Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Скоростная подготовка
Конечной характеристикой рабочего эффекта спортивного движения, которая отражает суммарный итог всех функциональных проявлений систем организма, является скорость реализации движения или скорость перемещения спортсмена. Скорость спортивных движений обеспечивается, главным образом, силой и выносливостью, хотя наличие качества быстроты как функционального свойства организма не исключается, однако, это качество проявляется, когда величина внешнего сопротивления движению не превышает 15% от Fmax. Таким образом, скорость движений или перемещений – это функция быстроты, силы, выносливости, а также умения спортсмена рационально скоординировать свои движения в зависимость от внешних условий, в которых решается двигательная задача (Ю.В. Верхошанский, 1985). Средствами развития скоростных качеств являются упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Предлагается разделить их на три основные группы. Основными методами воспитания скоростных качеств являются: методы строго и частично регламентированного упражнения. Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: - методы повторного упражнения с установкой на максимальную скорость движения; - методы переменного (вариативного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе (наращивание скорости – поддержание ее – замедление скорости; повторяется несколько раз). В качестве методов частично регламентированного упражнения могу выступать: - соревновательный метод, применяемый в виде тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты и т.д.), позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме и требует от занимающихся проявления максимальных волевых усилий; - игровой метод создает возможность выполнения различных упражнений с максимальной для каждого занимающегося скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. Данный метод позволяет не только повысить эмоциональность занятия. Но и способствует обеспечению широкой вариативности действий, препятствующей образованию скоростного барьера», причиной которого является образование довольно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляемыми при его выполнении усилиями. В спортивной практике можно выделить несколько разновидностей подходов к повышению скоростных качеств: 1. Предварительная силовая стимуляция перед выполнением основного соревновательного упражнения (специальные упражнения на мышечные группы, осуществляющие финальные усилия, например, в прыжках). 2. Преодоление «скоростного барьера», выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью и/или в более быстром темпе. 3. Постепенное повышение скорости выполнения упражнения в обычных стандартных условиях (совершенствование техники). 4. Максимальное скоростное выполнение упражнения путем акцентирования внимания на нарастание максимальной интенсивности рабочих усилий сразу после начала упражнения. Таким образом, скоростная подготовка входит в общую структуру специальной физической подготовленности спортсмена на основе всех рассмотренных выше компонентов (см. рис. 7). Эта структура представляет собой специфическую для каждого вида спортивной деятельности форму взаимодействия с гетерогенным вкладом как –вегетативных, так и моторных систем, включая механизмы нейрогуморальной регуляции. Причем, в процессе роста тренированности происходит перегруппировка состава факторов (взаимозаменяемость на основе получения наивысшего КПД) и возрастание удельного вклада тех систем и параметров, которые на данном этапе спортивного мастерства имеют большее значение.
Лекция 10. Тема: Ловкость и координационные способности. Методы их тренировки (2 часа)
1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей 2. Физиологическая характеристика координационных способностей 3. Методика воспитания координации 4. Возрастные особенности развития координации 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
|