![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1. СтандартизацияСтр 1 из 50Следующая ⇒
Стандартизация, подтверждение соответствия, метрология Учебник
Москва Издательство РГАУ-МСХА УДК 006 (075.8) ББК 30.10я73 М 156
Макеева И.А., Дунченко Н.И., Белякова З.Ю., Пряничникова Н.С. Стандартизация, подтверждение соответствия, метрология: Учебник. / И.А. Макеева, Н.И. Дунченко, З.Ю. Белякова, Н.С. Пряничникова, /. М.: Изд-во РГАУ-МСХА. 2016. 156 с.
В учебнике представлены теоретические основы по стандартизации, подтверждению соответствия и метрологии, современная законодательная база, содержатся сведения о международных организациях по стандартизации, формирование и совершенствование требований к маркировке пищевой продукции в России, нормативно-правовые основы метрологии, документы обеспечения единства измерений, средства измерений и др. вопросы. Учебник составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины и освещают все её разделы. По каждому разделу имеются контрольные вопросы.
Учебник предназначен для бакалавров очной формы обучения для направления 38.03.07 – Товароведение и других направлений технологического и аграрного профиля.
Рецензенты: доктор биологических наук, профессор, академик РАН, директор ФГБНУ «ВНИИМС» Ю. Я. Свириденко; кандидат технических наук, доцент, чл.-корр. Академии проблем качества, начальник отдела ФГУП «Стандартинформ» Ю.Н.Берновский.
ISBN
Ó Макеева И.А., 2016 Ó ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА, им. К.А. Тимирязева, 2016 Ó Издательство РГАУ-МСХА, 2016
Оглавление Введение…………………………………………………………….......................6
РАЗДЕЛ 1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ……………………………………………..…7 Тема 1. Правовые основы стандартизации…………………………………...…7 1.1 Сущность стандартизации……………………………………………………7 1.2 История стандартизации. Развитие стандартизации в России……………..8 1.3 Правовые основы стандартизации………………………………………….10 1.4 Техническое регулирование…………………………………………….......12 1.5 Технические регламенты……………………………………………………15 1.6 Технические регламенты РФ и ТС…………………………………………17 Тема 2 Основные положения Федерального закона РФ «О техническом регулировании»……………………………………………….23 2.1 Основные положения ФЗ «О техническом регулировании»…………...…23 2.2 Цели и задачи стандартизации……………………………………………...24 2.3 Принципы стандартизации………………………………………………….25 2.4 Функции стандартизации……………………………………………………26 2.5 Методы стандартизации………………………………………………….....27 Тема 3 Система стандартизации РФ……………………………………………29 3.1 Основные положения системы стандартизации в РФ…………………….29 3.2 Документы в области стандартизации……………………………………..32 3.3 Объекты стандартизации, виды и обозначение стандартов. Характеристика, содержание и построение основных видов стандартов…...34 3.4 Межотраслевые системы стандартизации………………………………....38 3.5 Порядок разработки, согласования и утверждения проектов стандартов……………………………………………………………..39 3.6 Системы государственных стандартов межотраслевого применения…...41 Тема 4. Организация работ по стандартизации………………………………..43 4.1 Организация работ по стандартизации. Государственные органы и службы стандартизации, их задачи и направления работы…………………..43 4.2 Технические комитеты по стандартизации. ………………………………44 4.3 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов……………………………………………………….46 Тема 5. Информационное обеспечение системы стандартизации РФ……….47 5.1 Структура государственной информационной системы………………….47 5.2 Классификация и кодирование объектов стандартизации………………..48 5.3 Действующие общероссийские классификаторы…………………………49 5.4 Классификация объектов по иерархическому и фасетному методам……53 5.5 Конструкторское, технологическое и штриховое кодирование, информация об объектах или группе объектов………………………………..54 5.6 Понятие о кодах, их структуре, разновидности кодов, примеры и обозначения………………………………………………………………………57 5.7 Патентная информация……………………………………………………...60 5.8 Информационное обеспечение системы стандартизации………………...69 Тема 6. Международная и межгосударственная стандартизация…………….70 6.1 Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК). Состав, структура и методология деятельности………………………………………..70 6.2 Статус международных стандартов. Порядок и форма их применения…71 6.3 Деятельность Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) в области стандартизации………………………………………....72 6.4 Региональная система стандартизации стран Европейского экономического сообщества (ЕС). Технические директивы ЕС и евростандарты……………………………………………………………………73 6.5 Национальная система стандартизации в некоторых промышленно развитых странах………………………………………………………………...75 6.6 Основополагающие документы, определяющие деятельность в области стандартизации, метрологии и сертификации стран – участниц межгосударственной стандартизации. Основные направления работ в области межгосударственной стандартизации………………………………...77 6.7 Межгосударственные стандарты и их правовой статус…………………..79 Тема 7. Технические документы………………………………………………..80 7.1 Требования к построению, изложению и оформлению технических условий…………………………………………………………………………...81 7.2 Требования к содержанию технических условий…………………………86 7.3 Порядок согласования, утверждения и регистрации ТУ на пищевые продукты………………………………………………………………………….91 7.4 Технологические инструкции………………………………………………92 Тема 8. Маркировка пищевых продуктов……………………………………...94 8.1 Формирование и совершенствование требований к маркировке пищевой продукции в России………………………………………………….94 8.2 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»………….98 8.3 Маркировка упаковки и укупорочных средств…………………………..104
РАЗДЕЛ 2. МЕТРОЛОГИЯ……………………………………………………108 Тема 9. Нормативно-правовая основа метрологии…………………………..108 9.1 Предмет и задачи метрологии …………………………………………….108 9.2 Документы по обеспечению единства измерений……………………….110 9.3 Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»…………...110 9.4 Государственная система по обеспечению единства измерений (ГСИ)…………………………………………………………………………….111 9.5 Метрологические органы и службы. Тема 10. Виды и методы измерений…………………………………………..113 10.1 Цель, объекты метрологического обеспечения…………………………113 10.2 Выбор средств измерений………………………………………………...114 10.3 Классификация средств измерений……………………………………...115 Тема 11. Качество и точность измерений. Погрешность измерений……….116 Тема 12. Федеральный государственный метрологический контроль и надзор………………………………………………………………123 12.1 Формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений…………………………………………………………….123 12.2 Объекты государственного метрологического контроля и надзора…...123
РАЗДЕЛ 3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ………………………...128 Тема 13. Оценка и подтверждение соответствия…………………………….128 13.1 Подтверждение соответствия. Основные термины и определения……128 13.2 ФЗ «О техническом регулировании». Цели и принципы подтверждения соответствия…………………………………………………..130 13.3 Формы подтверждения соответствия …………………………………...131 13.4 Отраслевые особенности сертификации………………………………...137 Тема 14. Договорно-правовая база Таможенного союза в части подтверждения соответствия…………………………………………………..138 14.1 Технические регламенты Таможенного союза………………………….138 14.2 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»……………….141 14.3 ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Оценка (подтверждение) соответствия молока и молочной продукции……146 14.4 ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (статья 7). Подтверждение соответствия…………………………………………………………………….147 14.5 Единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза…………………………………………………………….147 Тема 15. Сертификация систем качества и производства…………………...149 15.1. Общие понятия, принципы, состав проверок. Регистр систем качества…………………………………………………………………………149 15.2. Состав проверок при сертификации систем менеджмента качества…………………………………………………………………………153 Использованная литература…………………………………….……………..158
ВВЕДЕНИЕ 14 октября – Всемирный день стандартов Стандартизация – один из признаков цивилизации! Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия – основной инструмент обеспечения качества продукции, работ и услуг. Владение методами и инструментами обеспечения качества является одним из главных условий создания конкурентоспособных продукции, работ и услуг. В последние годы подтверждение соответствия продукции, работ, услуг производится не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции. В этих условиях возрастают роль и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия. Учебная дисциплина способствует овладению работой с нормативными документами, позволяет получить представление о метрологическом обеспечении на производстве, знакомит с условиями обязательной, добровольной сертификации, декларированием соответствия, необходимыми для обеспечения качества продукции, процессов, услуг. Основы дисциплины: - стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик; - метрология – наука об измерениях; - подтверждение соответствия – деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются. Системный подход к анализу места и роли стандартизации в общественном производстве и управлении приводит к осознанию двух присущих ей основополагающих свойств – способность к упорядочению и к системообразованию, обеспечивающих сокращение и предупреждение неоправданного разнообразия и совместимости предметов, процессов, явлений, находящихся в прямой или опосредованной связи. Знание правил метрологии позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений. Подтверждение соответствия продукции (работы, услуги) установленным к ней требованиям и сертификация, как одна из его форм, представляют собой один из инструментов обеспечения безопасности и качества продукции (работы, услуги). Причем правильное использование этого инструмента особенно важно, поскольку именно его результат обеспечивает доверие потребителей и, в конечном итоге, коммерческую успешность предприятия. РАЗДЕЛ 1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ
|