Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 3. Ознакомиться с текстом






Для реформирования системы образования у новой команды, объединившейся вокруг В. В. Путина по сравнению с предыдущей было больше возможностей: поддержка законодателей, выросшие финансовые ресурсы страны. В отличие от первого этапа реформирования, когда преобразования готовились спешно в недрах образовательного ведомства, без учёта мнения родителей и педагогической общественности, в 2000—2002 годы все важнейшие новации в образовательной сфере активно обсуждались на различных форумах.

Яркие примеры — Всероссийский форум работников образования в январе 2000 года и Гражданский форум в ноябре 2001 г. с участием президента. После продолжительного обсуждения у страны появилась «образовательная конституция» — в октябре 2000 г. правительство утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Теперь все реформы среднего образования и высшей школы в обязательном порядке должны были соответствовать этому документу. Доктриной предусматривалось поэтапное увеличение расходов на систему образования с тем, чтобы через 25 лет вывести финансирование образования на уровень развитых стран. В декабре 2000 г. правительство приступило к разработке Программы информатизации в 2001—2005 гг. всей сферы российского образования. По затратности (около 40 млрд р. из всех источников) — это самая масштабная программа в области образования и одна из самых крупных среди всех отраслей народного хозяйства страны за последние десятилетия.

Уже в 2001 г. правительство на паритетных условиях с субъектами РФ выделило более 2 млрд р. на масштабную программу компьютеризации сельских школ России (в стране из 68 тыс. школ, две трети — сельские школы). Во все сельские школы в 2001 г. впервые за последние годы были поставлены комплекты учебно-методической литературы. В 2000 г. была значительно уменьшена задолженность по заработной плате учителям, а в 2001 г. более половины субъектов Российской Федерации ввели собственные надбавки работникам образования. Правительство впервые стало считать образование главным ресурсом модернизации экономики. В бюджете на 2001 г. образование стало самой крупной статьей расходов бюджета, обогнав финансирование обороны. Впервые после долгого перерыва вузам стали выделять деньги на коммунальные платежи, компьютеры, библиотеки, учебное оборудование, капремонт и капстроительство. Правда, вопреки обещаниям зарплата работников образования осталась на прежнем низком уровне. Отказавшись от спешки в деле реформирования образования, правительство стало говорить о поэтапной модернизации системы образования и апробации отдельных подходов в режиме экспериментов. Концепция такой модернизации была утверждена правительством 25 октября 2001 г. Вариативность обучения сохранялась. Государственная средняя общеобразовательная школа оставалась бесплатной. А для высших учебных заведений предлагалось разработать механизм оплаты обучения. В 1999 г. платных студентов (в госвузах и частных) было 46 %, в 2000 — 51 %, в 2001 г.— уже 53 %. Основные направления модернизации: введение в России 12- летнего школьного образования, замена вступительных экзаменов единым государственным тестированием, введение государственного стандарта образования и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), деление стипендий на социальную (нуждающимся) и академическую (за высокие результаты), оптимизация сети сельских школ и др.

Больше всего в образовательном сообществе разногласий вызвали предложения о переходе на 12-годичную систему обучения и о введении единого экзамена. Идея двенадцатилетки с самого начала наткнулась на серьезные препятствия. Во-первых, для введения 12-летнего обучения необходимо было изменить минимальный возраст призыва в армию.Во-вторых, в самом Министерстве образования не было единства в вопросе, куда добавлять лишний год — в старшие классы или в начальную школу.

Главная цель единых государственных экзаменов — уравнять возможности зачисления в ведущие вузы абитуриентов из разных регионов и слоев общества и обеспечить честную и гласную оценку качества преподавания в школах (к примеру, в Эстонии результаты единого экзамена публикуются в официальной прессе и служат для родителей ориентиром при выборе школы). Еще в конце 1999 г. при Министерстве образования РФ был создан Центр тестирования, который проводил платное тестирование школьников 9- и 11-х классов. Такое тестирование позволяло проверить свои знания перед летними экзаменами. Если тест сдавался удачно, его при согласии педсовета могли зачесть как оценку за выпускной экзамен в школе. До введения единого государственного экзамена решено было поставить эксперимент. Он длился три года, а начат был в 2001 г. в шести регионах страны и дал положительные результаты. Яркий тому пример — 19 выпускников из Чувашии, которые не выезжая из республики, поступили в Высшую школу экономики. Раньше, как сказал президент Чувашии Н. В. Федоров, никто из них просто бы не решился поехать в Москву, чтобы поступать в ВШЭ.

Яблоком раздора в образовательном сообществе стал государственный образовательный стандарт. Почти 10 лет в России обсуждался вопрос, нужен ли он школе (инспектора все это время применяли временные стандарты, разработанные Министерством образования). Противники «стандартизации» настаивали на том, что стандарт убьет творчество. Доводы же сторонников стандарта сводились к тому, что во всем мире действуют национальные стандарты в области государственного образования и что образовательные стандарты защитят от некачественного образования, от непрофессионала-учителя, от предвзятости в контроле знаний. При наличии государственного стандарта родители получат право обжаловать в суде его нарушение (отсутствие в школе тех или иных предметов, нужных учебников в школьной библиотеке, низкая квалификация преподавателей и т. п.).

26 мая 2004 года В. В. Путин обратился с посланием Федеральному собранию, одной из тем которого была реформа образования. 9 февраля 2007 года В. В. Путин подписал Федеральный закон о введении единого госэкзамена, согласно которому с 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации и совмещает в себе выпускные школьные экзамены и вступительные в техникумы и вузы.24 июля 2007 года В. В. Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования».

24 октября 2007 года В. В. Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Законом в России была введена двухуровневая система высшего образования. Законом устанавливаются в России следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование — бакалавриат и высшее профессиональное образование — магистратура, или подготовка специалиста.

В феврале 2011 года было сообщено, что Д. А. Медведев подписал поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», касающиеся проведения процедуры Единого государственного экзамена. Закон, в частности, запрещает в местах проведения ЕГЭ, государственной итоговой аттестации, олимпиад школьников, вступительных испытаний, проводимых образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, размещать, а участникам этих мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, — иметь при себе и использовать «средства связи и электронно-вычислительной техники». Для проведения ЕГЭ создаются соответствующие федеральная и региональная информационные системы. Предусматривается, что сведения, содержащиеся в используемых при проведении единого государственного экзамена контрольных измерительных материалах (КИМ), относятся к информации ограниченного доступа, за разглашение которой лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, и его участники несут установленную законодательством РФ ответственность. Кроме того, устанавливается статус общественных наблюдателей, которые имеют право присутствовать при проведении аттестации.

В апреле 2011 года В. В. Путин заявил, что предложенный образовательный стандарт для старших классов нуждается в доработке с учетом всех «здравых идей». По его словам, система образования в России нуждается в обновлении и «качественном реформировании», а также в реализации новых подходов и идей. Но «делать это нужно предельно аккуратно», чтобы сохранить те преимущества, которыми исторически обладает отечественное школьное и вузовское образование, отметил В. В. Путин. Все решения, принимаемые в сфере образования, по его мнению, должны быть проработаны, абсолютно понятны для общества и приняты им

Задание 4. Письменно ответить на вопросы

Какие нововведения появились в российской системе образования в 2000-е годы, чем они были вызваны?

Как изменился правительственный подход к реформированию образования, с чем это было связано?

С какими трудностями столкнулось развитие отечественного образования в 2000 – е годы?

Литература

28. Короткевич В. И. История современной России. 1991-2003: Учебное пособие

29. https://newsruss.ru/doc/index.php/Реформа_образования_в_России_(2000-2009)

 


Практическая работа №15 «Традиции национальных культур народов России»

Цель: Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».

Задачи:

25. Ознакомиться с традициями национальных культур России

26. Выявить общее и особенное в развитии отечественных национальных культур

27. Исследовать позитивные и негативные тенденции в развитии отечественной культуры

 

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.

Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.

Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А.Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении – около 9 тысяч километров, в меридиальном – от 2, 5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В Канаде, к примеру, на широте российского Нечерноземья сельского хозяйства вообще нет. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.

