Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное взаимодействие и социальная структура






В этой части лекции мы перейдем к более подробному рассмотрению того, что из себя представляет человеческое общество. Мы представим его не только в статике, но и в динамике. Поэтому нам придется запомнить такие, для вас, возможно, новые понятия, как социальное взаимодействие (интеракция), социальное действие, социальные отношения, статусы и роли. Последние, являются первокирпичиками социологии и в совокупности составляют социальную структуру общества.

Социальная структура - анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальная структура древнего и современного общества различается очень сильно.

Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов. Итак, мы начнем с понятия социального действия с тем, чтобы перейти от него к статусам и ролям.

Социальное действие

Один из основателей социологии Макс Вебер (1864 - 1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй - называть его социальным.

Почему социологу необходимо изучать мотивы? Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса. Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о " коллективном сознании" или " воле государства" как о реальных вещах. Хотя в метафорическом можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индивида. Думается, что и сегодня с Вебером спорить никто не будет.

Мотивация - субъективно подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое понятно другим людям. Но может ли быть понятным другим такое действие, которое непонятно самому субъекту? Нет, понятным может быть только осмысленное действие, т.е. направленное на ясную цель и использующее средства, которые вы признаете соответствующими этим целям.

Итак, сделаем первый вывод: стремясь познать общество, социолог, по мнению крупнейшего авторитета М.Вебера, должен начинать с индивида. Но изучать не его душу и эмоции, а совершаемые им действия. Их следует считать социальными только и если только они имеют осознанную цель и мотивацию.

Поведение, обладающее указанными критериями, называется целерациональным. Для его понимания нет надобности обращаться к психологии и говорить о душе, чувствах или аффектах.

Оно - основной тип в классификации социальных действий М.Вебера. Возьмем целерациональное действие за эталон и будем сравнивать с ним все другие действия людей, а их - великое множество. Получим шкалу, построенную на принципе сравнения всякого действия с целерациональным. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели - ясными, а средства - определенными. В конце шкалы мы обнаружим иррациональное действие, совершаемое вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Назовем его действием с отрицательной целью. Оно выпадает из поля зрения социологии, хотя остается объектом психоанализа. По соседству примостилось аффективное действие, у которого вообще нет цели. Оно совершается при сильном раздражении, вспышке гнева, стрессе или агрессии. Им занимается традиционная психология.

В жизни немало ситуаций, когда человек явными действиями маскирует неявные цели. Иначе говоря, обманывает, ловчит. Можно ли и такие действия назвать целерациональными? Должен ли их изучать социолог? Конечно, да, отвечает Вебер. Если индивид ясно осознает свою цель, но стремится скрыть ее, то это несложно понять. Подобная ситуация попадает под схему целенаправленного действия. Понять смысл действия значит понять самого действующего.

Середину веберовской шкалы занимают ценностнорациональные и традиционные действия. Традиционное действие - это действие, совершаемое автоматически, в силу привычки. Ежедневно мы чистим зубы, одеваемся, совершаем множество других привычных действий, над смыслом которых даже не задумываемся. Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы не можем определить, например, какого цвета рубашку надеть на сей раз, автоматизм разрушается, и мы задумываемся. А это означает, что мы совершаем социальное действие.

Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо иную ценность. Оно не должно быть ориентировано на успех или выгоду. Ценностно-рациональное действие бескорыстно. В самом деле, когда мы ставим цель, допустим, получение прибыли, то ожидаем достичь успеха. Но ценностно-рационально поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, красота, честь либо религиозные принципы.

У такого действия, в сопоставлении с целерациональным, нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл, средства, ориентация на других. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, успеха, мотива, смысла и ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены признаков социального действия.

В силу этого Вебер считал: только целе- и ценностно-рациональное действие суть социальные действия. Напротив, традиционное и аффективное действия к ним не относятся.

Конечно, реально протекающее поведение людей ориентировано не на один, а на несколько типов действия. В нем сочетаются, в разной пропорции, элементы традиционного, аффективного, целе- и ценностно-рационального действий.

Итак, сделаем второй вывод о типологии социального действия М.Вебера. Она включает четыре типа: целе-рациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Только первые два должна изучать социология. Все типы действий расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.

Социальное взаимодействие

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий.

Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе - он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин.

В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, сделаем вывод: социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Социальные статусы

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус " учитель" имеет смысл только по отношению к статусу " ученик", но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них - просто индивид.

Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен, в частности, правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. А как это может повлиять на судьбу подростка, всем известно. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Иначе говоря, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Важно усвоить следующее:

Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.

В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей - носителей статусов..

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных). Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе - разные социальные статусы. На Кубе негр - представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Таким образом, негр - не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: " член королевской семьи", " потомок дворянского рода" и т.д. Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии.

Статусы мужа, жены, крестного отца и матери - достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Итак, обобщим сказанное: статус - позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.

Вселенная статусов

Перечисленными совокупность существующих в человеческом обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровнородственные относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т.д.

Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, обобщим: у человека существуют основные (они определяют главное в жизни) и неосновные (они влияют на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем.

За каждым статусом - постоянным или временным, основным или неосновным - стоит большая социальная группа либо социальная категория. Православные, консерваторы, инженеры, мужчины (основные статусы) образуют реальные группы. Все квартиросъемщики, пациенты, пешеходы, стоящие в очереди на получение жилья (неосновные статусы) образуют номинальные группы, или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют. Они - типичный объект статистики.

Несовпадение статусов

Для человека характерно как минимум два типа рассогласований: 1) мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю третье), 2) потребностей, ценностей и мотивов. Оба относятся к нашему внутреннему миру.

Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает внешнее положение индивида в обществе или группе. Оно называется несовпадением (или расхождением) статусов.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к основной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству.

В общественном мнении вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином " ранг". Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;

когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга - как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей воскресного бега. К традиционному экономическому статусу женщины быть домохозяйкой индустриальная эпоха добавила еще один - быть работницей. Однако старый и новый статусы вскоре пришли в противоречие друг с другом. Ведь невозможно одинаково эффективно и почти одновременно выполнять обе роли. Каждая требовала массу времени и немалой квалификации. И все-таки их удалось совместить. Гораздо труднее совместить статусы-роли хорошей матери и эффективного работника, а также хорошей жены и эффективного работника. Уставшая женщина - далеко не лучший сексуальный партнер. А время, нужное производству, отбирается воспитанием детей. Таким образом, новый статус " работница" пришел в противоречие с тремя старыми: домохозяйка, мать, жена.

Итак, сделаем вывод: некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие - в противоречии. Его называют несовпадением статусов: высокий ранг в одной социальной группе и низкий - в другой.

Статус и социальные отношения

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с неродственником или недругом (а родственник и друг - статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, женщина - как в потенциальном сексуальном партнере, продавец - как в возможном покупателе. Таков скрытый мотив взаимоотношений. Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, как скоро этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас. Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует и обставляет его правилами вежливого поведения. Последние создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения.

Итак, обобщим сказанное: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных, и социальных.

Социальная роль

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от без работного совсем иной. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова " динамическая", " поведение", " норма" указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию

Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.

Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.

Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в класс вошел человек, представился учителем (т.е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должна соответствовать статусу учителя.

Итак, сделаем вывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие. Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу - опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т.д., - они похожи друг на друга. Но стоит нам обратить внимание на то, как они понимают роль члена ученого совета и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и личностные особенности выступят на первый план. Один считает, что его роль, как эксперта, состоит в критике любых недостатков диссертанта. Другой полагает, что его роль, как старшего товарища, заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.

Таким образом, роль - индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Ролевой набор

Мы уже сталкивались с понятием " статусный набор", введенным в науку Р.Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. У Р.Мертона есть и другое, тесно связанное с первым, понятие. Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник предполагают разное отношение со студентами. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений. Термин " отношения" использован здесь как динамическая характеристика - в значении " вступить в отношения". Просто " отношение", или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

Итак, обобщим пройденное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие " ролевой набор". Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Идентификация с ролью и статусом

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому, что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ними.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают. Другие предпочитают свободную одежду - свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно - сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы - члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор - не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент - ниже. Когда профессор держится на равных со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на " ты", это называется фамильярностью - неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям. Поскольку последние допускают фамильярность, они свидетельствуют об очень низком уровне идентификации человека со своим статусом.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификациии с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) показать отличие его от других статусов.

Некоторые роли, а их большинство - пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д. - являются личностно незначимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего " я". Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть " я". Их потеря переживается особенно глубоко - как внутренняя трагедия. К примеру, мужчина - производитель материальных благ, кормилец семьи, потеряв работу, переживает это как крушение личности. У безработного изменяется стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения в весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности - самоуважение и самооценка.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково - с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли). Термин " сокращение межстатусной дистанции" описывает характер отношений между двумя и более индивидами - носителями разных, но функционально связанных статусов.

Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками - так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, - изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных. Стало быть, социальная роль и есть маска, которую надевает человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного " я". Все зависит от степени идентификации с ролью.

Типология социального взаимодействия

Говоря о ролях, мы возвратились к социальному взаимодействию. Между прочим (об этом мы забыли упомянуть первый раз), оно отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, направленное на другого человека (а не на физический объект), вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.

Итак, наш первый вывод: взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Действие можно подразделить на четыре вида:

физическое действие, например пощечина, передача книга, запись на бумаге;

вербальное, или словесное, действие, например, оскорбление, выражение приветствия " здравствуйте";

жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие;

мысленное действие выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальных действий М.Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам):

- физическое,

- вербальное,

- жестовое.

Уже говорилось о том, что социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Указывалось также на сферы, или системы статусов. Приведем их еще раз, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия по сферам:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;

СЕМЕЙНО-РОДСТВЕННАЯ СФЕРА, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СФЕРА, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а так же как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;

РЕЛИГИОЗНАЯ СФЕРА подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ СФЕРА - столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Итак, сделаем второй вывод: первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая - на статусных системах.

Первичная и вторичная сферы

Все многообразие видов социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято делить на две сферы - первичную и вторичную. ПЕРВИЧНАЯ СФЕРА - область личных отношений и взаимодействия, существующих в малых группах: среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи. ВТОРИЧНАЯ СФЕРА - это область деловых, или формальных отношений и взаимодействий в школе, магазине, театре, церкви, банке, на приеме у врача или юриста. Деление на первичную и вторичную сферы интеракции удобна тем, что благодаря ей устанавливается соответствие между социальным взаимодействием и социальными отношениями, с одной стороны, социализацией и социальными группами - с другой. (Как мы узнаем дальше, социализация делится на первичную и вторичную, а группы на первичные и вторичные.)

Вторичные отношения - сфера социально-статусных отношений. Их еще называют формальными, безличными, анонимными. Если участковый врач равнодушно смотрит сквозь вас, выслушивает не слыша, автоматически выписывает рецепт и окликает следующего, то он формально исполняет служебный долг, т.е. ограничивается рамками социальной роли. Напротив, ваш личный врач, давно установивший с вами доверительные отношения, обнаружит даже то, о чем вы не сказали, услышит то, что вы не говорили. Он внимателен и заинтересован. Между вами - первичные, т.е. личные отношения.

Итак, мы можем заключить: все виды интеракции и социальных отношений делятся на две сферы - первичную и вторичную. Первая описывает доверительно-личные, а вторая - формально-деловые контакты людей.

Формы взаимодействия

Принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

КООПЕРАЦИЯ - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

КОНКУРЕНЦИЯ - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

КОНФЛИКТ - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт - война.

Взаимодействие как обмен

Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, это ОБМЕН. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, нет ничего, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Понимаемый столь расширительно обмен - универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. СТРУКТУРА ОБМЕНА достаточно проста:

агенты обмена - два или более человека;

процесс обмена - совершаемые по определенным правилам действия;

правила обмена - устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

предмет обмена - товары, услуги, подарки, знаки внимания и т.п.;

место обмена - заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Согласно теории обмена Джорджа Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие ПРИНЦИПЫ ОБМЕНА:

1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи.

2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремится к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль, - от того, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, но прибыль, как и любые другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.

3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К.Маркс, он готов совершить любые преступления.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями. В общем виде СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

В социальном обмене - так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами - нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.

Причина в том, что затраты и вознаграждения - производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, два фактора - стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение - могут действовать одновременно, но разнонаправленно. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обман и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и неравенство условий.

Итак, подведем некоторые итоги: обмен - универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале он происходит на эквивалентной основе. Однако в действительности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал