Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Арбитраж и его последствия
После того как Абу Муса и Амро Ас были избраны арбитрами враждующих сторон, местом арбитража было назначена крепость Думат ал-Джандал, находившаяся между Мединой и Дамаском. Каждое из войск, иракское и сирийское, отправило в эту крепость четыреста всадников, чтобы решение арбитров было зачитано в их присутствии. Амро Ас в сопровождении четырёхсот всадников Дамаска отправился в упомянутую крепость и доехал на несколько дней раньше Абу Мусы и стал ждать противника. Имам Али (да будет мир с ним!) отправил вместе с Абу Мусой четыреста воинов под командованием Шахира ибн Хани и назначил Абдуллу ибн Аббаса имамом общих молитв этого отряда. Когда Амро Ас отправлялся в Думат ал-Джандал, Муавие сказал ему: " Ты знаешь, что я и сирийское войско с радостью выбрали тебя для этого дела, в то время как избрание Абу Мусы было навязано Али. Посмотрим, что ты сделаешь." Абдулла ибн Аббас также сказал Абу Мусе: " Ты будешь противников одного из хитрейших интриганов Аравии, не сравнимым ни с кем в коварстве. Будь осторожен и постарайся не попасться на удочку этого хитреца, зная, что Али (да будет мир с ним!) обладает наилучшими моральными качествами и достойнее всех быть халифом, а Муавие не изберёт другого пути кроме зла и жестокости." Узнав о прибытии Абу Мусы, Амро Ас поспешил ему навстречу, стал восхвалять его и в первый же день полностью очаровал его, похитив его разум! Увидев такое уважение и смиренность со стороны Амро Аса, Абу Муса растерялся и полностью подчинился Амро. Ибн Аббас, заметив это, отправил Абу Мусе послание: " Не верь показной скромности и смиренности Амро и не теряй бдительности. Он намного превосходит тебя своим социальным положением и использует это уважительное отношение к тебе с целью навязать тебе свои убеждения. Смотри не попадайся на эту удочку, ибо корыстная любовь - вражда! " Послание Ибн Аббаса было передано Абу Мусе Ади ибн Хатамом, однако Абу Муса, полагая, что стал важным человеком, ответил Ади: " Не вмешивайтесь в это важное дело и не давайте наставления мне, избранному всеми мусульманами для этого дела! " Затем он предложил Амро Асу: " Пусть наши дальнейшие переговоры будут тайными, чтобы никто не пронюхал о них! " Амро Ас, ожидавший подобного предложения, немедленно приказал поставить отдельную палатку и вместе с Абу Мусой проводил в ней целые дни за беседами. Он даже поставил ограждения вокруг палатки и приказал воинам никого не впускать в неё без их разрешения. Амро Ас потчевал Абу Мусу и создавал почву для того, чтобы обмануть его и навязать ему свои условия. Наконец арбитры приступили к рассмотру дела. Амро Ас сказал Абу Мусе: " В том, что Усман жестоко убит, нет никакого сомнения. Ты сам был сторонником Усмана." Абу Муса ответил: " Конечно, во время его убийства меня не было в Медине, а не то я бы сделал всё от меня зависящее, чтобы помочь ему." Амро сказал: " Теперь, когда Муавие желает отомстить за смерть Усмана и не жаждет халифата, хорошо бы тебе помочь Муавие в этом деле. Если мы посадим Муавие на трон халифа, то совершим благое для всех мусульман дело, ибо он мудр, силён и из благородной семьи Курайша! " Абу Муса удивился: " Кто из благородной семьи: Муавие или Али? Какое благородное качество ты видишь в Муавие, которого был бы лишён Али? Наше решение касается всех мусульман и нельзя принимать его так просто. Я думаю, что Абдулла ибн Умар больше остальных достоин занять место халифа, ибо он до сих пор не участвовал в интригах и к тому же является благожелательным и добрым человеком! " Амро ответил: " Халифат - дело не каждого человека. Халиф мусульман должен быть смелым, умным и дальновидным. Абдулла не обладает такими качествами." Абу Муса сказал: " Ты настаиваешь на том, чтобы халифом стал именно Муавие, а я с этим не согласен." Амро Ас, видя сопротивление Абу Мусы, решил применить другую уловку. Он взял Абу Мусу за руку, вывел его из палатки и сказал: " Брат мой, я предлагаю тебе другой выход и не думаю, чтобы ты был против, ибо моё предложение принесёт пользу мусульманам! " Абу Муса поинтересовался: " Что ты имеешь в виду? " Амро Ас заявил: " Теперь, когда ты никоим образом не согласен с халифатом Муавие, а я - с халифатом Али, Абдуллы ибн Умара или кого-нибудь другого, неплохо было бы, если бы мы, воспользовавшись данными нам мусульманами полномочия, лишили бы Али и Муавие власти, а затем передали бы вопрос об избрании халифа совету мусульман. Пусть они выберут кого хотят, а мы с тобой не будем иметь ответственности за это дело! " Абу Муса, недолюбливавший имама Али (да будет мир с ним!) и не желавший видеть Муавие халифом, принял предложение Муавие. Желая как можно быстрее достичь своей цели, Амро Ас сказал: " Эй, самый дорогой соратник Пророка, время, выделенное нам для арбитража, подходит к концу Давай, не теряя времени, объявим мусульманам о своём решении! " Абу Муса, вновь очарованный лестью Амро, ответил: " Завтра мы отстраним от власти претендентов на халифат, чтобы люди избавились от войны и кровопролитий." Амро Ас, несмотря на то, что всё шло по его плану, не терял Абу Мусу из виду и не допускал к нему соратников Али (да будет мир с ним!), в особенности Абдуллу ибн Аббаса. На следующий день Абу Муса и Амро Ас предстали перед народом. Амро Ас вновь перехитрил Абу Мусу и смиренно предложил ему выступить. Ибн Аббас настойчиво просил Абу Мусу не выступать первым, ибо знал, что Амро Ас обманет его. Однако Абу Муса не послушался совета Ибн Аббаса и выступил перед народом с такой речью: " Все знают, что война Сеффейн убила нескольких тысяч людей и оставила малых детей без отцов, а молодых женщин -вдовами. Зачинщиками этой войны были два претендента на халифат, то есть Али и Муавие. Если бы не арбитраж, кровопролитие и братоубийство продолжилось бы. Для того, чтобы мусульмане жили спокойно, я и Амро Ас решили лишить этих двоих власти. Пусть сами мусульмане создадут совет и выберут того, кто достоин быть халифом. Я от имени мусульман Ирака и Хиджаза лишаю Али власти! " В это время поднялся шум, согласные спорили с несогласными, однако Амро Ас не упустил момента и сразу же после речи Абу Мусы подтвердил его слова сожаления о кровопролитии и братоубийстве и добавил: «Так как причиной этого беспорядка было разногласией между Али и Муавие и Абу Муса лишил Али власти, я присоединяюсь к его решению и в свою очередь назначаю халифом Муавие, ибо он достоин этого поста и решил отомстить за смерть Усмана согласно аяту (на арабском)» Когда речь Амро Аса подошла к концу, шум и споры усилились. Больше всех был разгневан Абу Муса. Он сказал Амро Асу: " Эй, порочный хитрец, ты подобен собаке, о которой Коран сказал, что она в любом случае лает: если побьёшь её палкой или если отпустишь её." (Т.е. она в любом случае будет мешать тебе.) Амро Ас рассмеялся и сказал: " А ты подобен ослу, нагруженному книгами." Это меткое сравнение Амро Аса очень подошло к Абу Мусе и в дальнейшем его стали называть Хемар (осёл) Аш'ари. Лишь тогда Абу Муса понял, что Али (да будет мир с ним!) был прав, когда не хотел, чтобы он был избран арбитром. Абу Муса из страха перед Али (да будет мир с ним!) и его соратниками сбежал в Мекку, а Амро Ас поспешил к Муавие и, прибыв в Шам, приветствовал его как халифа. Этот арбитраж, по словам Муавие, был одной из интриг Амро Аса, навязанной имаму Али (да будет мир с ним!) жителями Кусры. Однако ввиду того, что арбитры не выполнили возложенной на них задачи, Али (да будет мир с ним!) и его сподвижники опротестовали их решение, так как во-первых, в коранических аятах не было ничего, что помогло бы разрешить спор враждующих сторон. Во-вторых, в день заключения союза с Али (да будет мир с ним!) все мухаджиры и ансары за исключением нескольких человек принесли ему присягу в верности и его светлость стал халифаом. Помимо Талхе и Зобейра, нарушивших союз, никто не выступил против его светлости. В-третьих, Амро Ас и Абу Муса были уполномочены решить спор претендентов на халифат согласно Кораническим предписаниям и Али (да будет мир с ним!) написал Муавие, что не согласен с ним, но примет решение Корана, в то время как арбитры ни словом не обмолвились о Коране и все усилия Амро Аса были направлены на то, чтобы перехитрить Абу Мусу. В-четвёртых, эти двое перешли рамки своих полномочий. Они не имели права устранять и назначать халифа, а были уполномочены разрешить спор. Помимо всего сказанного, арбитры приняли решение лишить власти обоих претендентов на халифат и передать совету мусульман вопрос об избрании халифа, в то время как Амро Ас практически действовал против соглашения арбитров и вместо того, чтобы лишить Муавие власти, назначил его халифом, что само по себе свидетельствует о том, что его прежнее соглашение с Абу Мусой было всего лишь поводом для того, чтобы провести его. По этим причинам Али (да будет мир с ним!) и его соратники выразили протест против решения арбитров и спор должен был решиться мечами враждующих войск. Отрицательным последствием этого арбитража для армии Али (да будет мир с ним!) было то, что оно усугубило разногласия между воинами. Около двенадцати тысяч воинов отклонились с пути истины и не только не помогли Али (да будет мир с ним!), но и создали преграды на его пути. Али (да будет мир с ним!) был вынужден сражаться с этой группой, получившей название хаваредж, при Нахроване. (на арабском) (" Нахдж ал-Балаге", слово 58)
|