Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Список терминов
Натурализм, импрессионизм, символизм, неоромантизм, эстетизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, декаданс, авангардизм, суггестивность, интеллектуализм, «новая драма», переоценка ценностей, парадокс, антиутопия, антигерой, дендизм.
Контрольные вопросы для самопроверки при подготовке к зачету и экзамену 1. Общая характеристика литературного периода. Кризис гуманизма. Декаданс как мироощущение. Основные литературные направления и течения, их способность к взаимодействию. Причины плюрализма художественного развития. 2. Особенности критического реализма на рубеже веков. 3. Натурализм как метод и направление, его эволюция. Принципы натурализма. Теория натурализма (Э. Золя, И. Тэн). 4. Импрессионизм как идейно-стилевая тенденция, его взаимодействие с различными художественными системами в разных видах искусства и эволюция. 5. Литературные течения конца XIX века (символизм, неоромантизм, эстетизм), общее в них и особенное. 6. Авангардистские течения начала XX века (кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм), сходство и различие. 7. Литература социалистического движения, ее связь с исторической эпохой. Поэзия Парижской коммуны и творчество Э. Потье (тематика, конфликт, герой, поэтические принципы и приемы). Связь с традициями революционной поэзии. Агитационно-пропагандистская роль литературы социалистического движения. 8. Символизм во французской поэзии и его варианты («земной» и «мистический»). Структура символа, её воплощение в конкретных произведениях. Суггестивность, музыкальность и живописность символистской поэзии. Преемственность с романтической и парнасской традициями. Поэтическая техника, особенности стихосложения. 9. Замысел и принципы организации романного цикла Э. Золя «Ругон-Маккары», его сходство с «Человеческой комедией» Бальзака и различие. 10. Романы о буржуазии и о народе. Структура конфликта. Образы отдельных рабочих и образ рабочей массы. Персональный и коллективный герой. Принципы обрисовки характера и среды. Тема денег в произведениях Золя и Бальзака. Соккар и Гобсек. 11. Эволюция творчества Золя, соотношение в нем натуралистических, реалистических, романтических, импрессионистических тенденций. Особенности стиля и языка. Движение от конкретной детали к символу. 12. Влияние Золя на развитие современной и последующей литературы. Общественная деятельность писателя, его участие в деле Дрейфуса. 13. Критический реализм во французской литературе, жанровое и стилевое многообразие его проявлений, их национальная специфика. 14. Новеллы Мопассана. Тематика и проблематика. Особенности повествовательной организации, композиции. Использование «рамки» и персонажа-повествователя. Портрет и пейзаж, их отличительные черты и функции. 15. Тема утраты иллюзий в романе Мопассана «Жизнь». Героиня и автор. Жанна де Во и Эмма Бовари. Женские образы в творчестве Мопассана. 16. «Милый друг» как роман карьеры и его связь с традицией романа-истории молодого человека. Трансформация героя в антигероя. Своеобразие жанра романа-памфлета. 17. А. Франс – «писатель иронии и надежды». Философско-эстетические основы творчества и его связь с предшествующими художественными традициями. Черты импрессионизма в изображении явлений культуры. Тип героя-интеллектуала. Благожелательная ирония Франса, его протест против духовной ограниченности. 18. Основной конфликт произведений Франса. Противоположность языческой и христианской традиций культуры. Жанрово-стилевые особенности интеллектуально-философской прозы. Смех А. Франса. 19. Концепция истории и особенности сатиры в романе-памфлете «Остров пингвинов». Изображение Третьей Республики. 20. Искусство, мораль и политика в романе «Боги жаждут». Своеобразие трагического в романе. Образы художника-судьи и его оппонентов. 21. Поиски положительного героя в творчестве Р. Роллана. 22. Судьба художника и тема общения культур в «субъективной эпопее» Р.Роллана «Жан-Кристоф». 23. Фольклорные мотивы в повести «Кола Брюньон» и связь ее проблематики с современной писателю переходной эпохой. Гармоничное сочетание в герое черт труженика и творца, обыкновенного человека и особенного. Роллан и первая мировая война. 24. Французский декаданс. Роман Ж.К. Гюисманса «Наоборот». Противоестественность и противоискусственность экспериментов Дезэссента, их итог. Черты художника и дилетанта в центральном персонаже. Самоирония Дезэссента и авторская ирония. 25. Бельгийский символизм и различные перспективы его развития. 26. «Театр смерти» и «театр надежды» М. Метерлинка. Различия в тематике и проблематике, образном строе и композиции, атмосфере и ритме, колорите пьес. Смысловая многозначность пьесы «Слепые», метафора, парадокс, аллегория и символ в ней. Образы детей и мотив сна в «Синей птице», роль авторских ремарок. 27. Урбанистическая тема в творчестве Э. Верхарна. Образ «города-спрута», разные его грани и динамика. Влияние Верхарна на русскую поэзию. 28. Немецкая литература на рубеже веков, обусловленность ее развития исторической и культурной ситуацией в стране. 29. Натурализм в немецкой литературе. Влияние Золя на творчество Гауптмана. Связь с «новой драмой» в различных ее идейно-стилевых проявлениях. Реалистические тенденции в пьесе «Ткачи», движение к символизму, неоромантизму в «Потонувшем колоколе». 30. Политический конфликт в романах Г. Манна «Учитель Гнус» и «Верноподданный». Диалектика рабства и тирании. Исследование структуры общества, причин его разложения и деградации человека. 31. Мотив фальшивой игры в произведениях Г. Манна. Своеобразие сатиры писателя. 32. «Будденброки» Т. Манна как семейная хроника. Изображение упадка бюргерской культуры. Неудовлетворенность возникающей буржуазной цивилизацией. Причины пессимизма писателя. 33. Герой-художник и его эволюция в новеллах Т. Манна. Психологизм и интеллектуализм прозы писателя, важнейшие лейтмотивы и символы в ней. 34. «Новая драма» и роль Г. Ибсена в ее становлении. 35. Философская проблематика романтических драм Г. Ибсена. Образы Бранда и Пера Гюнта. Максимализм и конформизм позиции персонажей. 36. «Кукольный дом» Ибсена как реалистическая социально-психологическая драма с элементами драмы идей. Пробуждение самосознания Норы. Система образов пьесы. Героиня и автор. Смысл заглавия пьесы, содержание главных ее символов. Примеры использования подтекста. 37. Интеллектуальный театр Б. Шоу, его сходство и различие с театром Г. Ибсена. 38. Конфликт «идеализма» и «реализма» в «Профессии миссис Уоррен». 39. Чеховские и толстовские традиции в пьесе «Дом, где разбиваются сердца». Смысл финала пьесы-дискуссии и центрального ее символа. Проблема связи поколений в пьесе. Содержание предисловия и ремарок. Роль литературных отсылок. 40. Жанр «экстраваганцы» в позднем творчестве Б. Шоу, изменение в нем характера и значения дискуссии. Смысл заглавия пьесы «Тележка с яблоками». 41. Социально-философская и научная проблематика фантастики Г. Уэллса. Связь писателя с реалистической, романтической традициями и его новаторство. Развитие возможностей антиутопии наряду с утопией. Сходство и различие этих жанров. 42. «Человек» и «сверхчеловек» в произведениях Уэллса, Шоу, Стивенсона, Киплинга и других английских писателей эпохи. 43. Английская литература социалистического движения. Роман У. Морриса «Вести ниоткуда». Новые черты утопии, соединившейся с романом. Развитие средневековых традиций в «Вестях ниоткуда» (жанр видения). 44. Столкновение поклонников красоты и собственников в творчестве Дж. Голсуорси, стремление писателя к преодолению их непримиримой противоположности. Понятие «форсайтизма» и различные варианты развития буржуазной цивилизации в романе. 45. Конфликт и герой в романе Т. Гарди «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей». Основные принципы и приемы драматизации романа, исследования динамики характера и среды. 46. Реалистические, романтические и натуралистические черты в произведениях писателя. 47. Неоромантизм в английской литературе, его национальное своеобразие. 48. Фабула и сюжет в произведениях неоромантиков, их повествовательная организация. 49. «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона и его место в развитии английской литературы. 50. Мотив двойничества и особенности психологического и социального анализа в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона. 51. Проблема нравственного самоопределения личности в произведениях Дж. Конрада. Прием «точки зрения», символика «света» и «тьмы». 52. Основные мотивы, герой и стиль поэзии Р. Киплинга, ее влияние на развитие английской и мировой литературы. «Книга Джунглей» Р. Киплинга и проблема взаимоотношений природы и цивилизации. Связь со сказочной и мифологической традициями. Образы людей и животных. 53. Эстетизм в Англии, его исторические, философские и литературные истоки. Черты декаданса. У.Пейтер и идея нового гедонизма. 54. Этическая и эстетическая проблематика романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Парадоксы и афоризмы писателя. Форма в романе, пути реализации в ней красоты. 55. Сказки О. Уайльда, особенности их проблематики и поэтики. Различие между двумя книгами сказок. 56. Драматургия О. Уайльда и ее связь с классикой и движением «новой драмы». 57. Общая характеристика литературного развития США. Борьба литературных направлений и школ, место реализма в литературном процессе. 58. Неоромантизм в американской литературе и творчество Дж. Лондона. 59. Новаторство Лондона в жанре рассказа. Тема освоения Севера, проблема завоеваний и утрат цивилизации. Конфликт, герой, особенности повествовательной и композиционной организации. Своеобразие символики. 60. Судьба художника и его конфликт с миром и самим собой в романе «Мартин Иден». Герой и автор в произведении. 61. Ранние юмористические рассказы М. Твена, их связь с традицией американского фольклора. Образы «простаков» в творчестве писателя. 62. Конфликт и герои романов М. Твена о детях, эволюция подхода писателя к теме. 63. Роман «Приключения Геккельбери Финна» и его роль в развитии американской литературы. Э.Хемингуэй о романе. 64. Утопия и сатира в исторических романах М. Твена («Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура»). Пародийное начало в произведениях писателя. 65. Позднее творчество М. Твена, новые аспекты проблематики и черты поэтики. Сомнение и надежда в рассказе «Человек, который совратил Гедлиберг». 66. Образ «маленького человека» и поиск положительного героя в творчестве Т. Драйзера. Мотив «желания», разные грани его смысла. 67. Тема «американской трагедии» в произведениях Драйзера. Своеобразие реализма писателя и его взаимодействие с натурализмом. Драйзер и социалистическое движение. 68. Тема «американской мечты», подлинной и фальшивой, ее художественное воплощение в произведениях Д. Лондона, М. Твена, Т. Драйзера и других американских писателей этой эпохи.
|