![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели борьбы с терроризмом
Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях: - защиты личности, общества и государства от терроризма; - предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий; - выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Идеология терроризма - продемонстрировать устрашение, привлечь внимание к себе, заручиться поддержкой масс. Люди, обычно предсказуемы (имеют свои привычки, благоразумны) и этим уязвимы для террориста. Террористы понимают поведение масс лучше, чем обычные люди. Многие возможности террористов порой недооцениваются правоохранительными органами. Тактика терроризма. Вербуются террористы из малоимущих слоев населения, у которых погибли родственники, нет средств существования, нет цели в жизни. Став членом группировки, они получают деньги, обретают уверенность и силу духа, появляется цель в жизни. Террористы изучают опыт терактов, повторяя удачные операции, стараясь застичь людей врасплох, внезапно. Милосердие у террористов отсутствует. Если теракт у группировки удался, группировка берет на себя ответственность за его совершение. Если теракт провалился, группировка быстро меняет свое название и берет на себя ответственность под другим названием, чтобы запутать полицию при расследовании теракта Руководители группировок, как правило, талантливые люди, вынашивающие далеко идущие преступные цели. Материально-техническая база и финансирование террористов: Базы и центры подготовки террористов в странах, поддерживающих их политические цели. Наличие значительных финансовых средств из различных источников: - поддержка терроризма состоятельными соотечественниками; - наркобизнес; - продажа оружия; - игорный бизнес, рэкет, вымогательство; - деятельность легальных и нелегальных (подставных) экономических структур. Дешевле и выгоднее осуществлять ведение скрытых (террористических) действий, чем открытых (военных). Причины терроризма: - политические; - идеологические; - националистические; - религиозные; - криминального (уголовного) характера; - экономические; - социальные; - личностно - патологические; - экологического характера. Цель террора: - изменение политического строя; - захват власти в государстве, регионе; - отделение от государства, образование самостоятельного государства, требование автономии, независимости и т.д.; - удовлетворение экономических требований; - изменение законодательства: правового, экономического, социального; - месть; - уничтожение или ослабление конкурентов. Цель теракта (не считая политических целей) - в минимальный срок совершить максимальный ущерб. Террористы - не рациональные люди, они действуют оперативно и жестоко. Методы действий террористов: - взрыв или поджог на объекте, вблизи объекта, в месте скопления людей, транспортного средства; - стрельба по объектам, людям (в том числе обстрел с закрытых позиций); - захват ВС, объектов, авиационных комплексов, заложников; - поломка, порча, разрушение, (ВПП, ВС, навигационного и светотехнического оборудования); - организация паники (в залах ожидания пассажиров, в ВС с использованием ложных объявлений, слухов и т.д.); - отравление помещений, воды, пищи, одежды; - подкуп персонала; - ложные сообщения, угрозы (по телефону, по почте) о применении взрывного устройства (ВУ); - радиоэлектронное подавление радиосвязи, создание помех в каналах управления; отвлечение внимания, провоцирующие действия. Сегодняшний терроризм крылат. Он облюбовал одно из самых эффективных средств передвижения - воздушный транспорт. Этому служат следующие предпосылки: 1) Реальность захвата и угона ВС представляет минимальную опасность для преступника и большую угрозу жизни пассажиров и экипажа. 2) Захват и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели. 3) Выполнить преступные действия террорист способен при использовании минимальных сил и средств. 4) Как правило, один или ограниченное количество террористов могут осуществить захват любого ВС. 5) Реальная возможность использования БС в качестве оружия уничтожения. Пассажиры на борту воздушного судна представляют значительную ценность для государства. Действующие группировки преступников считают захват ВС наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. В случае катастрофы большинство пассажиров погибает, а террорист остается анонимным лицом. Бомбы, гранаты, пистолеты стали средствами принуждения, применяемыми современными воздушными террористами. Они отдают себе отчет в собственной силе: ничто не служит демонстрацией решительности лучше, чем взрывное устройство в руках террориста. Через аэропорты, пункты контроля, салоны лайнеров и пилотские кабины проходит фронт борьбы с терроризмом. Идет настоящая война. Как писал американский профессор Маккензи Ора, руководивший программой «Терроризм и авиация» в рамках всемирного фонда авиационной безопасности, «это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть». Первый случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 году в Южной Америке. В дальнейшем (до 1967 года) этот вид незаконного вмешательства не пользовался особой популярностью у преступников. С 1931 по 1967 год было отмечено всего 65 случаев захватов и угонов. И только начиная с 1967 года, когда по Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план. Наибольшее количество АНВ отмечено в период с 1970 по 1979 год. За эти 10 лет в мире зарегистрировано более 700 случаев захватов и угонов ВС, погибло белее 1100 человек, ранено более 1000 человек. За этот же период зарегистрировано более 10000 угроз о захвате ВС и диверсиях. Высокий процент успешных попыток захватов и угонов самолетов в первые годы активизации преступных действий явился результатом попустительства ряда государств, не принявших практически никаких мер по отношению к лицам, виновным в угоне ВС на их территорию. Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности: 1) Гражданская авиация может быть уязвима для нападения в любом месте и в любое время, если не принять соответствующие превентивные меры авиационной безопасности, потому что: а) сам характер авиационной отрасли позволяет преступнику осуществить террористическую акцию не находясь в непосредственной близости от намеченного объекта; б) действующие в настоящее время группы террористов достаточно организованы и располагают современными техническими средствами для нападения на воздушные суда. 2) Нападения на объекты инфраструктуры воздушного транспорта остается на сегодняшний день одной из самых распространенных и опасных форм терроризма. 3) Гражданская авиация стала подвергаться нападениям террористов, приводящим к смерти пассажиров, авиаперсонала и других людей. Возникла опасность использования захваченного ВС в качестве средства поражения важных объектов на земле. 4) Угрозы в адрес гражданской авиации носят динамичный характер и требуют применения соответствующего набора превентивных мер. 5) Слабая организация работ по обеспечению авиационной безопасности, недостаточная оснащенность техническими средствами (досмотра, охраны) и недостаточная квалификация персонала служб авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний. 6) Современные ВВ имеет большую разрушительную силу. 7) Современные ВУ требуют много усилий для обнаружения, особенно если они спрятаны в электронных устройствах. В связи с этим, необходимо осуществлять досмотр всего того, что попадает в контролируемую зону аэропорта и на борт ВС. 8) Увеличивается использование ухищренных способов проноса на борт оружия, боеприпасов, опасных предметов и веществ, ВУ и СВУ: 9) Растет количество случаев выявления и изъятия боевого оружия и боеприпасов. 10) Методы террористов становятся с каждым годом все более изощренными, хорошо продуманными, отработанными, что свидетельствует об их целеустремленности и способности угрожать безопасности гражданской авиации. Новые угрозы и вызовы в отношении гражданской авиации После трагических событий 11 сентября 2001 года проведен всесторонний анализ состояния авиационной безопасности ГА и осуществлена оценка новых и возникающих угроз терроризма на воздушном транспорте, на основе проведённых оценок было установлено наличие новых угроз: 1) использование воздушных судов в качестве оружия (значительное количество жертв и разрушений, как это имело место результате четырех угонов воздушных судов, совершенных 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки); 2) нападение, совершаемые террористами в воздухе (что имело место в ходе известных событий 11 сентября 2001 года в США и 24 августа 2004 года в Российской Федерации; 3) нападение, совершаемые террористами на земле (может нанести значительный ущерб объектам инфраструктуры аэропорта; 4) закладки ВУ на объекты инфраструктуры аэропорта, транспортные средства; 5) применение ПЗРК и стрелкового оружия; 6) нападение с применением электронных средств, таких, как радиопередатчики или другие средства, создание активных преднамеренных радиопомех или изменения состояния наземных или бортовых авиационных систем управления или наведения, в результате чего ставится под угрозу безопасность людей и воздушного судна, 7) применение химического, биологического и бактериологического оружия с целью срыва воздушных перевозок; 8) использование радиоактивных материалов с целью угрозы жизни пассажиров и авиаперсонала, заражения имущества. Воздушный терроризм в СССР и Российской Федерации В СССР первая попытка захвата ВС произошла 25 октября 1958 года (попытка захвата двумя преступниками самолета Ан-2 в аэропорту Новые Кресты, Якутия). Жертв нет. За 22 года (с 1958 по 1979 год) произошло 22-е попытки захвата ВС и шесть случаев захвата и угона ВС за границу. Убито 10 человек и ранено 7 человек. За этот же период в мире зафиксировано свыше 800 случаев попыток захвата и угона ВС, погибло около 1200 и ранено более 900 человек. В США за данный период зафиксировано свыше 200 попыток захвата и угона ВС. Другие виды актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (угрозы в адрес воздушного транспорта, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства и т.д.) отсутствовали или происходили крайне редко. В последующие 10 лет (с 1980 по 1989 год) количество актов незаконного вмешательства увеличивается почти в 10 раз (283 АНВ). Из них: 15 попыток захвата ВС, 5 случаев угона ВС за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации. В мире за этот период зафиксировано свыше 250 попыток захватов и угонов ВС. Преступные акты воздействия на гражданскую авиацию приобретают постоянный характер. Начиная с 1984 года, количество угроз в адрес гражданской авиации увеличивается. В период с 1990 по 1994 год количество актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта по сравнению с прошедшими 32-мя годами (г 1958 по 1989 год) удваивается. Помимо таких преступлений, как попытки захвата и угона ВС, угрозы в адрес ГА, появляются новые виды преступлений: попытки диверсий, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС и объектов воздушного транспорта, а также другие инциденты. Характер преступлений становится более организованным и жестоким. В 1990 году было отмечено небывалое за всю историю Аэрофлота количество попыток захвата и угона ВС. Было осуществлено 33 такие акции (24 попытки захвата ВС и 9 случаев угона ВС за границу). Только в июне месяце: 9 июня угнан самолет из Минска в Стокгольм; 18 июня угнан самолет из Измаила в Турцию; 19 июня угнан самолет из Риги в Хельсинки; 24 июня угнан самолет из Таллинна в Хельсинки; 28 июня попытка угона самолета из Краснодара в Турцию; 30 июня угнан самолет из Львова в Стокгольм. «Плотность» угона самолетов в 1990 году беспрецедентна не только в истории отечественной гражданской авиации, но и в мировой практике. В период с 2000 по 2004 год произошло 2 случая захвата ВС и два случая взрыва ВС в воздухе терроистками - смертницами. 11.11.2000г. при выполнении рейса на ВС Ту-154М ОАО «Внуковские авиалинии» по маршруту Махачкала-Москва воздушное судно было захвачено Амирхановым Ахмедом Амирхановичем. Террорист заставил экипаж лететь в Израиль (аэропорт Эйлат). После посадки преступник сдался израильским властям и передан правоохранительным органам России. 15.03.2001 г. при выполнении перелета по маршруту Стамбул- Москва ВС Ту-154М ОАО «Внуковские авиалинии» был захвачен тремя террористами, Преступники вынудили экипаж лететь в Саудовскую Аравию (аэропорт Медина) При проведении операции по освобождению заложников один убит, двое задержаны. Погибли бортпроводник Фомина Ю.В. и пассажир Камбал Г. (гражданин Турции). 24.08.2004 г. вскоре после вылета из аэропорта «Домодедово» г. Москвы террористками-смертницами взорваны в воздухе самолеты рейсов Москва - Сочи и Москва - Волгоград. В 2008 году предприняты две попытки захвата воздушных судов. 15 октября 2008 года предпринята попытка захвата воздушного судна А-320 «Турецких авиалиний», следовавшего по маршруту Анталия - Санкт-Петербург. Пассажир во время полета запиской, направленной командиру ВС, потребовал лететь в город Штутгарт (Германия), в противном случае он взорвет самолет имеющимся у него взрывным устройством. На борту ВС находилось 163 пассажира и 7 членов экипажа. Нарушитель обезврежен членами экипажа и пассажирами. После посадки ВС в аэропорту назначения нарушитель передан сотрудникам правоохранительных органов. Пострадавших нет. 24 октября 2008 года предпринята попытка захвата воздушного судна Боииг-737-500 авиакомпании «Скай-Экспресс», рейса ЭХ-234, следовавшего по маршруту Сочи - Москва (Внуково). Пассажир во время полета запиской, направленной командиру ВС, выдвинул требование изменить маршрут полета и совершить посадку в Австрии. Если его требование не будет выполнено, то он взорвет самолет. На борту ВС было 130 пассажира и 6 членов экипажа, нарушитель силами членов экипажа и пассажиров был обезврежен и, после посадки ВС в аэропорту назначения, передан сотрудникам правоохранительных органов.
|