Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабби Моше бен Нахман

© Перевод: Хава-Броха Корзакова

 

https://mesto.org.il/2010-10-11-19-05-31/jewishlib/824-613z

 

Первая заповедь – это положительная заповедь, [1] согласно которой обязан человек толковать, и исследовать, и искать, и познавать Господа своего, и постигать Его. А то, что это повелевающая заповедь, ясно из слов: «Познай же ныне и положи на сердце твое...»[2]. На это же намекает стих: «Я – Господь твой»[3], ибо познание есть основа и корень всякой вещи. И об этом сказали мудрецы наши: «Каждый человек, обладающий знанием, - как если бы был отстроен Храм в его дни»[4], и подразумевается под этим, что если он может объединять Единое Имя, он поступает, как если бы построил Дворец, который сверху, и Дворец, который снизу. И еще сказали: «Велико знание, данное между двумя буквами (упоминания имени Всевышнего)»[5], и если нет знания, невозможно никакое почитание Всевышнего – ни почитание с помощью жертв, ни почитание с помощью молитвы, как сказано в «Учении священников»[6]: служение любого священника, который не знает, ради Кого он окропляет, ради Кого он воскуряет, не является служением. И сказал праведник (раби Элиэзер) своим ученикам: когда вы молитесь, знайте, пред Кем вы стоите; а также он говорит: «Знай Бога отца твоего и служи Ему».[7] Вслед за познанием приобретет он искусство служения.

«Который вывел тебя из земли Египетской»[8] - здесь заключается намек на то, что человек обязан провозглашать единство Имени Его, ибо то избавление не произошло через посланца, ангела или серафима, а только Сам Всевышний вышел, чтобы совершить его[9], поэтому человек должен знать, что значит провозглашать единство Имени Его, ибо Он один, и нет другого, как сказано: «Нет более, кроме Него»; [10] и необходимо провозглашать единство Имени Его в десяти сферах бесконечного; [11] и положительная заповедь провозглашать единство Имени формулируется здесь: «И служите Господу, Богу вашему», [12] и в словах о служении содержится намек на молитву; и написано: «Чтобы служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею».[13]

А что есть служение? Главная его часть – в сердце, [14] повеление провозглашать вслух – это молитва, а служение означает достижение чистой мысли относительно будущего мира и владение намерением (во время молитвы); поэтому первые «праведные»[15] молились в течение часа, [16] и сказал учитель наш праведный, да будет благословенна его память, [17] что основа служения просвещенных и тех, кто думает про Имя Его (в словах) «И к Нему прилепитесь», [18] и это великое правило в Торе относительно молитвы и благословений, - чтобы мысль его была согласна с верой его, как если бы «прилепилась» к верхним сферам, чтобы соединить буквы Имени, и чтобы вместило оно десять сфер, так же, как пламя связано с углем, и да будет упоминать Его по прозваниям Его, в сердце своем да свяжет Имя Его по строению его и по написанию его. Намеком на это является сказанное: «Скажи ты мудрости: «Ты сестра моя!», и назови разум родным»[19].

«Из дома рабства»[20] - здесь есть намек на то, что человек обязан любить Создателя своего, как раб, любящий хозяина своего, который избавляет и искупает душу его во всяком бедствии и выводит его из рабства на свободу, как сказано: «А вас взял Господь и вывел вас из горнила железного, из Египта»[21].

Итак, в этом стихе («Я – Господь ваш...») есть намек на три положительные заповеди: познавать Его, провозглашать единство Его и любить Его. И все три упоминаются во время чтения «Слушай, Израиль»: «Слушай, Израиль, Господь – Бог наш, Господь един».[22] И любовь – это положительная заповедь, как сказано: «И люби Господа, Бога твоего», [23] и в нее включается заповедь любить ближнего, и поскольку это – положительная заповедь, то и заповедь любить ближнего подобна ей: «Люби ближнего своего, как самого себя», [24] как прочитали мы в Берешит раба [25]: «Это правило значительнее, чтобы не сказал ты: раз я испортился, пусть испортится вместе со мной товарищ мой». Сказал рабби Танхума: «Если ты поступил так, знай, Кого ты позоришь, (ибо сказано): (ибо сказано) «По образу Божьему сделал Он его» (Берешит, 1: 27).

А в правиле «Люби ближнего своего, как самого себя» содержатся одиннадцать заповедей: не причинять ущерба, [26] обсуждать ущерб и возмещение, [27] обязанность причинившего ущерб – полностью платить за ущерб скотине, [28] обсуждать ущерб от выкопанной ямы, [29] обсуждать кражу и возмещение за нее, обсуждать ущерб от потравы, обсуждать ущерб от огня, обсуждать вопросы компенсации со стороны сторожившего бесплатно, [30] обсуждать в суде вопросы оплаты и найма, обсуждать законы относительно берущего вещь на время, обсуждать вопросы торга и продажи, - это шестнадцать, [31] и в заповедь «люби ближнего» включается заповедь «и люби пришельца»; [32] а не может быть, чтобы в понятии любви не было понятия трепета, поэтому трепет перед Всевышним – это тоже положительная заповедь, выводимая из свойства любви: «Господа, Бога твоего, бойся»; [33] и входит в нее также отрицательная заповедь – не добавлять ни к Его письменным, ни к устным заповедям, и не убавлять от них.[34] И в заповеди трепета перед Всевышним заключается заповедь относиться с трепетом к мудрецам и почитать их, ибо они (тоже) называются «единственными»[35], за то, что они умеют провозглашать единство Имени Единственного. Кроме того, в ней заключается заповедь «Перед сединой вставай», [36] и в ней же заключается заповедь прислушиваться ко всем пророкам, которые будут появляться в каждом поколении, как сказано: «Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, поставит тебе Господь, Бог твой, - его слушайтесь»[37]; и прислушиваться к Великому судебному собранию, которое поднимется в Израиле. И заключается в ней отрицательная заповедь не восставать против решения суда. А в заповеди относиться с трепетом к Всевышнему заключается заповедь относиться с трепетом к отцу и матери, которые были соучастниками сотворения человека, [38] как сказано: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего»[39], и эта заповедь следует после заповеди трепетать перед Всевышним и бояться Его наказания.

В чем заключается служение? Это служение через жертвы, предназначенные для искупления прегрешения и для примирения между Израилем и Отцом его небесным. А из чего можно заключить, что молитва также называется служением? Сказано: «И служить Ему всем сердцем вашим», [40] и в заповедь о любви включается заповедь о «присоединении (ко Всевышнему)», как сказано: «И к Нему прилепитесь»; [41] и заповедь клясться Именем Его правдиво, как сказано: «И Именем Его клянись».[42] Это заповедь клясться Его Именем относительно исполнения (какой-либо) заповеди, [43] как сказано про Боаза: «То я тебя выкуплю, (как) жив Господь!»; [44] и как сказано про Элишу, который оставил отца своего и мать свою, чтобы учиться мудрости у учителя своего: «Жив Господь и жива душа твоя, что я не оставлю тебя!».[45] И все эти заповеди – и трепет, и служение, и присоединение, и заповедь клясться Именем Его правдиво, - все они соединены друг с другом, и связаны друг с другом, и все они – заповеди, выводимые из свойства любви. И нет сомнения, что тот, кто любит товарища своего или господина своего, придерживается путей Его и поддерживает Он стопы его, поэтому эти установления являются положительными заповедями, выводимые из свойства любви. А также заповедь, повелевающая каждому человеку уподобляться Создателю на путях своих праведных, как сказано: «Если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить путями Его»[46], и это включает положительную и отрицательную заповеди. И многое, касающееся вопросов ритуальной чистоты и благотворительности, как сказали мудрецы наши, благословенна их память: «Поскольку Он свят, и ты будь свят, поскольку Он милостив, и ты будь милостив»[47].

А положительная заповедь «Я – Господь» содержит намек на заповедь плодиться и размножаться, как сказали наши мудрецы, да будет благословенна их память, в трактате Йевамот: «Всякий, кто не занимается размножением, - как будто проливает кровь, и уничтожает он образ Всевышнего»; [48] а рабби Акива сказал: «Как будто уменьшает образ Всевышнего, великолепие Его и корону».[49] Другие говорят: «Заставляет Божественное присутствие (Шхину) удалиться от Израиля», [50] как сказано: «Чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя»[51]: когда выполняются слова «потомство твое после тебя», пребывает Божественное присутствие (Шхина), а когда слова «потомство твое после тебя» не выполняются, - на чем пребывает Божественное присутствие? На деревьях и на камнях».[52] В этой заповеди содержится намек на заповедь жениху увеселять жену свою, как сказано: «Свободен да будет он для дома своего один год и да увеселяет жену свою, которую взял»[53]. И в этой же заповеди содержится намек на заповедь о вознесении лулава, чьи листья располагаются один над другим, и один перед другим, и все они присоединены к стеблю и отделены от него, и это намек на Божественное присутствие, на почитание над почитанием, как сказано: «Над высоким наблюдает высший», [54] и относительно Божественности – мера дня и мера ночи[55]. И сказал в Ваикра раба: ««Плод дерева великолепного»[56] - это Всевышний, благословен Он, как сказано: «Слава и великолепие пред Ним»; [57] «ветви пальмовые»[58] - это Всевышний, благословен Он, как сказано: «Праведник, как пальма, расцветет»; [59] «И отростки дерева густолиственного (мирта)»[60] - это Всевышний, благословен Он, как сказано: «И стоит он между миртами»[61] […][62]; и «И верб речных»[63] - это Всевышний, благословен Он, как сказано: «Превозносите Восседающего на небесах»[64]»[65]. И сказали: «Лулав в правой руке»[66] - потому что он соответствует мере дня, а «Этрог в левой руке»[67] - потому что он соответствует мере ночи. Еще сказали: «Нет у него верхней границы, но есть у него нижняя граница.»[68], как сказано в Книге Творения: «У предела твоего Твоей нет границы»[69]. И еще сказал там[70]: «Размер его – десять (пядей), и нет у них конца, и стебель лулава должен возвышаться над миртом на (одну) пядь»[71], ибо нам нужно увидеть середину и устремляться к ней мыслью (во время благословения). И еще сказали: «Весь день подходит для (воздымания) лулава»[72]. Все это нужно знать, ибо сказано это по обязательному и необходимому вопросу.

А также в словах «Я – Господь» содержися намек на (заповедь) освящать Имя Его, как сказано: «Я был святим среди сынов Израилевых, Я, Господь, освящающий вас»[73]. А в этой заповеди содержится намек на положительную заповедь чтения Шма [74], что есть основа провозглашения единства Имени Его два раза в день, когда день сменяется ночью, а ночь – днем, когда каждая мера (дня или ночи) вступает в свои права. И сказали наши мудрецы, да будет благословенна их память: «Тот, кто не сказал «И установлено»[75] во время утренней молитвы и «Правда и вера»[76] во время вечерней молитвы не выполнил своей обязанности (читать Шма)».[77] Все это – чтоы напомнить о каждой мере в ее время, о мере дня – днем, и о мере ночи – ночью, в чтении Шма. А что есть мера дня? Милосердие, как сказано: «Днем явит Господь милость Свою», [78] и Он питает создания Свои этой мерой и приготовляет пищу для всякой плоти. А что есть мера ночи? Вера, то есть венец из «Мудрости Шломо», выражается в том, что человек отдает дух свой и душу свою в руки Его и верит Ему, что вернет Он их в его распоряжение. И это то, что сказано: «Возвещать утром милость Твою, и веру в Тебя – ночью».[79]

А также в заповеди «Я – Господь» содержится намек на заповедь учить и преподавать Тору, как сказано: «И повторяй их детям своим, и говори о них»[80]; имеется в виду изучение с целью познавания заповедей и исполнения их, а из-за этого будет человек вспоминать Создателя своего, как сказано: «Да не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтоы в точности соблюдать все написанное в ней»[81], и сказано также: «Соблюдайте же слова завета этого и исполняйте их».[82]

А в правиле «И будешь ходить путями Его»[83] согласно мере любви заключается заповедь наставлять грешника, как сказано: «Ты увещевай ближнего своего»[84], и сказано еще: «Ибо кого любит Господь, того увещевает»[85], и сказано еще: «А кто любит его, тот с детства наказывает его»[86]. А в числе увещеваний находится заповедь наказывать злодея ударами. И из правила «Увещевай»[87] выводится заповедь превозмочь сердце грешника и разбить гордыню сердца его, - не добавлять масла к жертве его (хлебной) и не класть на нее левону [88], как сказано: «Пусть не возливает на нее (жертву) елея и не кладет на нее левоны, ибо это дар ревности».[89]

А в правиле «И будешь ходить путями Его»[90] заключается заповедь накладывать тфилин, как сказали наши мудрецы, да будет благословенна их память[91]: «Откуда (мы знаем), что Всевышний, да будет Он благословен, накладывает тфилин? Ибо сказано: «Клялся Господь десницей Своей и мышцей силы Своей»[92], и нет «десницы Его», кроме Торы, как сказано: «От правой руки Его пламя закона для них», [93]и нет «силы Его», кроме тфилин, как сказано: «Господь даст силу народу Своему»[94], и сказано еще: «И увидят все народы земли, что имя Господне наречено на тебе, и убоятся тебя»[95], и рабби Элиэзер Великий говорит: «Это головные тфилин»[96]. И сущность тфилин заключается в четырех отрывках для головных тфилин; первый - «Посвяти мне каждого первенца»[97] - указывает на начало мудрости (хохма); второй («И когда введет тебя Господь»), который напоминает о выходе из Египта, указывает на понимание (бина)[98]; третий – «Слушай, Израиль»[99] («Шма») – указывает на любовь к милости; четвертый – «И вот, если послушаетесь»[100] - указывает на меру тяжелого суда[101]. И это (объясняет), что Всевышний накладывает тфилин, ибо Он совершенен и увенчан править мерой тяжелого суда, и потому, что первая сфера окружает и удерживает все, и называется она «короной» (кетер); сказали наши мудрецы, да будет благословенна их память: «Что написано относительно тфилин Всевышнего? «И кто подобен народу твоему, Израилю»[102].»[103]

А в правиле «И будешь ходить путями Его»[104] заключается заповедь делать кисти (цицит *) из тридцати двух нитей, подобно блистанию чистой мудрости, в которой тридцать два пути, и сказано: «И прошел Господь перед лицом его, и возгласил Господь»[105], (и это) учит нас, что Всевышний закутался (в талит) как ведущий молитву[106]. В этом заключается заповедь не идти вслед за сердцем и за глазами, ибо они соблазняют преступить закон[107].

И заповедь обрезания также относится к тайне путей Всевышнего, как сказано: «Тайна Господня – для боящихся Его»[108] - это благословление на обрезание[109], и было заповедано совершать его на восьмой день, ибо раньше этого ребенок слишком мал для обрезания. И так же относительно скотины сказано: «А от восьмого дня и далее будет он благоугоден»[110]. И сказали наши мудрецы, да будет благословенна их память: ««То семь дней он должен пробыть под матерью своею»[111] - сказал рабби Йеѓошуа из Сахнина от имени рабби Леви: (притча) это подобно царю, который вошел в страну и объявил через глашатая, и сказал: «Никто из хозяев постоялых домов, что есть здесь, не увидит лица моего, пока не увидят сначала лица госпожи». Так сказал Всевышний Израилю: «Не приносите мне жертву, пока не пройдет после его рождения суббота», ибо нет семи дней без субботы, и нет обрезания, чтобы не прошла суббота (после рождения). Сказал рабби Ицхак: «Закон относительно человека и закон относительно скотины одинаковы: «От восьмого дня и далее будет он благоугоден».»[112]

А также из определения любви выводится заповедь устанавливать мезузу, чтобы помнил человек Создателя своего, как объясняется в каббале относительно увещевания Израиля: «И за дверью и за косяками расставила ты памятные (знаки)»[113]. А из определения трепета, включаемого в меру любви, (выводится заповедь) собирать народ, как сказано: «Собери народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца твоего, который во вратах твоих, дабы слушали они и дабы учились, и будут бояться Господа»[114]. А также заповедь о второй десятине[115], чтобы съедать ее в Иерусалиме, как сказано: «И ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое Он изберет для водворения там имени Своего; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы научился ты бояться Господа, Бога твоего, во все дни.»[116]. А также заповедь, повелевающая, чтобы каждый человек написал для себя свиток Торы, [117] а царь – два свитка, чтобы один был у него в хранилище, и один был у него, когда выходят они на войну[118], как сказано: «И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы приучился он бояться Господа, Бога своего»[119]. А в заповеди относительно любви и трепета входит заповедь благословлять Господина своего и помнить о Его милости и воздаянии каждый раз, когда Он посылает человеку его пищу и пропитание, как сказано: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословлять будешь Господа, Бога твоего»[120].

Должен ты познать тайну благословений и их обязательность, поскольку благословение - это особое свойство, добавление и продолжение там, куда не достает мысль, от него происходит жизнь, как сказано: «В собраниях благословляйте Бога, Господа, (вы), происходящие из Израиля!»[121]. Поэтому установил царь Давид сто благословений, [122] сорответственно десяти сферам, каждая по десять, и мудрецы торопились и старались их завершать, ибо Всевышний желает благословения, и приближается оно в соответствии с качеством благословляющего, и совершенство его придет в дом его, как говорили про старца Ѓиллеля[123]: когда он праздновал веселье праздника возлияния воды на жертвенник, [124] он говорил: «Если я здесь, все здесь, а если меня здесь нет, то кто здесь?» Так и Всевышний говорит: «Если ты придешь в Мой дом, я приду в твой дом, а если не придешь в Мой дом, не приду Я в твой дом», как сказано: «На всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя»[125]. Кажется, что нужно понимать эти вещи в буквальном смысле, - что Ѓиллель гордился и похвалялся тем, что он ревностно выполняет Учение свое, и не дай Бог похваляться тем же злодею; а кто так же велик, как Ѓиллель, в служении и в праведности, как засвидетельствовали о нем в трактате Сукка [126]; а Гиллель – потому что радовался великой радостью Создателю своему и служению Ему, ибо самое главное в служении – радость, как сказано: «Тот, кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник, не видел веселья в жизни своей.» Цельный праведник радовался и говорил: «Если я здесь», так же, как сказано: «Если не я для себя, то кто для меня»[127], и здесь имеется в виду не совсем буквальный смысл, - мудрецы хотели сказать, что цельный человек (оценивается) по его цельности, по его пониманию Всевышнего и по величию его добрых качеств, [128] ибо все пути его, и дела его, и слова его, и мысли его наполнены Божественным присутствием. Если речь идет о галахе, то Всевышний присутствует только в четырех саженях, в которых человек выполняет ѓалаху. [129] А откуда мы знаем, что если двое сидят вместе и занимаются Торой, - Божественное присутствие пребывает с ними? Из того, что сказано: «Тогда говорили друг с другом боящиеся Господа...».[130] А если речь идет о молитве, то всевышний уже находится в Доме собрания (синагоге), как сказано: «Бог стоит (присутствует) в общине Божией».[131] А если речь идет о суде, то Божественное присутствие с ними, как сказано: «Среди судей судит Он», [132] и еще сказано: «Ведь не для человека судите, а для Господа, Который с вами в судебном деле».[133] И после того, как Всевышний настолько соучаствует человеку, нет нужды приводить доказательства того цельности и высоких качеств человека. Поэтому когда Ѓиллель сказал: «(Когда я здесь,) все здесь», он имел в виду Божественное присутствие, которое согласно с ним. И еще Всевышний говорит: «Если придешь в Мой дом, Я приду в твой дом», как сказано: «На всяком месте, где Я положу память имени Моего...»[134]. И начало стиха: «Жертвенник из земли сделай Мне и приноси на нем (всесожжения твои и мирные жертвы твои)»[135]. «Если придешь ты в дом Мой», - имеется в виду «Если ты научишься провозглашать единство Имени Моего и выделять его благословением», поскольку мы узнали, что Имя Всевышнего называется «домом», как сказано: «Мудростью устрояется дом», [136] «Святость подобает дому Твоему», [137] - то и Я приду в дом твой, чтобы позаботиться о нуждах тела твоего, ибо через благословение, с помощью которого выделяется Имя Всевышнего, приходит благословение в мир, и про это сказано «На всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя».[138] И узнали мы, что Всевышний очень благосклонен к благословению, как сказали мудрецы наши в трактате Шаббат: «Когда поднялся Моше ввысь, увидел, что Всевышний привязывает венцы к буквам (Торы), и сказал Он Моше: «Нет мира в городе твоем».[139] Сказал ему Всевышний: «Разве есть раб, который не приветствует господина?» Сказал ему: «Да будет тебе в помощь». Немедленно сказал Ему: «Пусть же теперь возвеличится сила Господня»[140].

И сказано об этом в трактате Брахот: [141] ««Однако, как жив Я...», [142] - сказал Раба: оживил Ты меня словами Твоими». Ты должен знать, что число благословений достигает ста, что соответствует десяти сферам, в каждой сфере по десять благословений, и они распределяются по трем видам: благодарственные благословения, благословения на пользование чем-либо и благословения при исполнении заповедей, и все эти три вида благословений упоминаются в Торе.

Благодарственные благословения – это благословения, которые человек произносит за чудо, которое с ним произошло с ним самим, и относится он к одной из четырех категорий людей, обязанных благодарить, о которых сказано: «Пусть благодарят они Господа за милосердие Его», [143] или человек, который проходит там, где было совершено чудо для наших отцов[144] или для одного человека; [145] и должен он произносить благословение всякий раз, когда там проходит, и благословляет он следующим образом: «Благословен Тот, кто сотворил для меня чудо на этом месте», как мы учим в трактате Брахот, в главе о «видящем»[146]. И нашли мы, что это повеление из Торы, как сказано: «И вот закон о жертве мирной, которую приносят Господу: Если кто в благодарность приносит ее», [147] - имеются в виду четыре категории людей, обязанные благодарить, и, кроме них, подобные им.

И благословения на пользование чем-либо произносит тот, кто ест и пьет, или тот, кто построил дом, или тот, кто купил новую одежду, а также благословение на сотворение света и благословение на светильники. Есть еще много благословений, которые должен произносить человек, когда он пользуется чем-либо, и того, кто не произносит благословения, называют грабителем и губителем, как рассказывается в трактате Брахот: [148] «Сказал рабби Ханина бар Папа: каждый, кто получает удовольствие от мира без благословения, уподобляется грабящему Всевышнего и все собрание Израиля, как сказано: «Кто обирает отца своего и мать свою, и говорит: «(Это) не грех», тот товарищ губителю», [149] выражение же «отец его» относится ко Всевышнему, как сказано: «Не Он ли отец твой, обретший тебя?», [150] а выражение «мать его» относится к собранию Израиля, как сказано: «И не отказывайся от учения матери твоей»; [151] «отец свой» говорится только про Всевышнего, как сказано: «Не Отец ли Он твой, обретший тебя?», [152] а «мать своя» говорится только про собрание Израиля, как сказано: «И не отказывайся от учения матери своей», [153]обрати к этому свои мысли. И написано: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословлять будешь Господа», [154] - это про благословения на заповеди, так как при выполнении заповедей человек обязан благословить Создателя своего за ту святость, которой Он освятил нас через них, ибо совершение заповеди – это свет жизни, и совершающий ее внизу сохраняет и увеличивает силу ее, и об этом сказано: «Ибо заповедь – светильник, и Тора – свет», [155] и идет он по освещенной дороге и не свернет с нее, и пребывает он в ней. А когда отделяется душа от мертвого тела, этот свет как будто притягивает душу, как сказано: «Щедро оделял, давал он бедным, справедливость его пребывает вечно», [156] ибо этот свет притягивает ее: «рог его вознесся в славе», [157] то есть сияние души вознесется и окажется в вышнем месте, внутри славы Всевышнего. Об этом сказали мудрецы наши, благословенной памяти: «Почему дым в балдахине? Потому что каждый обжигается о балдахин товарища своего».[158] Вот, за исполнение заповеди человек получает воздаяние, выше которого нет, а когда совершает преступление – идет по дороге в темноте и тумане, как говорит Писание: «Путь нечестивых – как тьма», [159] подразумевается – в этом мире, и в мире будущем будет он придерживаться той же дороги, и это великое наказание, так что нет наказания больше этого, и об этом сказали мудрецы наши: «Плата за заповедь – заповедь, а плата за нарушение – нарушение»[160], то есть подобно это отражающему зеркалу.[161] Об этом сказал Антигонус своим ученикам: «Не будьте подобны рабам, служащим господину своему, чтобы получить награду», и так далее, - не думайте, что исполнение заповеди и награда за это – это две разные вещи, а они поняли его мысль наоборот, и перестали соблюдать.[162] Относительно этого предупреждал он, чтобы не говорил человек в толпе непонятные вещи, как сказано: «Будьте осторожны в словах своих», [163] и так далее. Поэтому сказали в Берешит Раба: «Сказал раби Шимон от имени раби Ицхака: «Вот, хорошо весьма» - это ангел жизни, а «И вот, хорошо весьма»[164] - это ангел смерти.[165] Ибо ангел смерти хорош весьма. Это подобно царю, который сделал трапезу, и позвал гостей, и выставил перед ними все самое лучшее, и сказал: всякий, кто ест и благословляет царя, – будет есть, и будет ему во благо, а всякий, кто ест и не благословляет царя, - голова его будет отрублена мечом; так же всякий, кто занимается выполнением заповедей и добрых дел, - для него это ангел жизни, а всякий, кто не занимается выполнением заповедей и добрых дел, - для него это ангел смерти. Об этом же сказано: «Кто выполнил одну заповедь – приобрел себе одного защитника», то есть ангела, рассказывающего человеку о справедливом, а «совершивший одно нарушение – приобрел себе одного обвинителя».[166] Смысл этого в том, что человек состоит из всех духовных сущностей, и когда идет он по хорошей дороге, уделяется ему мера хорошая, которая называется ангелом жизни, а когда он идет по плохой дороге, уделяется ему мера плохая, которая называется ангелом смерти. Навостри уши, [167] и пусть твои мысли будут заняты всем этим, ибо это – великий принцип и стержень, на котором держится все, и о святости исполнения заповедей сказали мудрецы Израиля в Сифрей: «Освящайте же себя и будете святы»: [168] «освящайте» - святостью заповедей, «и будьте святы» - после исполнения заповедей».[169]Благословение на исполнение заповедей – для того, чтобы напомнить с ее помощью о святости заповедей, как сказано: «Чтобы вы помнили», [170] а напоминание – это благословение, в котором следует упоминать освящение, ибо исполнение заповедей – это и есть святость; прояснили мы этот вопрос достаточно.

В правило же любви и трепета входит построение Дома Избрания[171] в святом месте, расположенного напротив Горнего Иерусалима, [172] «Где буду являться вам», [173] как сказано: «На месте, что жилищем Ты сделал Себе, Господи, во святилище, Владыка, что устроили руки Твои», [174] это Нижний Храм, расположенный напротив Горнего Храма, [175] как сказано: «Где буду являться вам, чтобы говорить с тобою там».[176] А также в это правило входит трепет перед этим Храмом, как сказано: «Пред святилищем Моим благоговейте».[177] В правило святости входит также повеление отсылать из лагеря ритуально нечистых левитов, из-за Божественного присутствия, пребывающего в их среде, как сказано: «Чтобы выслали из стана всякого прокаженного, и всякого слизеточивого, и всякого, ставшего нечистым от усопшего», [178] и сказано также: «Чтобы не осквернили они станов своих, среди которых Я обитаю»; [179] а также повеление нести Ковчег Завета на плечах, а не на повозках, как сказано: «Ибо служба по святыне на них: на плечах должны они носить».[180] В правило любви и трепета входит также заповедь отделить для Него одно колено, а в это правило входит запретительная заповедь не оставлять его, - напротив, уделяют ему дары, чтобы он был свободен для служения своего, как сказано: «Пусть же левиты сами отправляют служение».[181] А после того, что удостаиваются они части от горнего стола, у них есть запретительная заповедь не получать части в Земле Израиля и не брать части добычи при завоевании Земли Израиля, как сказано: «Жертвами Господа, долей Его пусть питаются они. Удела же не будет ему среди братьев его: Господь удел его», и так далее.[182]

А выше их святые сыны Леви из потомков Аарона, назначенные поучать сынов Израиля[183] и отделять нечистое от чистого. Сюда также относится запретительная заповедь не убирать знаки проказы иначе, как по их указанию. А также им заповедана запретительная заповедь не брить волос на парше. Положительной заповедью является таже уделять им почести, как сказано: «И ты святи его», [184] и одевать их в священные одежды, и помазывать их священным маслом помазания, поскольку они называются «святая святых», как сказано: «И отделен был Аарон, чтобы освятить его самым святым»; [185] дал Он ему большое пожертвование, первое среди всех пожертвований, называемых священными, как сказано: «Из всего лучшего – священную его часть», [186] а это одна пятидесятая, [187] соответственно пятидесяти вратам мудрости, что были переданы Моше, - все, кроме одних, [188] а также соответственно пятидесятому дню дарования Торы, который свят, и пятидесятому году, который является святым юбилеем. А десятина от злаков уделяется левитам, как сказано: «А сынам Леви вот, дал Я всякую десятину от Израиля в удел...», [189] поскольку они – десятина от колен, которую отделил Йаков от сыновей своих, [190] как сказано: «И из всего, что дашь мне, я дам Тебе десятую часть»; [191] четверо, с Эфраимом и Менаше, были первенцами у четырех матерей, поэтому дается им десятина от злаков.[192]

А поскольку коѓены выше и находятся во внутренних помещениях Храма, левиты отдают десятину от десятины коѓенам. Положительной заповедью является также, чтобы коѓен устраивал храмовые светильники, и менору с семью стволами, у которой шесть стволов выходят из среднего ствола, чтобы показать, что он является основным, и от него ответвления, и обращены эти светильники к среднему светильнику, который называется «западным светильником», [193] поскольку Божественное присутствие - на западе, [194] а менора на юге, подобно свету дня, и все это объяснено. Положительной заповедью является также, чтобы коѓен благословлял народ через воздевание рук, [195] чтобы с помощью десяти своих пальцев намекнуть на десять сфирот и уделить от них благословение, и сообщить, что через них приходит жизнь. И подобное этому рассуждение есть в Иерусалимском Талмуде: ««И было, как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль»[196] – показывает, что в свойстве, называемом Израилем, заключается истинная Тора; а что такое истинная Тора? То, что показывает вечную истину и вселяет ее в разум», [197] а это десять изречений, на которых стоит мир, и это[198] одно из них. И создал Он у человека соответственно им десять пальцев, и когда поднимал Моше руку свою руку и сосредоточивался на той мере, которая называется Израилем, в которой заключена истинная Тора, и намекал Ему с помощью своих десяти пальцев на то, что именно Израиль поддерживает все десять, и если Израиль не поможет, не будут освящаться десять изречений, поэтому «одолевал Израиль». «И как опустит руку свою, одолевал Амалек»[199] - неужели Моше сделал бы так, чтобы одолел Амалек? Как сказано: «И как опустит руку свою, одолевал Амалек». Однаков нельзя человеку проводить три часа, когда ладони его обращены к небесам.

Положительной заповедью является также то, чтобы коѓен устраивал хлеба подношения и левону, чтобы воскурять благовония. Одни жертвы приносятся за сомнения в сердце, другие за прегрешение, и только благовония воскуряются из-за веселья, которое прибавляет духа святости. Из этого правила также выводится заповедь для коѓена убирать пепел и служить по сменам, так как во все это упорядочивает то, что нужно для храмовой службы. Отрицательной заповедью является запрет коѓенам заниматься работой левитов, а левитам – заниматься работой коѓенов, поскольку они противоположны, [200] поэтому нельзя им входить не в свою область. Коѓены назначены приносить жертву, искупать и благословлять народ, и сказали наши мудрецы: [201] «От собирания крови и далее – заповедь, относящаяся к священникам, потому что забой животных руками постороннего – подходит», и везде ты увидешь, что выражения «возложит»[202] и «зарежет»[203] расположены рядом, ибо коѓены воздерживались от забоя животных.[204] И все это пример к вышеизложенному. И об этом сказали мудрецы наши в трактате Хулин: [205] «Учили отцы наши: то, что годится для коѓенов, не годится для левитов, - коѓены, не годящиеся для службы из-за телесных пороков, по годам годятся, а левиты годятся для службы и при телесных недостатках, но не годятся по годам.[206]Оказывается, что тот, кто годится для службы, как коѓен, не годится, как левит, а тот, кто годится для службы, как левит, не годится, как коѓен. И заповедано им освящать себя водой во время служения, ибо священник называется святым, как сказано: «Так как свят он (священник)».[207] А первосвященник должен жениться только на девственнице, как сказано: «А лишь девицу из народа своего должен он брать в жену», [208] и сказано: «Так как Я, Господь, освящаю его».[209] Но ради милостивого обращения с людьми, ибо на него распространяется правило «творящий милость», [210] обязан он подвергаться осквернению[211]ради родных своих, названных в этом разделе, [212] и заниматься их погребением.

Заповедью является также принесение жертв, хотя оно подходит под определение «богобоязненности»[213]; однако намек на него содержится в Десяти заповедях, как сказано: «И не служи им».[214] А из того, что ты должен знать, - то, что сказали мудрецы наши, благословенной памяти, в Берешит раба: ««Чтобы возделывал его и хранил его»[215] - это жертвоприношения, как сказано: «Вы совершите служение Богу», [216] а также сказано: «Соблюдая, приносите Мне в свое время».[217] И это объясняется тем, что растения и все животные нуждаются в первоначальных силах, чтобы расти и развиваться, и в конце концов возвращаются к ним, а коѓен был целен в своем знании и проворен в своем намерении продолжить исполнение воли Всевышнего во время служения, и левиты служили с помощью песни уст и музыкальных инструментов, которыми наслаждается душа и приближается через них к Всевышнему, и через намерение коѓенов, левитов и сынов Израиля, присутствовавших при жертвоприношении, завершается служение. Еще из того, что должен ты знать: воскуряют на жертвеннике нутряной жир, покрывающий внутренности, и нутряной жир, покрывающий кишки, и сальник, что на печени и на почках, [218] и смысл этого в том, что все эти органы согласны в совершении греха и склоняют человека сойти с хорошего пути.[219] Почки советуют, как сказано: «Испробуй меня, Господи, и испытай меня, очисти почки мое и сердце», [220] а также сказано: «И ночами наставляли меня почки мои».[221] Печень дает силу вожделению, и распространяется оно в человеке, согласно тому, что сказано: «И утучнел Йешурун, и стал брыкаться; уточнел ты, растолстел, разжирел», [222] и сказано также: «Так покрыл он жиром лицо свое и обложил туком стегна свои».[223]Поэтому почки, которые являются источником совета, и нутряной жир, который покрывает почки и кишки, и сальник, который защищает печень, и все виды внутреннего жира воскуряли во время жертвоприношения, и возвращались они к основе своей, чтобы искупить грех человека, происходящий от помышления почек и от вожделения печени, и от жира сердца, и кровью также брызгали на жертвенник, чтобы искупить душу человеческую, которая пребывает в крови, как сказано: «Ибо душа всякого существа это кровь его. Она душа его...», [224] и сказано: «Ибо кровь – она душу искупает».[225]

А также ты должен знать, что некоторые из жертв предназначены в пищу тому, кто приносит жертву, и коѓенам, и предназначены для жертвенника, - такие, как жертвы мирные, а другие предназначены в пищу коѓенам – такие, как жертвы за грех и за повинность, а разбрызгивание крови и воскурения жира предназначены для того, чтобы искупить нарушение; а также жертву всесожжения приносили в жертву целиком, и ничто телесное не могло воспользоваться ею, поскольку главное ее предназначение – это только искупить сердечное сомнение, потому что мысль – это источник и начало всего, и тому, у кого было дурное сомнение, было необходимо полностью принести жертву всесожжения, чтобы было уничтожено все, от души до плоти, и все вернулось бы в духовное состояние, поскольку сущность греха была связана с духом, и об этом сказали наши мудрецы: «Размышление о грехе тяжелее греха», [226] и об этом же сказал рабби Шимон бар Йохай: «Жертва всесожжения предназначена искупить размышление сердца, как сказано: «И было, когда завершали пиршественные дни круг свой... ибо говорил Иов: «Быть может, согрешили сыновья мои и хулили Бога в сердце своем». Так делал Иов во все дни.» [227] И еще ты должен знать, почему в жертву всесожжения приносят самца, а не самку, а в жертву мирную – и самца, и самку, а тот, кто по ошибке нарушил одну из главных запретительных заповедей[228] должен принести в жертву овцу или козу, а не самца: потому что во время всесожжения искупается грех, источник которого выше того места, где разделяются самцы и самки, а при мирной жертве искупается грех, источник которого ниже, чем местопребывание воздуха, воды и огня, [229] откуда исходит разделение на самцов и самок, поэтому и приносят в жертву и самцов, и самок; а тот, кто по ошибке нарушил одну из главных запретительных заповедей, приносит в жертву самку, а не самца, потому что главные запретительные заповеди соответствуют повелению «Соблюдай», что соответствует женской сущности, и обрати свои мысли к этому.

А еще ты должен знать, что законы относительно жертвы за грех (хатат) и повинной жертвы (ашам) одинаковы, однако жертва за грех приносится первой, как сказано: «Который принесет того, который для грехоочистительной жертвы, прежде», [230] потому что жертва за грех подобна защитнику на суде, который говорит в пользу приносящего жертву, как сказано: «Возьмите с собой слова и возвратитесь к Господу»; [231]а после этого приносят добровольную жертву всесожжения. И об этом сказли наши мудрецы: «Сказал рабби Шимон: Почему приносят жертву за грех раньше, чем жертву всесожжения? Это подобно адвокату, который входит [первым]; привел адвоката – после него вносит подношение.»[232] А еще ты должен знать, что коѓен, который преступил одну из главных запрещающих заповедей по ошибке, приносит в жертву быка, и так же члены Санѓедрина, которые ошиблись в указании, и необходимо пролить кровь на внутренний жертвенник, а оставшееся – на жертвенник для всесожжения, и все это для искупления греха, чтобы исправить внутренние духовные вещи и воспринимаемые чувственно внешние вещи, так же, как согласие на грех приходит через дух и тело, а кровь искупает душу, как сказано: «Ибо кровь – она душу искупает».[233] А когда часть этой крови оказывается на завесе, кладет священник на рога жертвенника воскурение, которое является тонким духовным сосудом. А вот то, что следует знать относительно горлиц и молодых голубей и горлиц: горлицы должны быть большими, а не маленькими, потому что сущность у них одинаковая.[234] И сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Начало пожелтения здесь и здесь не годится, потому что у горлиц они [желтеющие особи] маленькие, а у молодых голубей они большие, поэтому сказано «из молодых голубей».[235] И сказали мудрецы: «То, что годится из горлиц, не годится из голубей, а то, что годится из голубей, не годится из горлиц».[236]

И обрати внимание, что и это сказано относительно нужного и необходимого, ибо животных, предназначенных для искупления греха, приносили в жертву на севере [от жертвенника], который является источником суда, а благодарственные жертвы, мирные жертвы, первородный скот и жертвы из десятины приносили во всяком месте во внешнем помещении Храма. И сказали мудрецы наши, благословенной памяти: «Красная нить была там, чтобы разделить между верхней кровью и нижней кровью, [237] и похожа она [на разделение] верхних вод и нижних вод. В Йом Кипур было одно разбрызгивание сверху и семь снизу, и [первосвященник] отсчитывал одно, одно и еще одно, одно и два, одно и три, [238] чтобы сообщить, что одно разбрызгивание распространяется на все. И вот, это поясняется: почему не сказано «возжигание» относительно праздника Ацерет, [239] как сказано в отрывке о постоянных жертвах, [240] и в отрывке о новомесячии, [241] и о Песахе, [242] и о Суккот, [243] и также о Рош ѓа-шана, [244] а относительно Йом Кипур не сказано «возжигание», а только: «И приносите всесожжение в приятное благоухание Господу», [245] а относительно козлов, приносимых в жертву во время дополнительной праздничной службы, не сказано относительно Ацерета, что это жертва за грех, как сказано относительно других козлов, приносимых в жертву во время дополнительной праздничной службы, потому что в Ацерет, в Рош ѓа-шана и в Йом Кипур смысл не в жертве, а в том, что выше жертв. И так же относительно Ацерет не сказано о жертве за грех, потому что нет в нем злого побуждения, и о нем сказано: «Да исчезнут грешники с земли, и нечестивые – да не будет их более!», [246] как нам предстоит объяснить.[247]

Первой положительной заповедью [среди заповедей, относящихся к жертвоприношениям] является заповедь постоянно возжигать огонь на жертвеннике для всесожжения, а первой отрицательной заповедью является запрет гасить его, и в этой заповеди содержится пятнадцать запретительных заповедей.[248] А также давать каждый год полушекелевый налог, а на него покупать каждый год постоянные жертвы, и приносить постоянные жертвы каждый день. А для первосвященника является заповедью каждый день приносить жертву предложения, потому что искупающий должен искупать себя каждый день. А жертва всесожжения, приносимая частным человеком, должна быть чистым от порока самцом; а жертва за грех, и жертва повинная, и жертва мирная, и жертва судей, которые ошиблись в указании, и жертва за грех частного человека, если он нарушил отрицательную заповедь по ошибке, - коза или овца. А при принесении жертвы сомнения, [249] жертвы за обман[250] и непостоянной жертвы[251] необходимо было исповедаться во время жертвоприношения. Относительно жертв имеющего истечение и имеющей истечение, роженицы и прокаженного: нечистота роженицы происходит от телесных выделений за грехи праотца нашего [Адама] и матери всего живущего [Хавы], и поэтому им необходимо искупление. А прокаженный должен принести жертву за злоязычие.[252] А также должен ты знать, что пять нечистых видов крови – это те, цвет которых приближается к красному, а то, что по цвету приближается к белому, чисто; и вот, мудрецы разбираются в этом и узнают по виду; если цвет приближается к красному - это истечение из «источника», принадлежащего к левой стороне, [253]и это кровь, которая приходит из внутренней части матки и из яичников, [254] а если цвет приближается к белому – это истечение с правой и чистой стороны. Осквернение и очищение относится к женщине в два раза больше, чем к мужчине.[255] Так же обстоит дело, когда определяется пол младенца: если превозмогает капля мужчины, который извергает белое, после того, как женщина извергнет красное, [256] мужская капля, которая приходит последней, превозмогает женскую каплю, и получается ребенок мужского пола, и нечистота после родов не продолжается долго, а ребенок женского пола получается, если мужчина извергает первым, а женщина – после него, и превозмогает женская капля, и поэтому нечистота продолжается в два раза больше.[257] А также заповедью коѓенов является освящать первородное животное и принести его в жертву [как можно скорее], [258] как сказано: «В день поражения Мною всех первенцев в земле Египетской посвятил Я их Себе», [259] и это входит в правило: «Который вывел вас из земли Египетской»[260]; а также должны коѓены выкупать первенца человеческого, а также перворожденного осла, поскольку народы мира уподобляются ослу, как сказано: «Плоть их – плоть ослиная...», [261] а народ Израиля – ягненку, как сказано: «Израиль – отбившаяся овца», [262] и поразил Он в Египте первенцев человека и первенцев скота, как сказано: «И умертвил Господь всякого первенца в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца скота», [263] и взял Себе первенца Израиля вместо первенца египетского, как сказано: «В день поражения Мною всех первенцев в земле Египетской посвятил Я их Себе», [264] как сказано: «Посвяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие недра в среде сынов Израилевых, от человека до скота», [265] а также заповедал выкупать первенца осла из всех нечистых животных потому, что египтяне были уподоблены им; а если не хочет израильтянин заменить его ягненком, необходимо проломить ему голову.[266] Ягненок, которому уподоблен Израиль, годен для жертвоприношения на жертвеннике, а проломление головы осла – напоминание о египетских первенцах, которые были поражены в Египте.

Заповедью для коѓенов является также приношение жертв во время дополнительной службы: в субботу, новомесячие и Песах, и жертва предложения снопа на следующий день после пасхального жертвоприношения, вместе с ягненком, [267] и жертвоприношение дополнительной службы в Ацерет, [268] и два хлеба [возношения] и жертвоприношения, приносимые вместе с ними, [269] и жертвы, приносимые во время дополнительной службы в Рош ѓа-шана, и во время дополнительной службы в Йом Кипур, и совершение дневной службы и дополнительной службы в Суккот, и дополнительной службы в Шмини Ацерет, и обходить жертвенник во время трех главных праздников. А все эти три праздника установлены согласно правилу «Который вывел вас из земли Египетской», [270] потому что главное в этих праздниках – память о выходе из Египта. А также уничтожать квасное и рассказывать о выходе из Египта, резать пасхального овна и съедать его, [271] и совершать Второй Песах, и есть мясо пасхальной жертвы с пресным хлебом и горькими травами, и все это согласно правилу «Который вывел вас из земли Египетской»; [272] а из заповеди подготовить жертву выводится заповедь трубить в трубы, как сказано: «И это будет напоминанием о вас»; [273] и посыпать их солью, и приносить их, начиная с восьмого дня и дале, и следить, чтобы жертва была без порока, и приносить все обязательные или добровольные жертвы в первый же из трех праздников, [274] и заботиться о жертвенных животных, чтобы привести их в Храм, и выкупать животных, предназначенных для жертвоприношения, [но ставших негодными вследствие увечья, ] с помощью других животных, чтобы их можно было употреблять в пищу, и заботиться о жертвенных животных, привозимых из-за границы, чтобы привести их в Храм, и чтобы десятина была посвящена Всевышнему, как сказано: «Все, что проходит под посохом десятым, следует посвящать Господу», [275] и чтобы замена была посвящена Всевышнему, и чтобы Аѓарон и его потомки ели остатки подношений. И съедать мясо жертв за грех и искупительных жертв, и сжигать мясо жертв, которое было осквернено, и сжигать оставшееся [до утра]. В определение жертвоприношения входят также первинки, которые необходимо полагать у жертвенника, и чтение Торы – это тоже способ принесения жертвы, [как в то время], когда читают о сотворении мира. [276] И в определение служения входит также то, что полагается коѓенам от народа, чтобы они были свободны для своего служения: главное пожертвование, хала, [277] дары коѓенам – ляжка, щеки и желудок, [278] и первая шерсть стрижки, и посвященное коѓенам поле, а относительно поля – запрет его продавать, и запрет его выкупать, [279] как сказано: «Не продается и не выкупается; всякое посвященное есть святое святых, оно Господу», [280] и отделение десятины для левитов, и чтобы левиы отделяли десятину от десятины для коѓенов, и провозглашение десятины.

А из определения любви выводится заповедь для человека уподобляться Создателю, как сказано: «И будешь ходить путями Его»; [281] а в это правило включается то, что связано со святостью, и необходимость удаляться от скверны, и очищаться от нее, ибо про все эти заповеди сказано: «Будьте же Мне святы, ибо свят Я», [282] и чтобы трогающий падаль становился нечистым, [283] и чтобы восемь видов мелких животных оскверняли, [284] и чтобы съедающие их становились нечистыми, и чтобы женщина в период месячного очищения была нечистой, и чтобы роженица была нечистой, как от месячного очищения, и прокаженный был нечистым и передавал нечистоту; дом пораженного [проказой] человека осквернял, страдающий истечением наделял нечистотой, совокупление с истечением семени наделяло нечистотой, а очищение от всех этих видов нечистоты – в водах миквы. А очищение от проказы – с помощью древесины кедра, иссопа, червленой нити и птиц, приносимых в жертву излечившимся прокаженным, и с помощью бритья им головы, и [еще является заповедью], чтобы можно было узнать прокаженного с помощью всего, что предписано.[285]

Из принципа же «И будешь ходить путями Его»[286] выводятся заповеди, касающиеся назира, который называется «святым», как сказано: «Святым быть ему. Должен он отпускать волосы на голове своей», [287]потому что назир представляет собой как бы пример некого качества. Как сказали мудрецы наши, благословенной памяти, в трактате Сота: «Говорили учителя наши: пятеро были созданы как пример качества, и все они пострадали из-за этих качеств. Шимшон – из-за силы, как сказано: «И покинула его сила его».[288] Шауль – из-за шеи, как сказано: «И взял Шауль меч свой, и пал на него».[289] Авшалом – из-за волос своих, как сказано: «И во всем Израиле не было мужчины столь славного красотою, как Авшалом: от стопы его до темени не было в нем изъяна. Когда стриг он голову свою, - а стриг он ее каждый год, потому что она отягощала его, - то весили волосы головы его двести шекелей по камню царскому», [290] объясняют, что камень – это гиря, с помощью которой жители Тверии и жители Ципори взвешивают. Поэтому повис он на своих волосах, как сказано: «И встретился случайно Авшалом с рабами Давида; а Авшалом ехал верхом на муле. И когда проходил мул под густыми ветвями большого теребинта, зацепились (волосы) головы его за ветви теребинта, и повис он между небом и землей, а мул, что был под ним, ушел».[291]Цидкия – из-за глаз своих, как сказано: «А Цидкияѓу ослепили».[292] Аса – из-за ног своих, как сказано: «Но к старости у него стали болеть ноги», [293] и сказал рабби Йеѓуда со слов Рава, что заболел он подагрой.[294]И согласно тому, намек на что содержится в трактате Назир, [295] здесь содержится также отрицательная заповедь не брить край волос на голове, и не брить край бороды, и не наносить себе телесных повреждений, [296] так что останется на человеке след. Заповедью для назира является приносить жертвы в день, когда он бреет голову, или если он осквернился.

К путям святости относится также установить уборную в лагере, и завести лопатку, как сказано: «Пусть же будет стан твой свят», [297] и резать скотину и птицу, как сказано: «Не ешьте никакой падали... ибо ты народ святой», [298] и сказано еще: «Душа моя не осквернена, и падали, и растерзанного (зверем) не ел я...».[299]

А из определения святости также следует заповедь соединяться с женщиной после освящения (в браке), чтобы была она приобретена за его деньги, предназначена только для него и запрещена для любого другого, как посвященное Всевышнему.[300] А если он хочет освободить женщину, которая является приобретением за его деньги, пусть прогонит ее с помощью документа, как сказано: «И напишет ей разводное письмо», [301]и сказано: «Где то письмо развода матери вашей, которым Я прогнал ее?».[302] Из определения святости и чистоты выводится также заповедь подобающего совершения обряда сота, [303] и считается это совершением милости, отвечающим принципу «И будешь ходить путями Его», [304] как сказано: «Творящий милость».[305] А также подобной заповедью является оставлять несжатым край поля, и оставлять на поле забытые колосья, и забытый сноп, и оставлять отдельно висящие и опавшие виноградины, [306] и наделять имуществом еврейского раба и еврейскую рабыню [после завершения срока их работы], и предназначать [для замужества] еврейскую рабыню, если захочет хозяин предназначить ее [для замужества себе или своему сыну], и выкупать ее, [307] и возвращать залог его хозяину, и выдавать вовремя плату наемному работнику, и кормить наемного работника во время его найма, и помогать снимать груз с ближнего своего или со скотины его, и помогать нагружать ближнего или скотину его, и возвращать потерянное, а отсюда отрицательной заповедью является уклонение от этого. А также жениться на вдове брата своего[308]является милостью по отношению к мертвому, чтобы не было уничтожено имя его и не исчез образ его из картины, содержащей в себе все картины, и дать ему вечное имя, которое не будет уничтожено, [309] или провести обряд халица, [310] намек на который содержится в словах: «Соблюдающим заповеди Мои», [311] а это соблюдение заповеди о левиратном браке (ибум) или об обряде халица.

А в заповеди «Я – Господь»[312] содержится заповедь уничтожать идолопоклонство и служителей его, и убить жителей «города бунтующего», и сжечь этот город, и уничтожить «семь народов», [313] и всегда помнить совершенное Амалеком, как сказано: «И не побоялся он Бога», [314] и истребить потомство его.

Положительной заповедью, входящей в правило «Не возжелай», является заповедь возвращать награбленное; положительной заповедью, входящей в правило «Не убивай», является заповедь сломать шею телице и поклясться над нею, что жители этого города ничего не знают об убийстве, [315] а из обычаев, связанных с этой заповедью, - не обрабатывать место, где будет сломана шея телице.[316] А также тщательно проверять показания свидетелей, свидетельствующих об убийстве, с помощью расспросов и расследования, и убивать злокозненных свидетелей. И подготовить шесть городов-убежищ, как сказано: «И будут у вас эти города убежищем от мстителя, и не умрет убивший», [317] и изгнать туда убийцу, убившего по ошибке, и выделить левитам города для проживания, и поскольку в этих городах также могут скрываться невольные убийцы, это является напоминанием, что их нельзя потерять [навсегда], и это отрицательная заповедь, - чтобы их никогда не продавали. А также делать заграждение на крыше, как сказано: «Чтобы не навести тебе крови на дом твой».[318]

Положительной заповедью, заключающейся в изречении «Не произноси», [319] является также заповедь выполнять принесенные обеты, и все законы, связанные с обетами, и не опаздывать с этим. Сюда же входит отрицательная заповедь не отдавать пожертвование (трума) раньше первинок (бикурим), и вторую десятину – раньше первой, как сказано: «С первыми плодами урожая твоего и с долей его посвященной не запаздывай».[320] И сказали мудрецы наши, благословенной памяти: «Есть более строгая сторона в обетах по сравнению с клятвами, и есть более строгая сторона в клятвах по сравнению с обетами. Более строгая сторона в обетах – это то, что обеты могут касаться вещи, связанной с исполнением заповеди, [321] чего нет в клятвах.[322] И сказали в Сифрей, раздел Матот: «В чем разница между обетами и клятвами? Обеты человек приносит, как будто клянясь «жизнью царя», а клятвы – как будто клянясь самим царем, хотя не является доказательством этого упоминание этого: «Жив Господь и жива душа моя, что я не отстану от тебя».[323] И сказали также: «Более строгая сторона в обетах по сравнению с клятвами заключатеся в том, каким образом человек говорит: «Клянусь относительно сукки, что не делаю я ее», или «относительно лулава, что не поднимаю я его», или «относительно тфилин, что не полагаю я их», [324] - относительно всего этого невозможно дать обет, хотя все эти вещи являются заповедями, а клятву дать можно, потому что не клянутся нарушить заповедь. А именно, потому, что обет – это нечто, у чего нет границ, и он выше свойств человека, и выше построения заповеди, поэтому сила его достаточно велика, чтобы отменить и уничтожить заповедь.[325] А клятва и заповедь находятся на уровне свойств личности, и поэтому не может сила клятвы уничтожить заповеди. И название клятвы, швуа, доказывает, что это слово произошло от слова «семь», шева, потому что там заканчиваются свойства личности. И не нужно было упоминать амен в Храме, [326] потому что Имя Всевышнего упоминалось перед порогом внешнего помещения Храма так, как оно пишется, и объединение Имени звучало ясно и запоминалось. А сейчас Имя Всевышнего упоминается только в измененной форме, поэтому необходимо говорить амен, и здесь требуется более глубокое объяснение.[327]

Положительной заповедью является также [посвящение Всевышнему] выкупа за человека, [328] или цены животного, [329] или цены дома, [330] и посвящение поля, [331] и добавление [при выкупе посвященного][332]или при выкупе десятины, [333] пятой части на основную сумму денег. Положительной заповедью, выводимый на основании изречения «Не укради», [334] является также исправление весов и гирь. А положительной заповедью, выводимой на основании изречения «Да не будет у тебя богов других», [335]является назначение царя из народ Израиля, а не из народов мира, как сказано: «Из среды братьев твоих поставь над собою царя».[336]

Заповедь проверять признаки разрешенных в пищу кузнечиков, [337] проверять признаки рыб, проверять признаки животного, является ли оно нечистым или чистым, - обо всем этом сказано: «Святыми будьте», [338] чтобы очистить душу, которая забирает из пищи, по тонкости своей, самое прозрачное и тонкое, что есть в ней. [А также] заповедь закрывать кровь после забоя скота и птицы, и запрет употреблять кровь в пищу, и запрет употреблять в пищу нутряной жир, который предназначен для жертвенника, и заповедь о птичьем гнезде.[339]

А в правило, выводимое на основании изречения «Помни день субботний, чтобы освящать его», [340] входит заповедь воздерживаться в субботу от работы, как сказано: «И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал...».[341] В это же правило входят праздники, которые также называются священными, как сказано: «Собрание священное».[342] Воздерживаться от работы в первый день Песаха, и в седьмой день Песаха, и на пятидесятый день после Песаха, [343] и воздерживаться от работы в первый день седьмого месяца, [344] и на десятый день, день поста, [345] и в первый день праздника [Суккот], и на восьмой его день.[346] В это же правило входят заповеди освящать месяцы, и определять в суде счет месяцев и лет, от которого зависят все праздники. Также на основании изречения: «Помни день субботний, чтобы освящать его»[347] выводится заповедь считать юбилейные и субботние годы, и считать дни от жатвы до пятидесятого дня. А на основании изречения «А день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему»[348] выводится заповедь давать отдых земле в седьмой год, который соответствует седьмому тысячелетию, называемому субботним, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Шесть тысяч лет мир существует, а в седьмую тысячу пребывает в разрушении, как сказано: «И возвеличен будет один только Господь в этот день», [349] и учат это из большого к малому, - как субботний год дает отдых земле в течение одного года раз в семь лет, так же миру дается отдых на тысячу лет после шести тысяч лет, как сказано: «И возвеличен будет один только Господь в этот день», и сказано также: «Псалом. Песнь на день субботний», [350] - на день, который весь – суббота, [351] и сказано также: «Ибо тысяча лет в глазах твоих, как день вчерашний, когда минул он».[352] И положительной заповедью является воздерживаться в седьмой год от работ на земле, и раб-еврей выходит на свободу в седьмой год [работы своей], а проколовший ухо[353] – в юбилейный год, как сказано: «Чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты».[354] А также освящать этот [юбилейный] год отдыхом от работы.[355] И предоставлять освобождение земле в этот год, который также называется «святым», как сказано: «Ибо это юбилей; священным да будет он для вас», [356] потому что как юбилейный год возвращает землю первоначальным владельцам, так полсе пятидесяти тысяч лет все вернется к первопричине, ибо от поколения до поколения пятьдесят лет, тысяча поколений – это пятьдесят тысяч лет, и так сказано в Писании: «Сохраняющий милость для тысяч (родов)», [357] «Сохраняющий завет и милость к любящим Его и соблюдающим заповеди Его – на тысячу поколений», [358] «для тысяч» - это означает тысячу поколений, [359] как сказано: «Слово, (что) заповедал Он на тысячу поколений», [360] и сказано также: «И возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семье своей возвратитесь», [361] а также: «В юбилейный год возвращается поле тому, у которого он купил его, кому принадлежит владение той землей», [362] - имеется в виду, что если этот покупатель купил у другого, а тот другой – у третьего, и даже до ста покупателей, возвращается поле к тому, кому принадлежит владение той землей, то есть каждый из них будет возвращать поле тому, у кого он купил, пока не вернется к первым хозяевам; употреблено здесь слово «владение» (ахуза), и есть большая разница между словом «владение» и словом «удел» (нахала), и в этом есть намек на то, что. «Над высоким наблюдает высший», [363] как сказал тот мудрец: [364] " Все возникло из первопричины, и все возвращается к первопричине." А также положительная заповедь трубить в шофар в начале юбилейного года, так же, как трубят перед наступлением субботы.[365]

Положительная заповедь, выводимая на основании изречения «Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным», [366] - свидетельствовать на суде, если у судящегося нет других свидетелей. А в правило «А Господь, Бог твой, Бог-ревнитель»[367] входит положительная заповедь трубить в шофар, чтобы отвратить гнев и ярость [Всевышнего] в Судный день, когда все жители земли проходят перед Ним, как отряды солдат на смотре.[368] То, что тебе нужно знать, - это то, что Всевышний, да будет Он благословен, руководит Своим миром с помощью своих свойств, как меры милосердия, так и меры суда, и когда Он поступает милосердно по отношению к Своим созданиям с помощью одного из путей милосердия, действующим свойством является мера милосердия, и так же в час гнева действующим свойством является мера суда; поэтому мы говорим в молитве Рош ѓа-шана: «Да возобладает милосердие Твое над свойствами Твоими».[369] Поэтому трубят в шофар, ибо трубление в шофар намекает на свойства Всевышнего, меру суда и меру милосердия, прерывистые звуки (шварим) – меру суда, а сплошной звук (ткиа) – меру милосердия, и мы напоминаем и пробуждаем свойства Всевышнего, чтобы защищали нас, а длинное сплошное трубление (ткиа) в конце предназначено для того, чтобы простерлось милосердие Его на нас, когда раскаемся мы от грехов наших, и превратилась мера суда в меру милосердия. А когда трубят трелью (труа), [370] поднимается Всевышний с мерой суда, как сказано: «Вознесся Бог при звуках трубных (труа)», [371] а когда шофар издает сплошное трубление, об этом сказано: «Господь – при звуках шофара», [372] поднимается Всевышний с мерой милосердия, как сказано: «Господь, Господь жалостливый и милосердный».[373] А в правила, выводимые на основании изречения «Бог-ревнитель», [374] входит положительные заповеди относительно казненей по решению суда, - побиения камнями, сожжения, казни мечом и удушения, а также повешения; [375] а также проявление почета по отношению к Всевышнему и трепета перед Ним – хоронить повешенных в тот же день: «Ибо поругание Бога повешенный».[376]

«Да не будет у тебя других богов»[377] - это отрицательная заповедь не думать, что есть другое божество, кроме Него, а в это входит заповедь не назначать главою над Израилем кого-либо из прозелитов, [378] и не умножать царю также жен, [379] как сказано: «Жены его склонили сердце его к иным божествам», [380] и не умножать у царя серебра, как сказано: «Когда... и серебра и золота у тебя будет много, и всего у тебя будет много, То надменным станет сердце твое, и забудешь Господа, Бога твоего...», [381] и сказано также: «И Я преумножил для нее серебро и золото, (которым) они пользовались для Баала».[382] В это же правило[383]входит заповедь не делать статуи и изображения [для себя], и чтобы другие не делали для него, и не делать предметы для идолопоклонства даже для других, и не делать изображений для украшения, хотя им и не поклоняются, [384] и не кланяться языческим божествам, даже если поклонение им таким образом не

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кафедра ТЭВН | Гигиеническое бучение и воспитание населения.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал