Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий по теории государства и праваСтр 1 из 14Следующая ⇒
Общество – обособившаяся от природы часть материального мира; совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; определенная организация жизни людей. Социальные нормы – правила поведения, регулирующие общественные отношения. Власть – социальный институт, закрепляющий межличностное взаимодействие в обществе на основе подчинения одного человека другому. Государство – универсальная публичная организация политической власти, осуществляющая управление делами общества от его имени и в его интересах. Государство – публично-властная, политико-правовая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории. Право – система признаваемых и охраняемых публичной властью норм, отражающих всеобщий интерес и обеспечивающих устойчивость общественной системы. Право – система общеобязательных, формально-определенных норм, принимаемых или санкционируемых государством, обеспечиваемых государством, в том числе, силой принуждения, регулирующих общественные отношения (нормативный подход). Политика – сфера общественных отношений (вид деятельности), складывающихся в результате взаимодействия между различными социальными группами по поводу прихода к государственной власти, ее осуществления, определения форм, задач и содержания деятельности государства. Экономика – сфера общественных отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований высшей (божественной) справедливости. Мораль – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом. Традиции – правила поведения, закрепляющие процедуру проведения значительных, знаменательных событий в жизни людей, общества, государства. Публичная, политическая власть – власть, обладающая аппаратом управления и принуждения, системой органов и учреждений, наделенных публично-властными полномочиями, осуществляющих социальное управление и пользующихся правом издания общеобязательных правил поведения и применения принуждения в отношении отдельных лиц и социальных групп. Суверенитет – верховенство и единство государственной власти по отношению ко всем иным социальным субъектам и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Принуждение – психологическое, материальное или физическое насильственное воздействие на личность с целью принудить ее действовать в интересах государства. Налоги – взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для функционирования государства и муниципальных образований. Легитимность государственной власти – принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легальность государственной власти – установление и функционирование государственной власти на основе закона (Конституции), выражающего волю народа и принятого в соответствии с демократическими процедурами. Правовое принуждение – государственное принуждение, вид и мера которого строго определена нормами права и применяется в особых процессуальных формах. Функции государства – основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих государству формах и свойственными ему методами. Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления его деятельности по управлению обществом. Механизм государства – система органов, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов (тождественно аппарату государства). Механизм государства – система государственных организаций (органов, учреждений и др.), посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Механизм государства – совокупность приемов и способов функционирования системы государственных органов, взаимосвязь и взаимодействие между собой отдельных частей государственного аппарата. Государственный аппарат – часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Государственный аппарат – систем государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Государственное учреждение – государственная организация, которая осуществляет непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах жизни общества (наука, образование, здравоохранение и т.д.) Государственное предприятие – государственная организация, осуществляющая хозяйственную деятельность в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Орган государства – относительно самостоятельная часть механизма (аппарата) государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими элементами государственного механизма. Законодательный орган (парламент) – представительный орган, формируемый путем выборов, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законотворческой деятельности. Органы исполнительной власти (органы государственного управления) исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; реализуют решения, принятые представительными органами. Органы судебной власти – система государственных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия, т.е. разрешение дел о нарушениях закона, возникающих в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные деяния. Судебный контроль – обеспечение единообразного поведения граждан в соответствии с правовыми предписаниями, защита законных интересов субъектов права, контроль состояния законности в деятельности государственных органов и должностных лиц. Форма государства – устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое охватывает в комплексе (системе) организацию государственной власти, метода, приемы, способы осуществления и территориальную организацию государственной власти. Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Форма государственного устройства - характеризует территориальную организацию государственной власти, деление территории государства на составные части, их правовое положение, принципы взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Унитарное государство – единое, централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью; единая система государственного аппарата, единое гражданство, единая система права, судебная система, налогово-финансовая система. Федерация – единое союзное государство, объединение политических сообществ, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Конфедерация – союз государств, сохраняющих суверенитет, но по определенному кругу вопросов имеющих общие органы и осуществляющих совместно полномочия. Политический режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть, механизм контроля за государственной властью со стороны общества, а также специальные инструменты достижения социального компромисса. Политическая система общества – (в широком смысле) совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Политическая система общества – (в узком смысле) совокупность государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов. Политические партии – общественные объединения, созданные в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 ФЗ «О политических партиях) Общественные объединения – добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»). Религиозные объединения – добровольные объединения граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории страны, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры. Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями не решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления). Объективное (позитивное) право – совокупность юридических норм, содержащихся в нормативно-правовых актах и других источниках права. Субъективное право – закрепленная в нормах права мера возможного поведения, обеспеченная обязанностью другой стороны правоотношения гарантированная государством. Принципы права – исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений, фундаментальные идеи права, выражающие его сущность и назначение. Норма права – правило, установленное или санкционированное государством, закрепленное в признаваемых публичной властью формах. Норма права – общеобязательное, формально установленное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, регулирующего общественное отношение. Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное им, в том числе, силой принуждения, регулирующее общественные отношения. Структура правовой нормы – выводимое логическим путем упорядоченное единство, взаимосвязь ее составных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется правовая норма (юридические факты). Диспозиция – часть правовой нормы, закрепляющая модель поведения, которому должны следовать субъекты права. Санкция – часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в случае нарушения диспозиции. Нормативное предписание – часть нормы права, логически завершенное, закрепленное в тексте нормативного акта веление субъекта правотворчества. Источник права – внешняя форма юридических норм, выражающая их официальный характер (например, нормативно-правовой акт). Судебный прецедент – положение, содержащееся в решениях судебных инстанций по конкретному делу, обязательное в будущем для других судов при разрешении аналогичных дел (характерен для англосаксонской правовой системы). Нормативно-правовой акт – официальный документ, принятый компетентным государственным органом в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения. Нормативно-правовой акт - официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу. Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами либо непосредственно народом на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Конституция – основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. Подзаконные нормативные акты – издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение законов и содержат юридические нормы. Обратная сила закона – распространение действия закона на события, имевшие место до вступления его в юридическую силу. Система права – обусловленное состоянием общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям и правовым институтам. Институт права – часть отрасли права, сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Подотрасль права – целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений присущим ей методом правового регулирования. Предмет правового регулирования – обособленная сфера качественно однородных общественных отношений. Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений. Императивный метод правового регулирования – способ воздействия, который устанавливает отношений субординации (подчиненности) субъектов правоотношения; основан на точных предписаниях поведения подвластному субъекту; штрафных (карательных) санкциях. Диспозитивный метод правового регулирования – способ воздействия, опирающийся на договор как основную форму возникновения правоотношений; равноправие сторон; правовосстановительные санкции. Публичное право – система норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти, обеспечивающих публичный (общий) интерес. Частное право – система норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих интересы, независимость и инициативу отдельных лиц и их объединений. Профилирующие отрасли права – базовые отрасли права, сформировавшиеся первыми в процессе исторической дифференциации национальной системы права, характеризуются своим особым предметом и методом правового регулирования. Специальные отрасли права – сформировались в результате развития институтов профилирующих отраслей права, их правовые режимы регулируют особые сферы общественной жизни. Комплексные отрасли права – охватывают различные институты профилирующих и специальных отраслей права, характеризуются однородным предметом и различными методами правового регулирования. Материальное право – совокупность правовых норм, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Процессуальное право – совокупность правовых норм, которые закрепляют процедуру, порядок реализации и защиты норм материального права. Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных соответствующей компетенцией по принятию, изменению и отмене правовых норм или решений, которые санкционируют обычаи или иные источники (формы) права. Лоббизм – деятельность граждан, их объединений по оказанию воздействия, в интересах конкретных заказчиков, на процесс разработки и принятия нормативно-правовых актов. Юридическая техника – совокупность правил, приемов подготовки, рассмотрения, принятия, доведения до адресатов юридических документов. Реквизиты акта – наименование вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.д.); название, характеризующее его содержание; дата принятия, одобрения, вступления в силу; подпись должностного лица, место принятия. Систематизация законодательства – деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение действующего законодательства путем его внешней и внутренней обработки в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информацией. Учет – сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых нормативных актов, информации о них, создание информационнопоисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет. Инкорпорация – нормативно-правовые акты объединяются полностью либо частично в различные сборники, в определенном порядке, без изменения их формы и содержания. Консолидация – устранение множественности нормативно-правовых актов, принятых по одному вопросу, путем сведения их в один новый укрупненный акт. Кодификация – коренная, как внешняя, так и внутренняя, переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого наделены корреспондирующими субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспеченное государством. Субъекты правоотношений – участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности, закрепленные в нормах права. Правосубъектность (праводееспособность) - предусмотренная нормами права способность лица выступать участником (стороной) правоотношения. Правоспособность – предусмотренная нормами права способность индивида иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность – способность индивида лично своими действиями приобретать и использовать субъективные права и исполнять обязанности. Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Сделкоспособность – способность лица совершать гражданско-правовые сделки. Правосубъектность коллективного субъекта права - характеризуется его компетенцией. Компетенция – совокупность задач, функций, прав и обязанностей коллективного субъекта права. Правовой статус личности - юридически закрепленное положение личности в политической, социально-экономической, культурной и других сферах жизни общества. Юридическая обязанность – закрепленная в нормах права мера должного поведения лица, установленная для удовлетворения интересов лица управомоченного, обеспеченная государственным принуждением. Объект правоотношения – реальное благо, на достижение которого направлена реализация прав и обязанностей участников правоотношения. Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением или отсутствием которых нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Реализация норм права – претворение (воплощение) правовых предписаний в правомерном поведении субъектов права. Применение права – властная, творческая, организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права применительно к конкретным жизненным ситуациям и лицам путем вынесения индивидуализированных правовых предписаний. Стадия применения норм права – часть правоприменительного процесса, охватывающая определенный объем действий компетентных органов и должностных лиц, на которой достигаются конкретные цели и задачи. Пробел в праве – отсутствие нормы права (полное или частичное), необходимой для урегулирования общественных отношений правового характера (т.е. нуждающихся в юридической регламентации). Аналогия закона – правоприменительное решение принимается на основе действующей правовой нормы, регулирующей сходные общественные отношения. Аналогия права – правоприменительное решение выносится на основе общих принципов права (справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др.). Юридическая коллизия – противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Толкование норм права – интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых предписаний в целях их эффективной реализации и совершенствования. Правовое поведение – социально значимое, волевое, осознанное поведение субъектов общественных отношений, урегулированное нормами права и влекущее юридические последствия. Правомерное поведение – социально-полезное, волевое, осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям и гарантированное государством. Правонарушение – общественно опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность. Состав правонарушения – юридическая конструкция, представляющая собой систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Объект правонарушения – общественные отношения, охраняемые правом. Объективная сторона – совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону правонарушения, его проявления во вне. Субъект правонарушения - совокупность признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, лишь при наличии которых наступает юридическая ответственность. Субъективная сторона правонарушения – характеризует психическое отношение лица к совершенному деянию. Правомерное причинение вреда – социально полезное, регламентированное нормами права поведение, причиняющее ущерб интересам конкретных лиц и организаций. Объективно-противоправное деяние – социально вредное деяние, характеризующееся наличием признаков объекта и объективной стороны правонарушения, но в них отсутствуют признаки субъекта или субъективной стороны правонарушения, данные деяния могут служить основанием только гражданско-правовой ответственности (но не уголовной, административной, дисциплинарной). Злоупотребление правом – использование лицом своего субъективного права в ущерб интересам других лиц, общества, государства. Юридическая ответственность – обязанность лица претерпеть неблагоприятные последствия (лишения личного, имущественного, организационного характера) за совершенное правонарушение со стороны государства. Юридическая ответственность – применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией правовой нормы. Юридическая ответственность – длящееся властеотношение между правонарушителем и государством в лице его компетентных органов, которое возникает в момент совершения правонарушения и завершается с реализацией мер государственного принуждения. Объективно-противоправное деяние – деяние, совершенное невиновно (казус) или лицом, не достигшим установленного возраста либо невменяемым. Необходимая оборона -защита гражданином своих прав, а также прав других лиц, интересов общества и государства от общественно-опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу. Крайняя необходимость – причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, угрожающей интересам общества, государства, личности, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а предотвращенный вред является менее значительным, чем причиненный. Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения. Законность – принцип, метод, правовой режим общественной жизни, строгого неуклонного соблюдения, исполнения юридических норм всеми участниками правоотношений. Законность – точное, строгое и неуклонное исполнение и соблюдение действующих на территории государства нормативно-правовых актов всеми частниками правовых отношений. Правопорядок – степень урегулированности правом общественных отношений, их упорядоченности, организованности, устойчивости, соответствия идеалам свободы и справедливости. Общественный порядок – состояние упорядоченности общественных отношений, возникающее в результате соблюдения всех социальных норм. Общественный порядок – состояние упорядоченности отношений, складывающихся в общественных местах между субъектами права, основанное на соблюдении всех социальных норм. Гарантии законности и правопорядка – система объективных и субъективных условий и специальных юридических средств и способов, обеспечивающих точное и неуклонное воплощение требований закона в жизнь. Правосознание – сфера общественно сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, представлений, оценочных отношений к праву и практике его реализации, а также правовых установок, ценностных ориентаций, регулирующих правовое поведение людей. Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма, его сущность в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населений и др. Правовой инфантилизм – наиболее мягкая форма искажения правового сознания, характеризующаяся недостаточностью, несформированностью правовых знаний, установок, при личной уверенности в обладании глубокими правовыми познаниями. Правовая система – обусловленный объективными закономерностями развития общественных отношений целостный, взаимосвязанный комплекс всех правовых явлений, существующих в государстве. Правовая семья – совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников и системы права, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки и других правовых явлений. Гражданское общество – совокупность внегосударственных отношений (экономических, политических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и независимость от произвольного вмешательства государства. Гражданское общество – система неполитических, самостоятельных и независимых от государства отношений, обеспечивающих условия для реализации частных интересов в сфере экономики, культуры и др. Гражданское общество – комплекс всех общественных отношений, самостоятельных и независимых от государства, в которых реализуются интересы индивидов и их коллективов. Правовое государство – форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, обеспечиваются верховенство правового закона и взаимная ответственность государства и гражданина, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
|