Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение религииСтр 1 из 7Следующая ⇒
16.02
«Этапы эволюции/развития социологической мысли» Арон Е.И. Аринин «Что такое религия: 500 определений термина с комментариями»
Дюркгейм, Элементарные формы религии: Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным, верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемою церковью, всех, кто их принимает (наизусть) Система - множ-во элементов со связями между этими элементами (системообразующие элементы); Структура - топография системы, указание векторов связи (двухмерная, трехмерная), где можно проследить очередность элементов (пример: кристаллическая решетка не только система молекул, но и структура, поскольку точно известно каким образом они соединены) Солидарная = стягивающая, не отталкивающая Практика = только такая, которая касается табуированного Все ли обособленное и запретное священно? Нет. Дюркгейм рассматривал первобытные религии и имел ввиду табу => У Дюркгейма недостаточное определение священного. Не бывает аморальной общности Д. имеет ввиду социальное общество, т.к. бывают асоциальные общества. Есть спонтанно возникающие и распадающиеся общности, i.e. толпа – противоположность моральной общности Если есть верования, то обязательно должны быть их носители, должны быть исполнители практик; если их нет, то религия мертва. Для того, чтобы религия была живой необходима и практика и верования
Библия: с 13 в до н.э. (5 глава книги судей) до 2-3 в до н.э. (книга пророка Даниила) Если есть верования, но нет ритуала - это не религия, так же наоборот. Отто - феноменология, изучение священного/нуминозного, опора на Джеймса Элементы нуминозного: • тайно-страшащее • тайно-влекущее и то и другое переживается как момент величия
«Священное и мирское» Элиаде (koob.ru) Красников «Методология классического религиоведения»
Флоренский, Столп и утверждение истины:
Религия есть, – или по крайней̆ мере притязает быть художницей̆ спасения, и дело ее – спасать. От чего же спасает нас религия? – Она спасает нас от нас, – спасает наш внутренний̆ мир от таящегося в нем хаоса. Она одолевает геенну, которая в нас, и языки которой̆, прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание. Она поражает гадов «великого и пространного» моря подсознательной̆ жизни, «им же несть числа», и ранит гнездящегося там змея. Она улаживает душу. А водворяя мир в душе, она умиротворяет и целое общество, и всю природу. <...> И поэтому, если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистически – религия есть система таких действий̆ и переживаний, которые обеспечивают душе спасение»
• сотериологическая функция • психотерапевтическая функция
Видно влияние Фрейда механизмы: вытеснение, рационализация, активное забывание + сублимация (возвышение) Мадонны = плод неудовлетворенного желания художников??????????? еще пример сублимации: «страдания юного вертера» Гете религия – super ego, хаос/ад внутри нас – id
«Красная книга» Юнг «Боги индоевропейцев» Дюмезиль
Архетипы связанные с искусством: • архетипы круга и четверицы (квадрата): троица – усеченная четверица (умышленно изъято четвертое звено – богоматерь) – развитие софиологии Булгаковым 02.03
|