Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональные стандарты.
В современной образовательной системе идёт процесс разработки новой версии федеральных государственных образовательных стандартов. Этот процесс предполагает значительную модернизацию содержания образования, создание новых образовательных программ, базирующихся на компетентностном подходе. А где взять эти компетенции, где им обучиться выпускнику? К большому сожалению, на сегодняшний день все образовательные стандарты, программы разрабатываются и внедряются в образовательные процессы учреждений профессионального образования без учета требований работодателя. А ведь именно он является единственным потребителем выпускников профессиональных учебных заведений. Если мы говорим о совершенствовании профессионального образования, с целью повышения качества и квалифицированности трудовых ресурсов, то сложившаяся картина должна быть подвержена кардинальным изменениям. Только работодатель способен правильно и объективно определить потребности своего производства и требования к профессионализму персонала, т.е. определить компетенции. Другими словами, в соответствии с требованиями сформулированными работодателем в профессиональном стандарте, должны разрабатываться образовательные стандарты и программы, а уж затем внедряться в образовательный процесс. Древние народы мира полагали, что земля держится на трех китах, вот и в основе системы сертификации профессиональных квалификаций лежат три базовых составляющих: 1. Профессиональный стандарт; 2. Образовательная программа (модуль); 3. Специалист по оценке профессиональной квалификации. Я не просто перечисляю три базовых составляющих в такой последовательности. Система сертификации профессиональных квалификаций выстраивается вокруг профессионального стандарта, являющегосяядром «Системы». Ясность данного суждения возникает при рассмотрении понятия профессионального стандарта: Профессиональный стандарт - представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности: · требования к содержанию и качеству труда; · требования условиям осуществления трудовой деятельности; · квалификации работника; · требования к профессиональному образованию и обучению необходимому для соответствия данной квалификации. Профессиональный стандарт состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определенному квалификационному уровню и содержит описание: · необходимых знаний и умений; · уровня ответственности и самостоятельности; уровня сложности выполняемой трудовой функции. Сертификация – квалификационная оценка профессиональных компетенций специалиста (складывающаяся из знаний и умений) в соответствии с требованиями профессионального стандарта, с итоговой выдачей Сертификата и внесением информации в Реестр сертифицированных специалистов. Давайте только четко для себя определимся. Мы сертифицируем специалиста на соответствие профессиональному стандарту, т.е. на соответствие тем требованиям, знаниям и умениям, которые сформулированы в профессиональном стандарте работодателем. Диплом – это путевка в жизнь, выдаваемая один раз и навсегда. Сертификат – это документ, подтверждающий с определенной периодичностью то, что человек не только не растратил своих профессиональных качеств, но и приумножил их для следующего уровня профессиональной квалификации. Что касается исполнителей, проводящи х оценку и сертификацию профессиональных квалификаций, то в их роли выступают органы по сертификации получивши е соответствующую аккредитацию в «Системе сертификации профессиональных квалификаций». Специалисты, привлекаемые к оценке и сертификации профессиональных квалификаций, являются экспертами по оценке профессиональных квалификаций, прошедшими подготовку и аккредитацию, и занесенными в Реестр экспертов. Нами предусмотрено два варианта проведения сертификации: 1.Анализ представленных документов – собеседование/входное тестирование – теоретический экзамен/практический экзамен – анализ и оценка полученных результатов – выдача Сертификата; 2.Анализ представленных документов – собеседование/входное тестирование - направление на дополнительное профессиональное обучение – теоретический экзамен/практический экзамен – анализ и оценка полученных результатов – выдача Сертификата; Вторая схема проведения сертификации имеет место быть в случаях, когда по результатам входного тестирования выясняется, что специалист не обладает теми знаниями и умениями, которые необходимы для успешного прохождения сертификации по заявленному квалификационному уровню. Орган по сертификации обязан в таких случаях выдать направление на дополнительное профессиональное обучение. Именно здесь и просматривается взаимосвязь между сферами труда и образованием. Работодатели не могут в силу своих компетенций разрабатывать образовательные программы, а образование не может разрабатывать профессиональные стандарты. Каждый должен заниматься своим делом. Сфера труда профессиональными стандартами, а образование образовательными, но в соответствии с профессиональными. Так как именно работодатели являются основными «заказчиками» и «потребителями» конечного «продукта» профессиональных образовательных учреждений. В связи с этим и эксперты по оценке профессиональных квалификаций готовятся из числа представителей работодателя. В связи с тем, что процессы развивающие общество и производство ускоряются, очень быстро меняются технологии перепроизводства, профессиональный стандарт подвергается изменениям или дополнениям раз в три года. Это обусловлено прежде всего тем, что именно в течении трех лет, разработанная образовательная программа в соответствии с профессиональным стандартом, проходит апробирование в системе ДПО, а далее внедряется в основной образовательный процесс. А через три года появляется новый профессиональный стандарт и происходит аналогичное движение в системе образования. Таким образом, возникает непрерывный процесс совершенствования. Надо заметить, сертификации на соответствие профессиональному стандарту подлежат не только специалисты различных профессий. Сертификацию проходят и специалисты по разработке профессиональных стандартов, так как методика разработки не стоит на месте, а идет и развивается в ногу со временем. Изменяется профессиональный стандарт, естественно и меняются контрольно-измерительные материалы, посредств о м которых оценивается профессиональная квалификация специалиста, поэтому безусловно сертификации также подлежат и эксперты по оценке профессиональных квалификаций. Сертификация, как мера профессиональной оценки, ценится тогда, когда она измеряет те навыки, которые необходимы в процессе работы; когда она достоверна и никому не дает преимуществ при прохождении оценки, то есть реально подтверждает различный уровень квалификации у одинаково подготовленных кандидатов, независимо от того, где они проходили обучение. Исходя из вышесказанного, формируется незыблемый принцип сертификации: «Тот, кто обучает, не принимает квалификационный экзамен, тот, кто принимает не обучает», в силу этого достигается независимость и качество системы сертификации. В итоге, что дает система сертификации профессиональных квалификаций работодателю и образованию?! Работодателю: более квалифицированный персонал; · постоянное повышение компетенции персонала; · высокую мотивацию и эффективность труда; · повышение качества продукции, работ и услуг; · увеличение прибыльности организации; · конкурентоспособность организации.Образованию: • соответствие уровня образования и обучения требованиям рынка труда; • результативность бюджетного финансирования в образование; • механизм независимой оценки квалификационного экзамена у выпускников; • реальное повышение профессиональной компетентности преподавателей; • высокий рейтинг учебного заведения; • трудоустройство выпускников.Сегодня мы можем смело говорить о том, что система сертификации профессиональных квалификаций – это механизм взаимодействия между сферами труда и образования, в основе которого лежат партнерские и взаимовыгодные отношения. Система сертификации профессиональных квалификаций только при совместной работе будет способствовать консолидации усилий социальных партнеров для решения важнейших задач по эффективной профессионализации молодежи в рыночных условиях, кадровому обеспечению организаций, повышению качества рабочей силы и в целом, для достижения и поддержания экономического роста и социального благополучия регионов и страны.
(Казань.Апрель 2010 года ).
|