Нельзя забывать, что российская государственность возникла и развивалась в непрерывных войнах за свое существование и выживание самого народа. Практически более половины каждого столетия приходилось на войны. История того же XX в. – это сплошные войны, чередовавшиеся с короткими мирными передышками: 2-мировые; 2 – с японцами, гражданская война, ряд предвоенных конфликтов, финская война, война в Афганистане; " холодная война" и ядерный шантаж США. Именно поэтому идеи Родины и Государства, идеи Патриотизма выступают как высшие ценности в нашей культуре. Отсюда крылатое выражение: «Прежде думай о Родине, а потом о себе!».

А разве не вызывает удивления тот уникальный опыт в сфере материальной и духовной культуры, который накопили народы России на тернистом пути от первобытной общины до современного индустриального общества. Ведь им пришлось освоить такое невероятное множество социально-экономических укладов. Только за 150 последних лет Россия прошла через феодализм, капитализм, военный коммунизм, нэп, государственно-бюрократический социализм, радикальный либерально-криминальный капитализм… А, сколько у нас было за это время типов государственного устройства: самодержавие, конституционная монархия, буржуазная парламентская республика, советская власть, олигархическая президентская республика…

Следует подчеркнуть, что, пройдя через все исторические катаклизмы и принеся многочисленные жертвы, российская культура и российский народ продемонстрировали удивительную жизнестойкость и верность своим основным нравственным ценностям, ведущим среди которых является обостренное чувство Правды и Социальной справедливости. Воистину - «пока жива наша культура, жив и российский человек!»…

И, наконец, нельзя не сказать об уникальной полиэтничности и многоконфессиональности российской культуры. Российская Империя, Советский Союз, как универсальное объединение народов, принципиально отличались от других подобных имперских образований. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов и их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен. Известный русский религиозный философ И.А.Ильин говорил: «Сколько малых племен Россия получила в истории, столько и соблюла… Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась».

Напротив, в результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: «Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты». Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый " блок" протестантских течений.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многокофессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.

Национальная культура народов России была и остается фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная многоэтничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М.Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее «всечеловечностью». А это и позволило сформировать на основе национальных культур великую общенациональную российскую культуру. При этом нельзя забывать громадную объединяющую роль русского народа, главного носителя это «всеединости» и «всечеловечности».

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры.

Помните у Пушкина:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык…

То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям.

Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Именно они выступают мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса, межнациональный мир и согласие.

По мнению российских исследователей А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, имеют место позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства “малой родины”, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.

Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия досуга.

В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер.

 

Так в социальной сфере все более заметной становится тенденция довольно резкого социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.

 

Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

 

Происходит значительная переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма. Теряются такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты и противоречивы.

 

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

 

По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии (Дюркгеймом) характеризуется понятием «аномии», т.е. безнормности, дисфункциональности.

 

Но особое влияние на состояние национальных культур, наряду с этими проблемами, оказывают следующие тревожные тенденции. Остановлюсь на них в общем виде, с учетом того, что более подробно о проблемах национальных культур будут говорить другие выступающие.

Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

 

Одним из источников социально-культурных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность территорий и поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности.

 

Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры и национальных культур, возрастает опасность их вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий и поселений. Коммерциализация культурной жизни ведет к унификации обычаев, традиций и образа жизни по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

 

Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. Однако это, к сожалению, не уравновешивается должными усилиями, направленными на недопущение деградации духовной жизни и культурной среды, на поддержку развития национальных культур.

 

В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. Среди них можно выделить такие программы как: «Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества», «Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности» и некоторые другие.

 

Однако в силу ряда причин, и, прежде всего, экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Сами программы проработаны недостаточно, они лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, слабо учитывают специфику конкретных регионов и конечно не решают в полной мере острейшую проблему финансирования национальных культур.

1. Что такое национальная культура?
2. Какие отличительные черты российской культуры выделяет автор и с чем он связывает их формирование?
3. Как понимаются автором национальные культуры России?
4. В чем автор видит гарантию успешного развития национальных культур народов России?
5. Какие позитивные, положительные аспекты развития национальных культур выделяет автор?
6. Какие проблемы на пути развития национальной культуры видит автор текста?

Работая с текстом дайте ответы на следующие вопросы:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал