Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы социологического исследования
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является ОПРОС. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства расследуемого происшествия, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможные оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации. Метод опроса широко практикуется в российской социологии с 20-х годов. В настоящее время можно с утверждением сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность среди российских социологов можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование. Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету. Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы). Данный вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью. Особым видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации. Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области. Наиболее распространенными методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов на основе их аттестации другими людьми. Метод опроса экспертов широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. Он очень эффективен в сочетании с другими методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временных и финансовых затрат. Социологи тем не менее считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных. Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение. Это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото-, или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение позволяет получить " срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике, позволяет как бы " схватить" живую жизнь. В результате получаются интересные материалы. Наблюдение может быть различным: неструктурализованное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации); структурализованное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется достаточная информация об объекте); системное, несистемное. Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий). К числу самых своеобразных и трудно усваиваемых методов сбора социологической информации относится социальный эксперимент. Необходимость применения социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем. Отсюда задача социального эксперимента состоит в том, чтобы измерить показатели группы на те или иные факторы в искусственно созданных и контролируемых условиях. Эффективным методом сбора информации является анализ документов. Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады. протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр. Практика, да и теория социологического исследования показывают, что почти все социологические исследования начинаются с анализа документов. Изучается ли текучесть кадров на предприятии или ценностные ориентации молодежи, проблемы социального планирования или проблемы распределения выпускников вузов, первая информация, которую мы получим на начальном этапе исследования, чаще всего будет документальной. В социологии, кроме " чисто" социологических методов сбора информации, используются и методы с психологическим " уклоном", методы, применение которых ориентировано на некоторые психологические аспекты поведения и взаимоотношения людей. Одним из таких методов сбора первичной социологической информации является метод структурного анализа малых групп, или, как его очень часто называют социометрический метод. Социометрический метод - это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах. Социометрический метод на сегодняшний день - один из наиболее эффективных и, по-видимому, наиболее перспективных методов социально-психологических исследований малых групп, а также один из наиболее распространенных методов изучения личности как элемента социальной группы. Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Это особенно относится к изучению неофициальных отношений. Поэтому перед социометрическим методом стоит задача получить ту социологическую информацию, которую другими методами добыть почти невозможно. Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней? Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования. Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины. Вопросы не должны: - превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых; - вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; - навязывать мнение социолога; - быть перегружены вариантами ответов. Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов. 1. Вопросы по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая " паспортичка", дающая характеристику личности респондента). 2. Вопросы, различающие по форме: а) вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); б) открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ); в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов. Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными. Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую. Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: " Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья? " Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим. Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: " Что мешает Вам хорошо учиться? " Пример косвенного вопроса: " Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что..." Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов. При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты. В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость. В конце анкеты, как правило, имеется " паспортичка" и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты. Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д. В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости. После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке. Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах и ЭВМ. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др. После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности. На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки. Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы. В заключение хочется сказать, что социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность. Литература Батыгин Г.С. Лекции по методике социологических исследований. - М., 1995. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. - М., 1988. Давидюк Г.П. Прикладная социология. - Минск, 1979. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. - М., 1995. Методология и методы социологических исследования (Итоги работы, поисковых исследовательских проектов за 1992 - 1996 годы). - М., 1996. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990. Кн. 1-2. Миронов А.В., Панферова В.В., Субочев Н.С. Методология, методика и техника социологических исследований // Социально-политический журнал. - 1994. - № 9-10. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М., 1993. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. - Л., 1989. Практикум по социологии. - М., 1992. Рабочая книга социолога. - М., 1983. Социологические теории и социальные измерения в современном мире. - М., 1986. Социологический словарь. - Минск, 1991. Социологический справочник. - Киев, 1990. Социология: краткий словарь социологических терминов. - Чебоксары, 1992. Хэмилтон Дж. Что такое маркетинговое исследование? // Социс. - 1994. - № 3, 5, 8-9. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. - Самара, 1995.
|