Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заземление. Выполняя практический опыт, который мы описали в предыдущей главе, легко заметить, что вибрации в ногах появляются
Выполняя практический опыт, который мы описали в предыдущей главе, легко заметить, что вибрации в ногах появляются, только если вы ощущаете, как ноги давят на землю. Чувственный контакт между ногами и землей в биоэнергетике называется заземлением. По сути дела, речь идет о потоке возбуждения, протекающем в стопы и далее в землю. В этом случае человек соединен с землей, он не «парит в воздухе» и не «приподнят» над ней. Конечно, существуют различные степени чувственного контакта с землей, зависящие от того, насколько полно ступня «касается» опорной поверхности. Люди в этом смысле сильно отличаются друг от друга. Быть заземленным другими словами означает, что человек прочно стоит ногами на земле, при этом он знает, где стоит, и, следовательно, кто он есть. Когда человек заземлен, он «стоит» и является «самостоятельным» индивидом. В широком смысле ощущение заземления позволяет установить контакт с реальностью. Он (или она) укоренен на земле, идентифицирован с собственным телом, осознает свою сексуальность и ориентирован на удовольствие. Заземление предполагает приведение человека в состояние, когда его центр тяжести опущен чуть ниже, чем обычно, то есть ближе к земле. Непосредственная цель заземления — повысить ощущение безопасности. Человек стоит на земле, и его ноги отдыхают на ней. Если он возбужден или обладает чрезмерно высоким уровнем заряженности, то у него появляется желание подняться вверх, «улететь». В этом состоянии, несмотря на чувство возбуждения, восторга, всегда присутствует элемент тревоги и опасности падения. Это, к примеру, наблюдается, когда человек летит над землей в самолете. Тревога исчезает, только когда он благополучно возвращен на землю, физически или эмоционально. Направленность вниз — это путь к удовольствию освобождения или разрядки. Это — путь сексуального удовлетворения. Те, кто боится опуститься, блокированы в возможности полностью отдаться сексуальной разрядке и не могут полностью испытать оргастического удовлетворения. Отпустить себя — значит опуститься вниз, так как мы постоянно бессознательно поддерживаем себя приподнятыми. Все мы боимся падения, провала, боимся потерпеть неудачу и соответственно боимся позволить себе отдаться собственным чувствам. М.Э. Тодд в книге «Думающее Тело»*, впервые опубликованной в 1937 году, пишет: «Люди поглощены вниманием к верхним частям тела в интеллектуальных поисках и развитии искусности рук и речи. Это вместе, с ошибочными представлениями относительно внешнего вида или здоровья перенесло их чувство силы с основания на верхнюю часть структуры. Таким образом, мы располагаем неверным представлением о здоровье, используя верхнюю часть тела для силовых реакций, которые у животных выполняются нижней частью. Мы утрачиваем сенсорную способность животного и теряем контроль над силой, сосредоточенной в нижней части тела и тазовой мускулатуре». В широком смысле заземление призвано помочь человеку полнее соединиться со своей животной природой, включающей и сексуальность. Нижняя часть тела функционально приспособлена для выполнения тех потребностей, которые принято считать «животными», она «отвечает» за передвижение, испражнение и сексуальность, в то время как верхняя — за мышление, речь, интеллектуальное развитие и манипулирование средой. Функции нижней части ближе к инстинктам и менее подвержены осознанному контролю. Но нашей животной природе присущи ритм и грация. Любое движение, свободно проистекающее из нижней части тела, обладает этими чертами. Отдаляясь от своей нижней части, мы утрачиваем большую часть нашей природной грации и ритмичности. Этот отрыв и «перемещение» в верхнюю часть тела могут быть ликвидированы с помощью опыта биоэнергетического заземления. Когда центр тяжести тела опускается в область таза, а ноги становятся проводниками энергии, появляется возможность почувствовать свое Я (self), сконцентрированное в нижней части брюшной полости.
· Todd M.E. The Thinking Body. New York: Paul B. Hober, Inc., 1937. P. 160. — Примеч. авт.
Значимость центрированности в нижней части брюшной полости или в животе признается большинством восточных учений. У японцев, например, есть понятие хара (hara). Этим термином обозначается одновременно и живот, и качество жизни человека, центрированного в этой части тела. Точное место центрирования, по Даркхайму, — 5 сантиметров ниже пупка. Если человек центрирован в этой точке, то можно сказать, что у него есть хара, а это, в свою очередь, означает, что он гармоничен как в физиологическом, так и в психологическом плане. Гармоничный человек уравновешен и спокоен, все его движения непринужденны и скоординированы. Даркхайм пишет: «Если человек обладает полностью развитой харой, он обладает силой и точностью для выполнения тех действий, которые в любом другом случае он не смог бы проделать, даже владея идеальной точностью, полнейшим вниманием или сильнейшей силой воли. Только то, что сделано харой, удается по-настоящему и полностью»*. Дисциплины Дзен, аранжировка цветов и чайная церемония созданы, чтобы помочь человеку достичь хары. Большинство западных жителей центрированы в верхней части тела, в основном в голове. Мы воспринимаем голову как «вместилище» эго, центр сознания и обдуманного поведения. Нижний, или тазовый, центр, где находится хара, напротив, считается средоточием неосознанного и инстинктивного поведения. Можно сказать, что это — животный центр (как предлагает Тодд). Значение этого центра становится очевидным, если вспомнить, что лишь 10% наших движений осознанны, в то время как 90% — неосознанны. Аналогия сделает это более понятным. Представим себе лошадь и наездника. Наездник — эго — осознанно отдает указания и контролирует скорость; лошадь — нижний центр — обладает силой и готова доставить наездника туда, куда он хочет. Если наездник (эго) вдруг потеряет способность осознанно действовать, лошадь (нижний центр) скорее всего все же доставит его домой невредимым. Но если лошадь упадет, наездник окажется практически беспомощным.
* Durckheim К., Нага, The Vital Center of Man. London, George Allen & Unwin Ltd., 1962. P. 46. — Примеч. авт.
Лучшее, что он сможет сделать в этом случае, — двигаться пешком до места назначения. Живот буквально означает «жизнь». Наше тело «посажено» в «корзину» таза. С его помощью мы осуществляем контакт с половыми органами и ногами. В животе происходит зачатие индивидуума, из живота он выходит вниз на свет Божий. Потеря контакта с этим жизненным центром нарушает гармонию и приводит к тревожности и чувству небезопасности. Есть два важных правила, которые, при четком соблюдении, помогут вам заземлиться и оставаться в этом состоянии. Первое — колени всегда должны быть чуть присогнуты. Когда вы стоите, блокированные колени превращают всю нижнюю часть, начиная от бедер, в ригидную структуру, начинающую функционировать как механическая поддержка или механическое средство для передвижения. Это отрывает человека от направленного вовнутрь потока и не позволяет ему идентифицироваться с нижней частью своего тела. Колени человека «абсорбируют» шок тела. Когда он испытывает чрезмерное давление, его колени трясутся, позволяя силе давления пройти сквозь тело и уйти в землю. Если же они блокированы, замкнуты, то эта сила оказывается запертой в нижней части спины, вызывая стрессовое состояние, порождающее проблемы с этой частью тела. Нам всегда советуют поднимать тяжелые предметы с присогнутыми коленями. Мы зачастую не понимаем, что психологическое давление это то же самое, что физическая тяжесть для тела, и пытаемся выдержать давление с блокированными коленями, и загружаем его силой нижнюю часть спины*.
* Более полное обсуждение динамики стресса можно найти в моей книге «Bioenergetics». New York, Coward, McCann & Georhegan, 1975. — Примеч. авт.
|