![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Парадигмы психологии труда. Существует тенденция расширения контекстов при анализе специалистами процессов в системе «субъект-объект»
Существует тенденция расширения контекстов при анализе специалистами процессов в системе «субъект-объект», перевод отношений вектора «человек-техника» в многомерное пространство «человек -техника - среда» (первоначально — среда физическая, позже — также и среда социальная, социально-психологическая), к анализу взаимодействия их основных компонентов и многомерности каждого из пространств (человека как субъекта, личности, индивидуальности; выделение подсистем организации — институциональной, формальной, технологической, неформальной, внеформальной; выделение иерархических «уровней» среды: микросистемы, мезосистемы, экзосисте-мы, макросистемы и др.). Различия в научных подходах и представлениях специалистов о дисциплине, еще только намечавшиеся в начале XX в. (например, в отечественной" науке — тейлористы, антитейлористы, «Богданов-ское течение», «платформа 17-ти» и др.), прошли основные стадии своего независимого развития. В конце XX в. правомерно уже говорить об их естественной новой интеграции в единое многомерное видение научных проблем, в действительно системный подход к решению многих практических задач. Контрольные вопросы 1. Назовите основные этапы развития психологии труда (промышленной, индустриальной психологии)? 2. Каковы научные позиции и в чем заключался научный вклад в развитие дисциплины классиков зарубежной психологии труда? 3. Охарактеризуйте этапы развития психологии труда в России. Литература 57 4. Охарактеризуйте особенности научных позиций выдающихся российских ученых. 5. Каковы сущностные особенности изменения представлений о субъекте труда в течение XX в.? Каковы их детерминанты? Практические задания 1. Назовите периоды наиболее активного (интенсивного научного изучения, эффективного внедрения результатов в практику, внимание государства к науке и др.) развития психологии труда. 2. Перечислите периоды наименее активного развития научной дисциплины. 3. Назовите основные детерминанты развития психологии труда. 4. Попробуйте выявить основные причинно-следственные отношения науки, государства и общества. Литература Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. Джилбрет Ф. Азбука научной организации труда. М; Л., 1925. История советской психологии труда / Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Му-нипова, О. Г. Носковой. М., 1983. Климов Е. А., Носкова О. Н. История психологии труда в России. М., 1992. Леонова А. Б., Чернышова О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. М., 1995. Носкова О. Г. История психологии труда в России. М., 1997. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001. Файоль Ф., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. М., 1992.
|