Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и общество




Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды наокружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которойпервыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким онпредставляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход отступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактовокружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попалав зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однакопостепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж.Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества.С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественногоинститута: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX– XX вв.появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории иинституты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени науканачинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь егоособым видом – духовным производством. Важнейшими социальными функциями науки являются: а) познаватпельно-объяснитель ная – заключается в том, чтобы познать иобъяснить, как устроен мир и каковы законы его развития; б) мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известныеему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотретьявления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своемировоззрение; в) прогностическая – наука позволяет человеку не только изменятьокружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозироватьпоследствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могутпоказать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендациипо их преодолению. Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней. 1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальномзаказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавлениячеловечества от рака и других тяжелых заболеваний). 2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базыобщества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансированияфундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между темименно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многомопределяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачейкоторых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем. Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительнойсамостоятельностью. Выполняя социальный за каз, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», соглас-но которомурешение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если жетакового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

 

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал