями, предпринимателями и гражданами согласно заключенным с ними ЭКС договорам о производстве экспертиз.

ЦЭКТУ осуществляет работу по совершенствованию технологий таможенного оформления и таможенного контроля. В частности, для облегчения процедуры оформления поручений на производство экспертиз, которые таможенные органы направляют в ЭКС ЦЭКТУ разрабатывает перечни основных вопросов, которые решаются в ЭКС при выполнении экспертиз отдельных видов. Такие списки типовых вопросов утверждаются приказами ГТК России и рассылаются для использования в таможенных органах. Это облегчает работу не только таможенных органов, но и самой ЭКС.

Структура ЭКС определяется ее размерами, штатным составом и другими факторами, зависящими от решаемых задач. В любом случае в ее структуре имеются экспертные отделы по отдельным направлениям экспертиз и группам товаров; аналитические отделы, занимающиеся анализом работы и совершенствованием технологий таможенного контроля и взаимодействия с таможенными органами, а также вспомогательные отделы или службы, обеспечивающие работу ЭКС в целом. Специализация экспертных отделов по видам экспертиз и группам товаров способствует повышению оснащенности специализированным аналитическим оборудованием и квалифицированными кадрами, что обеспечивает условия для повышения качества экспертных исследований.

В ЭКС готовят ряд методических документов, которые после утверждения издаются в виде приказов, распоряжений или указаний ГТК России и используются таможенными органами при назначении экспертиз.

Приведем в качестве примера вопросы, которые ставятся ЭКС при выполнении отдельных видов экспертиз и по приоритетным группам товаров.

1. Идентификационная экспертиза - установление принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров, индивидуальных признаков товара, соответствия товара установленным качественным характеристикам и техническому описанию. Эксперт должен определить:

· к какому классу или группе однородных товаров относится данный товар;

· наименование и принадлежность товара (неизвестного объекта), в том числе к изделиям (веществам), ввоз/вывоз которых ограничен или они запрещены к обороту;

· соответствие товара качественным характеристикам и техническому описанию на него.

2. Химическая экспертиза - исследование химического состава, количественного соотношения различных химических соединений представленного объекта. Эксперт должен установить:

· химический состав объекта;

· не содержатся ли в нем элементы, указывающие на принадлежность к определенным группам товаров, подлежащих особому контролю (драгоценные металлы, наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, озоноразрушающие вещества, спирт этиловый и др.);

· содержание компонентов в объекте;

· идентификацию товара (вещества) по химическому составу и соотношению компонентов в нем.

3. Технологическая экспертиза - определение возможности помещения товара под таможенный режим переработки на (вне) таможенной территории РФ и под таможенным контролем. Эксперт должен определить:

· нормы выхода продуктов при переработке определенного вида сырья;

· расход сырья при получении определенного продукта;

· идентификацию сырья в продукте переработки;

· является ли процесс переработки непрерывным технологическим процессом;

· место происхождения товара;

· технологию производства представленного для исследования товара (уточнить или подтвердить);

· полноту использования сырья при производстве определенного товара.

4. Материаловедческая экспертиза - определение принадлежности товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов. В ходе исследования устанавливают:

· из какого материала изготовлено изделие;

· каковы физические, химические и механические свойства материала;

· технологические критерии, оказывающие влияние на классификацию исследуемого материала.

5. Товароведческая стоимостная экспертиза - определение стоимости товара на основе его качественных показателей, основных свойств и факторов. Эксперт должен установить:

· таможенное наименование товара согласно ТН ВЭД; качественные показатели товара, влияющие на его стоимость; оптовую рыночную стоимость товара.

6. Оценочная экспертиза - определение потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность. Эксперт должен установить:

· принадлежность и потребительские качества товара;

· товарные свойства в соответствии с НТД;

· оптовую рыночную цену товара.

7. Минералогическая (геммологическая) экспертиза - определение природы драгоценных камней, категории их качества и стоимости. В ходе исследования устанавливают:

· является ли товар природным, искусственным (синтетическим), реконструированным, ограненным или неограненным, драгоценным, полудрагоценным или поделочным камнем;

· рыночную стоимость представленных на исследование камней.

Вопросы, решаемые при исследовании некоторых приоритетных групп товаров:

1. При исследовании пищевых продуктов определяют:

· относится ли товар к детскому или диабетическому питанию; является ли товар пищевой добавкой;

· соответствует ли качество представленного на исследование продукта сертификату безопасности;

· содержатся ли в исследуемом продукте запрещенные пищевые добавки;

· является ли товар натуральным продуктом или фальсифицированным и по каким показателям;

· компонентный (ингредиентный) состав продукта;

· содержит ли данный продукт молочный жир и каково его содержание;

· содержит ли данный продукт какао и каково содержание масла какао;

· содержание кофеина в готовых продуктах из кофе;

· является ли данный продукт сахаром белым или сахаром-сырцом;

· потребительские качества и оптовую рыночную стоимость (цену) товара.

2. При исследовании алкогольных напитков определяют:

· соответствует ли качество представленного на исследование

· продукта сертификату безопасности;

· содержание этилового спирта в напитке;

· натуральное вино или специальное;

· содержание ароматизирующих или растительных добавок в напитке;

· является ли данный продукт виноматериалом, каким способом он получен;

· игристое вино или шипучее;

· соответствует ли вино, водка, коньяк требованиям стандарта по физико-химическим и органолептическим показателям;

· соответствует ли вино, водка, коньяк наименованию, указанному на этикетке, или исследуемый продукт является имитацией этих напитков;

· идентификацию спирта-сырца, коньячного спирта или вино-материала;

· потребительские качества и оптовую рыночную стоимость (цену) товара.

3. Производство таможенных экспертиз осуществляется в соответствии с требованиями действующего на территории РФ уголовно-процессуального и таможенного законодательства, а также законодательства РФ об административных правонарушениях. Таможенные экспертизы назначаются таможенными органами России как в ходе проведения таможенного контроля или таможенного оформления, так и в процессе производства по делам о НТП или осуществления таможенными органами дознания по уголовным делам о контрабанде и иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Порядок назначения экспертизы установлен ст. 346 Таможенного кодекса РФ: " Признав необходимым проведение экспертизы, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, выносит постановление об этом, в котором указываются основание назначения экспертизы, фамилия эксперта либо название ЭКС или другого соответствующего учреждения, в которых должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, материалы, предоставленные в распоряжение эксперта".

По решениям таможенных органов РФ экспертизы проводятся экспертными учреждениями, находящимися на территории РФ, включая экспертные учреждения ГТК России (ЦЭКТУ и ЭКС), а также вне экспертных учреждений лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, в том числе штатными работниками таможенных органов России.

В качестве экспертов не могут быть привлечены лица, ранее участвовавшие по этому делу или по конкретному факту проведения таможенного контроля или таможенного оформления в качестве специалистов, в том числе и во взятии проб и образцов, а также в качестве должностных лиц таможенных органов РФ. Эксперт также не может принимать участие в производстве экспертизы по уголовному делу при наличии оснований, предусмотренных статьями 61 и 70 УПК РФ.

Решения таможенных органов о производстве экспертиз оформляются в виде поручений о проведении экспертиз; постановлений о назначении экспертиз.

Поручение о проведении экспертизы оформляется до заведения дела о нарушении таможенных правил (НТП), когда в процессе проведения таможенного контроля или таможенного оформления возникла необходимость в производстве экспертизы.

Постановление о назначении экспертизы выносится в процессе производства по делу о НТП после заведения таможенным органом такого дела.

При производстве дознания по уголовному делу также выносится постановление о назначении экспертизы, но оформляется по несколько иной форме.

Экспертиза может быть назначена:

· при проведении таможенного контроля или таможенного оформления - должностным лицом таможенного органа РФ, осуществляющим таможенный контроль или таможенное оформление, с согласия начальника этого органа или его заместителя либо соответствующего начальника отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителя;

· при ведении дел о НТП - должностным лицом таможенного органа, в чьем производстве находится дело о НТП, с согласия начальника этого органа или его заместителя либо начальника соответствующего отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителя, а при рассмотрении этого дела - должностным лицом таможенного органа, в чьем рассмотрении находится дело.

Постановление о назначении экспертизы по уголовному делу, вынесенное производящим дознание лицом, утверждается начальником соответствующего таможенного органа РФ или его заместителем либо начальником соответствующего отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителем.

В поручении или постановлении о назначении экспертизы указываются:

· дата и место составления поручения (постановления) о назначении экспертизы, наименование таможенного органа, назначившего экспертизу, и его адрес, номер дела о нарушении таможенных правил или уголовного дела, по которому назначена экспертиза;

· должность и фамилия лица, назначившего экспертизу;

· наименование экспертизы;

· основания для назначения экспертизы;

· наименование экспертного учреждения, в котором должна быть осуществлена экспертиза, а если ее проведение назначено вне экспертного учреждения, в том числе штатным работником таможенного органа, не являющегося экспертным учреждением ГТК России, то фамилия, имя, отчество, специальность и должность лица, которому поручается производство экспертизы;

· вопросы, поставленные перед экспертом;

· материалы, представленные в распоряжение эксперта (объекты экспертного исследования - предметы, документы, в том числе пробы и образцы товаров с приложенной к ним сопроводительной документацией, грузовые таможенные декларации, ГОСТы, технические условия, сертификаты и паспорта качества, технологические регламенты, чертежи, фотографии, образцы для сравнительного исследования и документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы, иные материалы, имеющие значение для производства экспертизы);

· в случае дополнительной или повторной экспертизы - заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения эксперта о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также материалы, относящиеся к предмету экспертизы и поступившие после дачи первичного заключения (экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам как новая экспертиза и не является ни дополнительной, ни повторной).

Представленные для экспертных исследований пробы и образцы товаров направляют на экспертизу вместе с протоколами взятия проб и образцов.

Пробы и образцы товаров, а также вещественные доказательства, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим образом упакованы и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки, если экспертиза назначается в ходе проведения таможенного контроля и таможенного оформления.

Изъятые образцы, товары и вещественные доказательства по делу о НТП или по уголовному делу направляют на экспертизу соответствующим образом упакованными и опечатанными ярлыком обеспечения сохранности упаковки.

Взятие проб и образцов товаров, а также изъятие вещественных доказательств проводится в соответствии с требованиями таможенного и уголовно-процессуального законодательства.

В частности, в ст. 347 Таможенного кодекса РФ говорится: " Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе получать у физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, руководителя или заместителя руководителя, иных работников предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, образцы подписи, почерка, брать пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, выносит постановление о взятии проб и образцов. О взятии проб и образцов составляется протокол".

Порядок и условия производства экспертиз в экспертных учреждениях ГТК России определяются таможенным и уголовно-процессуальным законодательствами, законодательством РФ об административных правонарушениях, а также Положением об организации производства таможенных экспертиз в ЭКС ГТК России (далее - Положение).

Таможенное и уголовно-процессуальное законодательства, действующие в России, предусматривают участие в производстве по делам о НТП и при проведении дознания по уголовным делам о контрабанде специалистов, т. е. физических лиц, обладающих специальными знаниями и навыками, не заинтересованных в исходе дела. Участие последних при проведении таможенного контроля или таможенного оформления не противоречит положениям Таможенного кодекса РФ.

Таможенные органы России могут привлекать специалистов любых государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности, включая экспертов экспертных учреждений, для оказания содействия в проведении таможенного контроля или таможенного оформления, в том числе для участия во взятии проб и образцов товаров, проведении экспресс-анализа веществ на содержание в них наркотических средств, в личном досмотре физических лиц (при их обследовании медицинским работником) и в других необходимых для целей таможенного контроля и таможенного оформления случаях.

По поручению должностного лица таможенного органа России, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП, специалист обязан:

· участвовать в производстве конкретных процессуальных действий, используя свои специальные знания и навыки для оказания содействия указанному должностному лицу таможенного органа РФ в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращать внимание на связанные с этим обстоятельства и давать пояснения по поводу выполняемых им действий и других вопросов, требующих специальных знаний и навыков;

· участвовать в проверке отдельных сторон деятельности предприятия и организации;

· помогать упомянутому должностному лицу таможенного органа РФ правильно изложить в протоколах выявленные факты и обстоятельства.

Специалист вправе:

· с разрешения должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП, задавать вопросы свидетелям и лицам, привлекаемым к ответственности за правонарушение;

· делать заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств;

· использовать научно-технические средства и методы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств;

· проводить наблюдения, измерения и опыты;

· давать консультации должностному лицу таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП, по поводу вопросов, требующих специальных знаний и навыков;

· знакомиться с относящимися к конкретным процессуальным действиям протоколами и актами, в проведении которых он участвовал, делать к этим протоколам и актам замечания относительно их содержания. Такие замечания вносятся в протоколы и акты или приобщаются к ним;

· подписывать указанные протоколы и акты.

Участие лица в производстве по делу о НТП или в его рассмотрении в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этому же делу как свидетеля. Требование дознавателя о вызове специалиста обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает специалист.

Перед началом следственного действия дознаватель удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к подозреваемому. Дознаватель разъясняет специалисту его права и обязанности и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей, что отмечается в протоколе соответствующего следственного действия и удостоверяется подписью специалиста.

Специалист обязан: явиться по вызову; участвовать в производстве следственного действия, используя свои специальные знания и навыки для содействия дознавателю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; обращать внимание дознавателя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств.

За отказ или уклонение специалиста от выполнения своих обязанностей к нему могут быть применены меры общественного воздействия или наложено судом денежное взыскание.

В качестве специалистов могут привлекаться работники экспертных учреждений, врачи, педагоги, товароведы, искусствоведы и другие физические лица, в том числе и работники таможенных органов России, не заинтересованные в результатах дела и обладающие специальными познаниями и навыками.

Участие специалиста и эксперта в уголовном деле имеет много общего: они привлекаются при необходимости использования специальных знаний. Но специалист при выполнении того или иного следственного действия лишь помогает дознавателю в непосредственном обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; результаты его деятельности отражаются в протоколе. Производство же экспертизы - самостоятельное процессуальное действие. Эксперт имеет дело с уже собранными доказательствами. На основе их исследования он устанавливает новые фактические данные и составляет заключение, являющееся самостоятельным источником доказательств.

Лицо, участвовавшее в качестве специалиста, впоследствии не может быть назначено экспертом по данному делу.

Привлечение специалиста не требует вынесения специального постановления. Порядок вызова специалиста, если он является работником экспертного учреждения, определяется этим учреждением.

Порядок взятия проб и образцов товаров

Порядок взятия проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также права и обязанности должностных лиц таможенных органов РФ, ЭКС и лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, при осуществлении этих операций определяется Положением, утвержденным ГТК России.

Пробы и образцы товаров берут для следующих целей: таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, и их таможенного обложения; подготовки заключений по экспертизам, назначенным в процессе производства таможенного контроля и таможенного оформления; обеспечения защиты интересов потребителей.

Образец товара - это единица продукции, являющаяся тождественной по структуре, составу и свойствам всей серии (партии) продукции.

Проба - оптимально необходимая часть образца товара, тождественная по составу и свойствам всему объекту исследования (экспертизы).

Методики взятия, подготовки и исследования (экспертизы) проб и образцов, а также порядок назначения исследований (экспертиз), упаковки, транспортирования, хранения, учета и распоряжения оставшимися после исследований (экспертиз) пробами и образцами устанавливаются ГТК России.

До введения в установленном порядке методик взятия проб и образцов товаров действуют утвержденные нормативные документы (ГОСТы, ОСТы и пр.), а также документы, принятые в международной практике.

Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут быть взяты: таможенными органами РФ в целях, установленных нормативными актами по своей инициативе либо по инициативе лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров; другими государственными органами, осуществляющими контрольные функции на таможенной границе РФ по разрешению соответствующих таможенных органов РФ; непосредственно лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями по разрешению таможенных органов РФ.

В том случае, если пробы и образцы товаров берутся по инициативе таможенных органов, соответствующее должностное лицо таможенного органа обязано известить лицо, обладающее полномочиями в отношении товара (владельца, перевозчика и др.), о времени и порядке взятия проб и образцов товаров с указанием количества изымаемого товара, используемого в качестве проб и образцов.

Количество товара (в массе, объеме и т.д.), необходимое для приготовления пробы с учетом последующего разделения ее на три равные части (аналитическую, контрольную и эталонную), определяется оптимальным количеством вещества, достаточным для проведения анализа с учетом возможных контрольных проверок.

Пробы и образцы товаров берут должностные лица таможенных органов в присутствии лица, обладающего полномочиями в отношении товара, и понятых, а в случае необходимости - с участием специалистов, в том числе из числа сотрудников ЭКС.

Взятие проб и образцов товара оформляется протоколом по установленной форме. Копию или второй экземпляр протокола вручают или высылают лицу, обладающему полномочиями в отношении товара.

Пробы и образцы товара для целей таможенного оформления могут быть взяты таможенными органами РФ по заявлению лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, только в случаях, если такая операция вызвана необходимостью и не связана с необоснованным задержанием выпуска товаров. Такое взятие проводится в присутствии представителя организации или лица, обладающего полномочиями в отношении товара, или его представителя при наличии письменного заявления. При этом оформляется акт по установленной форме. Лицо, обладающее полномочиями в отношении товара, несет ответственность при таком взятии, а также обязано оплатить таможенному органу все расходы по взятию проб и образцов товаров, их хранению и транспортированию в ЭКС ГТК России, если последним назначено проведение экспертизы этих проб и образцов.

Пробы и образцы товара, взятые должностными лицами таможенных органов, снабжаются ярлыками, которые подписывают участники взятия проб и образцов, и опечатываются.

Специалисты ЭКС ГТК России бесплатно оказывают помощь таможенным органам РФ во взятии проб и образцов товаров, если эта операция осуществляется по инициативе самих таможенных органов. Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при взятии проб и образцов, если их взятие проводится должностным лицом таможенного органа РФ, возлагается на начальника этого таможенного органа.

 

Литература:

1. Гамидуллаев С.Н., Петрова И.Н., Багрикова С.В., Захаренко Т.А. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: Учебник. В 4-х томах. – Санкт-Петербург. РИО СПб им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2009.

2. Додонкин Ю.В., Жебелева И.А., Криштафович В.И. Таможенная экспертиза товаров. – М.: Академия, 2003.

3. Соложенцев В.А. Нестеров В.А. Экспертиза в таможенном деле. – Новосибирск: Наука, 2008.

4. Жиряева Е.В. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (продовольственные товары): Учеб. пособие/ Жиряева Е.В., Хайланд Т.Д. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006.

5. Использование экспертизы при осуществлении таможенного контроля: Учебное пособие / Андреева Е.И., Нестеров А.В. – М.: РИО РТА, 2006.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал