Звук
| Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука
| Звукоподражание,
уточнение произношения
| Закрепление произношения звука
|
«А»
| Кормление птенца.
Ребенок- «птенец», взрослый- «мама-птичка». Птенец открывает рот, чтобы съесть зернышко, что принесла мама
| 1. Девочка плачет
2. Качаем куклу.
3. Тетя поет
| Была Аня. У Ани мяч. Пошла
Аня играть с мячом. Мяч упал
в лужу. Заплакала Аня:
«А-а-а». Папа достал мяч:
«На, Аня. Не плачь»
|
«У»
| Дудочка
Сделать дудочку из губ, по сигналу, вытянув их вперед.
| 1. Поезд гудит.
2. Пароход гудит.
3. Волк воет
| Поезд едет и гудит: «У-У-У».
Я по рельсам убегу: «У-У-У»
|
«И»
| Улыбнись
| Лошадка кричит
| Лошадка, скачи: «И-И».
Лошадка, кричи: «И-И»
|
«О»
| Бублик
Бублик гордится, что он самый круглый. Вот такой!
| 1. Мальчик охает.
2. Бабушка удивляется
| Мальчик охает, кричит:
«О-О-О!»
Ушко у него болит: «0-0-0!»
|
«Э»
| Беззвучный смех
Гномику очень смешно. Но он не может смеяться громко-рядом бродит злой волк. Посмотри как смеется осторожный гномик.
| 1. Коза и овца
Мэ-мэ-мэ, Бэ-бэ-бэ
2. Погрози пальчиком: Э-Э-Э
| Это киса. Ее зовут ЭМА.
У ЭМЫ пушистый МЕХ
|
«М»
| Посидим в тишине
«Кукла спит и сидим тихо-тихо.» Плотно сомкнуть губы
| 1.Теленок мычит.
| 1. Киска к детям подошла,
Молочка просила,
Мяу говорила: «МЯУ! МЯУ!»
2. Дайте травки мне: «МЕ-МЕ-
МЕ!»
3. Где хозяйка, не пойму: «МУ!»
4. «Киска, как тебя зовут?» —
«МЯУ».
«Сторожишь ты мышку
тут?» — «МЯУ».
«Киска, хочешь молочка?» —
«МЯУ».
А в приятели щенка? —
«ФРРР» (дрожание губами)
|
«П»
| Посидим в тишине
| 1.Лодочки
Дуть на бумажную лодочку, произнося звук П
2. Пароход пыхтит
| 1. Маленькая птичка прилетела
к нам: «ПИ-ПИ-ПИ».
Птичке-невеличке я водички
дам: «НА!»
2. Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
«ОП-ОП-ОП»
|
«Б»
| Посидим в тишине
| 1. Большой колокольчик звенит Б-Б-Б
| 1. Машина, машина едет, гудит:
«БИ-БИ-БИ».
В машине, в машине шофер
сидит: «БИ-БИ-БИ».
2. Жили-были МАМА, ПАПА,
БАБА, БОБА.
Утром ПАПА уезжал
на работу.
Машина гудела: «БИ-БИ»
А БОБА стучал в барабан:
«БУМ-БУМ».
Мама грозила пальцем:
«Н0! БОБА!»
Бабушка говорила:
«НУ, БОБА!»
3. Барабань, барабан, барабан
играет: «БАМ».
А потом, а потом,
а потом играет: «БОМ»
|
«В»
| Спрячем язычок
Покажи язычок, а теперь спрячь его за забор. Вот так. Улыбнись.
| 1. Волки воют
| Вот наш БОБИК, славный пес.
ГАВ-ГАВ.
Белый лобик, черный нос.
ГАВ-ГАВ.
БОБИК, БОБИК, лапку дай.
ГАВ-ГАВ.
Сядь на коврик и не ЛАЙ
|
«Ф»
| Спрячем зубы
Покажите ребенку верхние зубы и закройте их верхней губой. Попросите ребенка повторить: «Покажи верхние зубки. А теперь, зубки прячутся, закрой их губами, не видно зубок»
| 1. Ежик фыркает.
| 1.К нам пришел сердитый еж-Ф-Ф-Ф.
Накого он так похож-Ф-Ф-Ф.
Словно чайник он кипит-Ф-Ф-Ф.
Уходить нам всем велит-Ф-Ф-Ф.
2.Ветер сверху набежал-Ф-Ф-Ф. Дул он сильно все крепчал –Ф-Ф-Ф.
Ветку дерева сломал-Ф-Ф-Ф.
|
«Н»
| Чистые зубы
Чистим языком с внутренней стороны верхние зубы вправо-влево.
| 1. Лошадка
2. Нона ноет
| 1. Была девочка. Звали ее Нина.
У Нины лошадка. Нина играла
с лошадкой: «НО! НО!» Нина
кормила лошадку: «НА!» Ни-
на погоняла лошадку: «НУ!»
2. Скачут, скачут две лошадки:
«НО! НО! НО!»
Мчатся, мчатся без оглядки:
«НО! НО! НО!»
|
«Т»
| Вкусное варенье
Широким кончиком языка слизать варенье с верхней губы, двигая языком сверху вниз.
| Молоточек стучит
Поезд
Подражаем стуку колес.
| ТА-ТА-ТА,
ВЫШЛА КОШКА ЗА КОТА
Тома хлопать так умеет, ТАК-ТАК-ТАК,
Своих ручек не жалеет, ТАК-ТАК-ТАК!
Тома топать так умеет, ТОП-ТОП-ТОП,
Своих ножек не жалеет, ТОП-ТОП-ТОП!
|
«Д»
| Лошадки
При открытом рте пощелкать кончиком языка, как лошадка копытами.
| Дятел стучит клювом Д-Д-Д.
| Дятел жил в дупле пустом. Дуб долбил как долотом Д-Д-Д.
|
«К»
| Прятки
Язычки играют в прятки, сначала лежат у нижних зубов, а теперь прячутся далеко-далеко. Рот не закрывать.
| 1.Каблучок стучит К-К-К
2.Сдуй снежинку с рукавички
3. Петя кашляет
| 1. Жили гусь, курица, кукушка.
Гусь и курица жили у тети Кати, на дворе. Гусь водил гусят купаться и звал их: «ГА-ГА-ГА». Курица искала цыпляткам червячков и звала их: «КО-КО-КО». А кукушка жила в лесу. Сидела на дере-ве и
пела: «КУ-КУ».
2.Договаривание слов в сказке «Курочка-ряба»
3.Капля раз, капля два, капля медленно сперва-КАП, КАП. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. КАП-КАП-КАП-КАП!
Молоток так: «ТУК-ТУК!»
Часики так: «ТИК-ТАК!»
|
«Г»
| Прятки
| 1. Гусь гогочет
| 1. На лошадке мы «ГОП-ГОП», а лошадка «И-ГО-ГО»
2. Гуси, гуси: «ГА-ГА-ГА!»
Пить хотите? «ДА-ДА-ДА!»
Гуси, гуси, вот вода.
«ГА-ГА-ГА!», «ГА-ГА-ГА!»
3.Вот лошадка на лугу:
И-ГО-ГО!
Курочка-несушка: КО-КО-КО!
Голуби под крышей: ГУЛЬ-ГУЛЬ-ГУЛЬ!
Ну а рыбки в море-Ни гу-гу.
|
«Х»
| Прятки
| 1. Погреем ручки Х-Х-Х
| 1.Укусила киску МУХА,
И болит у киски УХО
2.Хома смеется-ХА-ха-ха, хи-хи-хи.
Вздыхает ОХ-ОХ-ОХ.Пугается-АХ-АХ
|
«Ы»
|
| 1. Пароход гудит –Ы-Ы-Ы
| 1.БЫ-БЫ-БЫ тут ДУБЫ.
2. ТЫ-ТЫ-ТЫ тут КОТЫ
|
«й»
| Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10.
|
| 1.Ты собачка не лай. Нашу детку не пугай.
2. Би-би. Ой-Ой-Ой. На дороге ты не стой.
|
«ЙА» («Я»)
|
|
| Кто умеет чисто мыться? — Я!
Кто водички не боится? — Я!
Кто съедает быстро кашку? —
Я!
Угощает кашкой Машку? — Я!
Кто игрушки убирает? — Я!
Маме дома помогает? — Я!
|
«ЙУ» («Ю»)
|
| 1.Споем как птички.
Птички в лесу поют: «иу-иу-иу» (быстро)
| Я водою ключевою руки МОЮ,
МОЮ, МОЮ
|
«ЙЭ» («е»),
«ЙО» («Е»)
|
| 1. Эхо
2. Громко повторить «Ие-Ие-Ие».
| Я в машине ЕДУ, ЕДУ.
Я в трамвае ЕДУ, ЕДУ.
И в метро я ЕДУ, ЕДУ,
Ах, когда же я приеду!
|
«СЬ»
| 1. Накажите непослушный язычок
2. Киска сердится.
3. Кто дальше загонит мячик
| 1. Насос –С-С-С
| 1.Мы сено косим, косим.
Мы сено носим, носим
2.Жили у БАБУСИ
Два веселых ГУСЯ.
Вот кричит БАБУСЯ:
— Ой, пропали ГУСИ!
Выходили ГУСИ,
Кланялись БАБУСЕ
3. Ты не бойся, это ГУСЬ.
Я сама его БОЮСЬ
|