![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Суицидальное поведение
Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Психологическая превенция суицида (предотвращение суицидального поведения) осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям. Психологическую помощь человеку с уже сформированным суицидальным поведением принято называть кризисной интервенцией. Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консультирование, а его целью — удержание человека в живых. Согласно результатам исследований Всесоюзного научно-методического суицидологического центра [26], покушения на самоубийство совершаются: здоровыми людьми; лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами; страдающими психическими заболеваниями. Для первых двух групп прежде всего предназначена телефонная служба медико-психологической помощи — Телефон экстренной психологической помощи (Телефон доверия). Кризисное консультирование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц. Особенно актуальна психологическая помощь людям с острыми суицидальными реакциями, подавляющее большинство которых является практически здоровыми людьми. Суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирования. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искаженным восприятием времени. Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным. Считается, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца. Главная цель неотложной помощи — предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство [17, 26]. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций. Мы должны исходить из того, что кризис — следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большинстве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессиональные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь. Наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих событиях. Шаги неотложной помощи — кризисной интервенции. Решающее значение имеет первый шаг — беседа (1, 5—2 ч). Первая важная задача — установление контакта и достижение доверия. Для этого необходимо убеждать клиента в эмоциональном принятии («Что бы я мог сделать для вас?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпа-тии, уменьшать напряжение через «выговаривание». На данной стадии также необходимо провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида. Угроза суицида «1» — у обратившегося были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит («Я больше так не могу...»; «Лучше бы я умер...»). Угроза суицида «2» — у обратившегося есть суицидальные мысли и план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно («У меня уже есть таблетки снотворного, и если ничего не изменится к лучшему...»). Угроза суицида «3» — обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него. В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсрочке его выполнения. В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг— интеллектуальное овладение ситуацией. С помощью специальных вопросов и утверждений необходимо преодолеть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встречаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуации в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее внезапности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумывание, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как повторение содержания высказывания, отражение и разделение эмоций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций («Что именно вас так беспокоит?»). Третий шаг — заключение контракта — планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для пациента. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения. На этом этапе важно препятствовать уходу пациента от сути кризиса и от поиска позитивных альтернатив (прием «фокусирования на ситуации»). Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы пациента и предоставления необходимого времени для проработки. Четвертый шаг — активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приемы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов. Назавершающем этапе кризисной работы следует также обсудить то, каким образом преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных, трудностей в будущем. Таким образом, ведущая задача кризисной интервенции — коррекция суицидальных установок человека. Результатом работы должны стать следующие убеждения клиента: —тяжелое эмоциональное состояние временно и улучшится входе терапии; —другие люди в аналогичных состояниях чувствовали себя так же тяжело, а затем их состояние полностью нормализовалось; —жизнь обратившегося нужна его родным, близким, друзьям, а его уход из жизни станет для них тяжелой травмой. В крайнем случае, можно попытаться убедить суицидента в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого важнейшего вопроса лучше отложить на несколько дней или недель, чтобы спокойно его обдумать. В целом эффективность работы с суицидальным поведением зависит от точности выявления суицидального риска и мотивации суицидальных намерений. Помимо оказания кризисной помощи, целесообразна дальнейшая работа, ориентированная на более глубокие личностные изменения — поственция и вторичная интервенция. На данном этапе возможно применение различных методов и методик. Хорошо зарекомендовали себя позитивная и когнитивная психотерапия, логотерапия, аксиопсихотерапия, терапия творческим самовыражением, духовная психотерапия. Работая с людьми, имеющими суицидальные проявления, особенно важно проявлять деликатность и уважать право личности на собственный выбор. Парадоксальность ситуации превенции (предотвращения) суицида заключается в том, что в свете современных гуманистических взглядов любой взрослый человек действительно имеет право распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению, но другие люди при этом имеют право помочь ему пересмотреть свое решение. Помощь в случаях суицидального поведения на фоне психических расстройств (психические заболевания, алкоголизм, наркомания) осуществляется в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1993). В заключение следует добавить, что рассмотренные стратегии интервенции основных форм отклоняющегося поведения носят обобщенный характер и требуют адаптации к конкретной ситуации и личности. Контрольные вопросы задания 1.Раскроите принцип комплексности в оказании социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности. 2.Каковы цели, принципы и формы психопрофилактики отклоняющегося поведения? 3. Перечислите основные концептуальные модели психопрофилак 4.Что такое психологическая интервенция отклоняющегося поведения 5.Сформулируйте примерные программы оказания социально-психо Рекомендуемая литература 1. Александровский ЮЛ. Состояния психической дезадаптации и их ком 2.Амбрумова А.Г., Бородин С.В., МихЛчн Л.С. Предупреждение само 3. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по про ь 4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведе- 1 ния.-М., 1980. 5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993. 6. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков// 7. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Посо
8.Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. — 9. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману.- — СПб., 1997.
10. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, 11. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988. 12. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: 13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения 14. Кулаков С.А. На приеме у психолог* —' подросток. — СПб., 2001. 15. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. — М., 1981. '^ 16. Морли С., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. — СПб., 1$96. 17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 1999. 18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 19.Предупреждение подростковой и коношеской наркомании / Под • 20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. — М., 2000. 21.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — 23.Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Рем- 24.Современные формы и методы организации психогигиенической и 25.Суицид: Хрестоматия по суицидологии / Сост. А. Н. Моховиков. — и, - 26. Телефон доверия в системе социально-психологической службы. — ' М., 1988. 27. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод, пособие. - СПб., 1987. (I 28. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. — СПб., 1991. 29. Эйдемилпер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.
|