![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема соотношения обучения и развития.
Движущая сила (фактор) психического развития – обучение. Обучение ведет за собой развитие, потому что через обучение в сознание внедряются ВПФ. Обучение предоставляет образцы высших психических функций У ребенка ВПФ формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий – средств, выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, - то есть обучение (а не созревание), определяет ход и направление развития (от социального к индивидуальному). Необходимым условием развития ребенка является: - полноценность всех функциональных систем организма, нормально функционирующий мозг (опыты Н.Н. Ладыгиной-Котс по воспитанию детеныша шимпанзе до 4-х летнего в очеловеченных условиях); - общение. Обучение не тождественно развитию. Не всякое обучение выполняет роль движущей силы развития, может случиться и так, что оно будет бесполезно или даже затормозит развитие. Чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться не на уже завершившиеся циклы развития, а на возникающие, на зону ближайшего развития ребенка и его содержанием должна стать система научных понятий.
Зона ближайшего развития: – разница, «расстояние» между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития; - уровень трудности задач, решаемых под руководством взрослого, определяет потенциальный уровень. В зоне ближайшего развития находится психический процесс, формирующийся в совместной деятельности ребенка и взрослого; после завершения этапа становления он становится формой актуального развития самого ребенка.
Выступая против тестологической практики оценки уровня психического развития ребенка, Л.С. Выготский считал, что в диагностике следует учитывать динамический аспект – не только уже достигнутый ребенком уровень развития, но и уровень, составляющий «завтрашний день» развития. ЗБР – это расхождение между уровнем, которого он достигает в сотрудничестве со взрослым и который станет актуальным в ближайшем будущем, то есть уровнем его потенциального развития. Таким образом, в понятии ЗБР показана роль сотрудничества и общения со взрослым, тем самым роль обучения в широком смысле слова. Практическое значение понятия ЗБР в том, что оно позволяет научно обоснованно строить прогноз на ближайшие перспективы развития, решать диагностические и коррекционные задачи.
|