Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория деятельности.






 

Теория деятельности была разработана в отечественной психологии и получила широкое распространение не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Основоположники этой теории – С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев предложили новый вариант решения вопроса о соотношении бытия и сознания.

В существующих на тот момент теоретических направлениях сознание рассматривалось как условие поведения или вовсе исключалось из сферы исследований. В концепции Рубинштейна условием развития психических процессов и сознания в целом является деятельность. В концепции Леонтьева деятельность рассматривается как «субстанция сознания» и в этом значении является предметом психологических исследований. Реализация этой идеи потребовала разработки нового категориального аппарата психологии. Рассмотрим основные положения этой теории.

Деятельность – это предельная категория, которая применяется к общему потоку жизненных процессов для описания, осмысления реальной действительности и построения концепции, открывающегося с помощью этой категории объекта научного анализа. Согласно Леонтьеву, деятельность – это молярная единица жизни» во всем многообразии её частных и конкретных проявлений. Основными составляющими её макроструктуры, по Леонтьеву, являются конкретные виды деятельности, действий и операций [22, с. 157].

Со стороны субъекта, т.е. внутренней предпосылкой конкретной деятельности является потребность, со стороны объекта, как внешней направляющей деятельности – мотив. Это положение требует пояснений. Дело в том, что в концепции Леонтьева различается два вида потребностей: как состояния нужды, функция которой – общая активация организма, и «опредмеченная потребность», т.е. потребность, которая образуется после «встречи» субъекта с предметом потребности и через этот предмет приобретает свою определенность. Эта определенная, т.е. опредмеченная потребность рассматривается в концепции Леонтьева как мотив, направляющий и регулирующий деятельность.

«Предмет деятельности, - пишет он, - выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств» [22, с.142]. В соответствии с этим различаются, с одной стороны, беспредметные стенические и астенические состояния, а с другой – предметные эмоции и чувства, порождаемые соотношением предметной деятельности субъекта с его потребностями и мотивами [22, с.145].

Согласно Леонтьеву, неопределенные эмоционально-потребностные состояния, вызывающие активацию двигательной сферы и проявляющиеся в ненаправленных поисковых движениях, приобретают направленный характер, благодаря «побудительной» силе самих предметов, удовлетворяющих потребности субъекта. Таким образом, конституирующей основой деятельности является ее предметность.

Основной составляющей отдельной, конкретной деятельности человека является действие, побуждаемое мотивом, но направляемое сознательным действием. Согласно Леонтьеву, сознание образуется в деятельности и происходит это потому, что в деятельности, на определенном этапе ее развития, выделяются самостоятельные единицы – действия, результаты которых абстрагируются от конкретной деятельности индивидов, идеализируются в форме языковых значений, коммуницируются и начинают жить как бы двойной жизнью: в общественном сознании, имеющем свою историю развития и индивидуальном сознании, не утрачивая при этом своей объективности и общественно исторической природы.

Функционируя в рамках индивидуального сознания, «надындивидуальные» значения «возвращаются» к чувственным формам отражения, презентируя отношения между, с одной стороны – предметом действия, с другой – мотивом и потребностями. Эти отношения, по Леонтьеву, выражаются в пристрастности субъекта к предмету как цели действия. Значение рассматриваются им как одна из «образующих» человеческое сознание, наряду с другими, не имеющими надындивидуального существования – «чувственной тканью» сознания и «личностным смыслом». Психологическое существование значений, по Леонтьеву, состоит в том, что они реализуют не самих себя, а смыслы, также как существование действий состоит в реализации деятельности. Таким образом, значения воплощаются в смыслах, а смыслы – в значениях. Значение – это бытие для других. Погружаясь в индивидуальное сознание, они реализуют «движение воплощенного в них личностного смысла» [22, с.183]

Третья составляющая деятельности как макроструктуры – операция, представляющая собой освоенное, сокращенное и автоматизированное действие, которое становится способом существования других, более сложных и целостных действий. В отличие от действий, операции могут быть формализованы и переданы машине, но и в этом случае они сохраняют связь с субъектом, реализуя его сознательные действия.

Типология операций определяется условиями, в которых совершается действие. Виды действий зависят от целей, на которые они направлены, а конкретные виды деятельности – от мотивов. Внутренние отношения между тремя структурными единицами жизнедеятельности таковы, что деятельность может быть преобразована в действие, а действие в операцию и, наоборот, операция может стать действием, а действие деятельностью. Динамика отношений между тремя составляющими жизнедеятельности отражает реальные жизненные процессы, в ходе которых образуются новые виды деятельностей, действий и операций.

Мышление, по природе своей – внешнее предметное действие. Первоначально, как пишет Леонтьев, познание свойств, недоступных непосредственно чувственному отражению, является прямым результатом действий, направленных на практические цели. Такого рода действия представляют собой мышление в его внешней, практической форме.

Языковая форма выражения и закрепления результатов познавательной деятельности создает условия, благодаря которым отдельные звенья этой деятельности начинают выполняться в речевом плане. Звуковая сторона речи, выполняющей познавательную функцию, редуцируется. В результате образуется форма речи, которую Выготский в свое время называл речью «про себя». Дальнейшее развитие вербальных действий приводит к тому, что действия, совершаемые в умственном плане, отделяются от внешних, практических действий и преобразуются в самостоятельную умственную деятельность. На определенном этапе развития словесного мышления возникает необходимость упорядочения рассудочной деятельности и вот тогда предметом мышления становится сама эта рассудочная деятельность.

В истории развития научного мышления такая необходимость возникла в середине первого тысячелетия до новой эры. В эту эпоху была разработана первая система условий и правил вербализованного мышления, которая получила название «логика». Современная логика – это наука о законах и операциях правильного мышления. Согласно основному принципу логики, правильность рассуждений и выводов определяется только их логической формой и не зависит от конкретного содержания входящих в них утверждений.

В истории развития отдельных индивидов, т.е. в онтогенезе, необходимость в упорядочении своих суждений возникает примерно в подростковом возрасте, а именно в тот момент, когда появляется способность осознания собственных, умственных, вербализованных действий. Другими словами, когда мышление становится рефлексивным. Таков исторический и онтогенетический путь, который проходит внешнее действие и в ходе которого оно преобразуется в мышление.

Генетическая связь между внешним, практическим и умственным, теоретическим действием находит свое выражение в процессах интериоризации, которые рассматриваются в школе Леонтьева как процессы «вращивания», «выращивания» умственных действий. Другая, столь же существенная сторона этой связи выражается в процессах, имеющих противоположное направление – экстериоризации, суть которой в развертывании умственных действий и операций во внешнюю форму. Эти процессы имеют место при решении человеком стоящих перед ним проблем.

Действие, как основная единица анализа мышления, имеет вполне определенную структуру. Оно состоит из трех образующих его компонентов: когнитивного, операционального и эмоционально-оценочного. Мера участия каждого из этих компонентов в процессе решения жизненных проблем разная и зависит от уровня развития интеллекта, характера проблем и личностных особенностей субъекта. Каждый из этих компонентов имеет свою историю развития: когнитивный развивается в направлении от образа к понятию; операциональный – от практических преобразований реальности к свернутым умственным действиям; эмоционально-оценочный - от аффективно-иррациональных к рациональным оценкам. Отношения между компонентами действия таковы, что они образуют взаимосвязанное, взаимообусловленное и развивающееся целое, подчиненное цели, побуждаемое мотивом, значимое и в той или иной степени осмысленное.

Операциональный состав действия был предметом специальных исследований в психофизиологии и психологии. В этих исследованиях было показано, что рефлекс – не элемент действия, а «элементарное» действие, имеющие то же строение, что и само действие. Те моторные акты, которые составляют элементарную основу действий и деятельности, отечественный физиолог Н.А. Берштейн назвал «живыми движениями», а психолог В.П. Зинченко – «хронотопом».

Микроструктурный анализ действий, предпринятый Зинченко позволил сделать следующие выводы:

Во-первых, элементарные действия совершаются не в вакууме, а опираются на те процессы, которые имеются в опыте индивида, другими словами, у них есть прошлое;

Во-вторых, они содержат в себе «образ потребного будущего», иначе говоря, связаны с мотивационно-потребностной сферой субъекта;

В-третьих, они осуществляют преход от прошлого к будущему, превращая желаемое в возможное и, тем самым, творят настоящее;

В-четвертых, живые движения никогда не повторяются и каждый раз строятся заново [9].

Согласно Зинченко, элементарное действие обладает чувственностью по отношению к предмету и по отношению к самому себе, что позволяет строить субъективный образ, адекватный объективному предмету. В этом и заключается сущность человеческих действий и операций, в отличие от тех, которые выполняет машина. Как отмечает А.Н. Леонтьев, «воспринимают не органы чувств, а человек при помощи органов чувств [22, с.127].

В жизнедеятельности человека, как пишет Леонтьев, без труда выделяются разные уровни его существования: биологический, на котором он открывается как природное телесное существо, психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, социальный, на котором он, реализуя объективные общественные отношения, проявляет себя как личность. Сосуществование этих уровней создает проблему внутренних отношений, связывающих психологический уровень с биологическим и социальным. Общий принцип, которому подчиняются межуровневые отношения, состоит в том, что «наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может быть реализованным только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит» [22, с.230]

В теории деятельности разработан категориальный аппарат, позволяющий исследовать динамику межуровневых процессов в развитии психических функций и сознания. Важно то, что в этой теории активным, деятельным началом является человек, действующий и познающий мир и себя при помощи тех средств или «психологических орудий», которыми владеет и которые развиваются в том же направлении, в котором развивается человеческое общество.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

К МОДУЛЮ «ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ»

 

1. Как образуются понятия с позиции ассоциативной психологии?

2. На основе каких эмпирических фактов был сделан вывод о существовании «чистой мысли»?

3. Каков вклад гештальтпсихологии в исследование мышления?

4. В чем состоит историческое значение бихевиоральной парадигмы?

5. Что является предметом исследования в генетической психологии?

6. Какова связь между психологией и логикой?

7. Какие модели мышления были разработаны в необихевиоризме?

8. В чем особенность культурно – исторического подхода к исследованию мышления?

9. Каковы единицы анализа мышления в теории деятельности?

10. Дайте определение структурных составляющих в концепции А.Н. Леонтьева.

Заключение.

 

 

Человек познает мир и себя в этом мире. Психология как наука развивалась из этих двух взаимосвязанных процессов.

Мир, такой как есть, открывается человеку первоначально в форме образа. В этот период жизни человек строит картину мира, которая воссоздается в его воображении и передается в форме устного творчества. Мышление на этом этапе вплетено в чувственно-практическую деятельность, обеспечивая решение житейских проблем и познание в этом процессе тех свойств реальности, которые приобретают существенное значение в его жизнедеятельности.

Иная форма презентации реальности возникает на этапе, когда сознание становится рефлексивным, а в языке, на котором человек общается с другими появляются слова, не имеющие чувственно-воспринимаемых аналогов. Познавая другого человека, и по аналогии с ним строится образ самого себя.

Представления о самом себе открывающиеся в интроспекции складываются в концепцию. Первые теоретические конструкты относительно содержания и структуры интроспективного опыта представляют собой картину внутреннего мира человека, встроенную в систему знаний относительно объективной реальности.

В содержательном отношении – это образы и переживания, скрепленные категориями, выработанными в общественном сознании или построенными самостоятельно по аналогии с воспринимаемым и осознаваемым опытом. Категории, с помощью которых упорядочивается и осмысливается наблюдаемый и ретроспективный опыт заимствуются из системы сложившихся научных знаний. Выбор категорий определяется приверженностью субъекта познания к той или иной сфере научных знаний (механика, химия, биология, физиология, физика, кибернетика).

Сознание в интроспективных проектах представлено в форме образа, построенного на основе собственного опыта и по аналогии существующими доктринами о строении мира.

Разумная деятельность человека проявляется в тех продуктах, которые он создает. Сам по себе разум не поддается самонаблюдению также как не поддаются наблюдению и осознанию собственные действия и речь детей раннего возраста. Потому и мышление не может быть отражено в интроспективно построенных концепциях. Оно представлено как процесс, фактически ничем не отличающийся от мнемической деятельности и воображения.

Новые идеи для построения картины внутреннего мира и теорий сознания пришли на волне эволюционизма. Сознание как метафизическая сущность приобрело функциональное значение и стало рассматриваться как орудие воздействия на мир и одновременно на самого себя. На передний план стали выдвигаться концепции, в которых мышление и речь рассматриваются как действие, поведение, деятельность. В рамках деятельностной парадигмы человек представлен как со-творец, со-зидатель, со-здатель, со-автор мира и самого себя.

Информационная парадигма получила широкое распространение благодаря успехам кибернетики. В рамках этой парадигмы человек рассматривается как канал связи, транслятор, как со-общающийся с другими и самим собой.

Информация – это абстрактный термин, заземленный и укорененный в объективной и субъективной реальности, но не субстанционально, как «дух» или «ум» у античных мыслителей. Тем не менее, полагается, что мы живем в информационном пространстве.

Информация для приверженцев кибернетики заменило понятие Бога, который, с позиции пантеизма растворен в природе. По аналогии с этим можно сконструировать термин – «панинформизм». Такая мировоззренческая позиция очень сильно напоминает пифагореизм, в рамках которого число рассматривается как первоначало. Теперь такими числами стали единицы математического анализа информации. Важно то, что информация, как таковая, не существует в природе, она извлекается, но не из самих объектов, а из тех знаний, которые сложились об этих объектах в человеческом обществе.

 

Литература.

1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. Б-е изд. – СПб.: Питер, 2002.

2. Блейлер Э. Аутическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. М.: изд-во Московского университета, 1981

3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2-х т. – Т.2. М.: Смысл: Издат-ий цент «Академия», 2006

4. Вертгеймер М. О гештальттерапии// Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980.

5. Вертгеймер М Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

6. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.

7. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/Сост.и общ. Ред Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001.

8. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. – М., 1964. – Т.2.

9. Исследования развития познавательной деятельности // Брунер Дж., Олвер Р и Гринфилд П. М.: Педагогика, 1971.

10. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003.

11. Ительсон Е.Б. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – М.: Изд-во АСТ; Мн.: Харвест, 2002.

12. Кёлер В.Иссделвание интеллекта человекоподобных обезьян. М.,, 1930.

13. Леви-Брюль Первобытное мышление// Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980.

14. Леонтьев А.Н Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2. – М.: Педагогика, 1983.

15. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.

16. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во МГУ, 1980

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989.

18. Скиннер Б. Оперантное поведение// История зарубежной психологии. Тексты. М., Изд-во Московского ун-та, 1986.

19. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. М. – Л.: Госиздат, 1926.

20. Халл К. Принципы поведения// История зарубежной психологии. Тексты. М. Изд-во Московского ун-та, 1986.

21. Энрайт Д. Гештальт ведущий к просветлению. С.-П.: Центр Гумманистических Технологий «Человек», 1994.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал