![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание работыСтр 1 из 2Следующая ⇒
План исследования. Проблема исследования: современное поколение подростков практически не читают стихотворения; мало задумываются о том, что их окружает и как это связано с поэзией. Гипотеза исследования: если автор, обращаясь к образу дерева, олицетворяет его, воспевает его, то в этом выражает любовь к природе и Родине в целом. Цель исследования: изучение художественных образов деревьев в поэзии как отражения взаимоотношений человека и природы, выявление наиболее часто встречающегося образа. Задачи исследования: - определить основные образы деревьев в лирике поэтов; - изучитьособенности созданных образов; - показать взаимоотношения человека и природы через художественные образы деревьев; - выяснить, какой из образов наиболее близок поэтам; - распространять этическое отношение к природе как к общечеловеческой ценности; - формировать экологическую культуру населения, любовь к Родине. Объектом нашего исследования являются стихотворения русских поэтов. Предметом исследования стали художественные образы деревьев, созданные С. Есениным, Н. Рубцовым, Ф. Востриковым, В. Михалёвым. Исследовались способы изображения деревьев в поэзии, выявлялось отношение к природе в данном виде искусства. Основные методы, используемые в нашей работе: анализ и сравнение стихотворений, а также обобщение, наблюдение и опрос. Актуальность: Лирические произведения, а в частности стихотворения о природе, выражают чувства, переживания героя. Они общие и личные одновременно. Стихотворения помогают обогатить свой внутренний мир, объективно оценивать то, что нас окружает. Лирические стихотворения помогают сформировать правильное отношение к родной природе, родным местам и Родине в целом. В связи с тем, что современные подростки, к большому сожалению, очень мало времени уделяют чтению стихотворений, мы считаем нашу тему актуальной и надеемся, что наша работа, пусть в малой степени, поможет поднять уровень интереса к поэзии и обогащению своего внутреннего мира.
Художественные образы деревьев в лирике русских поэтов. Эпова Дарья Российская Федерация, Забайкальский край, город Борзя МОУ СОШ № 43, 9В класс
Описание работы Если внимательно прочитать стихи Есенина, то в них предстанут перед нами все основные виды деревьев нашей страны. Но самый яркий образ, который встречается чаще всего – это образ русской березы. Оглянемся в наше далекое прошлое и вспомним, что береза - священное дерево многих народов, символ «Святой Руси». Берёза в славянской мифологии – это дерево начала жизни. Оно символизирует чистоту и верность, весну и воскресение. В стихах Есенина береза описывается во всей своей зимней красе. Есенин описывает зимнюю картину, увиденную из окна, восхищаясь берёзой, используя описание мельчайших деталей, например бахрома на ветках, сравнение снега с серебром. В четвёртом столбике стихотворения «Берёза» поэт описывает ветки, осыпанные серебром, то есть снегом, освещаемым солнцем. И мы чувствуем восхищение этим прекрасным деревом. Почему серебром? Поэт использует приём сравнения: блестящий на солнце снег сравнивается с серебром. Ещё одно из не менее известных стихотворений С. Есенина о берёзе: Зелёная прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы – ветви Ты лунный гребешок? В этом стихотворении поэт сравнивает берёзу с девушкой. Ассоциирует с элементами девической красоты. В этих элементах С.Есенин олицетворяет берёзу, сравнивая её крону с причёской, ветви с косами, ствол со стройным станом девушки. Поэт разговаривает с деревьями как с живыми существами, делится с ними своими печалями и радостями. Поэтому можно сказать, что для автора дерево - это что-то очень близкое и родное. Не менее ярок у Есенина образ клёна из одноимённого стихотворения, которое стало прекрасным романсом. Автор ощущает, что «чувствует» клён во время метели и это чувство передаёт нам, читателям. В то же время поэт сравнивает себя с клёном и круг своего общения с другими деревьями. В стихотворениях Н. Рубцова, в отличие от стихотворений С. Есенина, образ дерева (берёзы) не олицетворяется. Он раскрывается с помощью эпитетов «…и шум порывистых берёз…» В воспоминаниях поэта береза ассоциируется не столько с радостными, сколько с печальными событиями. Хотя бы потому, что это дерево высажено на могиле умершей матери, которая ушла из жизни, когда Николаю Рубцов было всего 6 лет. И именно с осенним березовым листопадом связано известие о том, что «на войне отца убила пуля».В тот момент, когда создавалось это произведение, Николая Рубцов уже знал о том, что его отце не погиб на фронте, а вернулся после войны в другой город, где обзавелся новой семьей. При этом вчерашний фронтовик даже не вспомнил о своем единственном сыне, который был отдан на воспитание в детский дом после смерти матери. Поэтому автор предпочитает считать отца погибшим, но эту душевную рану он так и не сможет залечить. И каждый раз, видя, как шумят березы, Николай Рубцов вспоминает, в том числе, и о предательстве отца, которого мысленно успел оплакать и похоронить .В последней строфе стихотворения поэт обращается к родине со словами: «Русь моя, люблю твои березы!». В этой фразе заложен очень глубинный философский смысл, который раскрывает суть славянской души. Русский человек всегда легко забывает хорошее, но долго помнит то, что причинило ему боль. И именно за это качество Николай Рубцов так трепетно относится к березам, потому что при виде их у него «набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез». А значит, он продолжает жить, любить и ненавидеть, чувствовать, страдать и помнить о том, что вопреки всему остается человеком, который с гордостью несет свой жизненный крест и не ждет милости от судьбы, принимая выпавшие на свою долю испытания с мужеством и благородством. Интересны образы деревьев в творчестве Фёдора Вострикова. Автор использует олицетворение образа вербы: Небо в тучках, будто в родинках. В даль смотрю из под руки: Ходит в юбочке коротенькой Верба около реки. И над речкой, что в орешнике, Синеву стригут стрижи, И зовет к себе скворешнями Хутор маленький Ежи. Встав на цыпочки, смородина Кудри сушит на плетне. И куда ни гляну – родина Родником звенит во мне[8]. Поэт сравнивает вербу с молодой девушкой. В этом чувствуется любовь автора к своим родным местам. Это не просто описание природы, это часть души самого поэта. Все стихи Вострикова автобиографичны, напрямую связаны с его жизнью. В том числе и стихотворение «Шесть берёз»: Из данного стихотворения мы узнаём, что автор привязан к родным местам и именно образ берёзы связывает его с ними «…и значит мы надолго и всерьёз родные братья сросшихся берёз». Находится место для образов деревьев и в стихах старооскольского поэта Владимира Михалёва. Так в стихотворении «Чернотроп» образ березы противопоставлен увядающей природе. И после строк «Темны и пусты огороды, Черны и голы - куст к кусту» мы чувствуем, как герой стремиться туда, где «…ты белым-бела, Березка, светлую дорожку Луны и листьев намела…». Послушайте - «березка» - так ласково называет автор это дерево и стремится именно к нему. Этот образ всегда связан со светом. Он всегда в душе поэта. А в зимнюю стужу автор жалеет это дерево и произносит такие слова: «Дрожат озябшие березы над мерзлою до дна рекой». Образ березы у автора связан с образом русской девушки. Недаром, говоря об этом дереве, поэт использует эпитеты: стройна, тиха, светла, бела, смущенна. Эти слова как нельзя лучше подошли бы и к описанию простой крестьянской девушки, которой нельзя не любоваться.
Береза для поэта – это связь с прошлым. В этом можно убедиться, прочтя стихотворение «Березовый свет» [1, 40]. Именно его пронесет в душе автор. Этот свет был с ним в детстве, будет и в старости. Здесь связь человека уже не только с природой, это связь с детством, а березовый свет – символ чистоты и душевной молодости. Лирический герой олицетворяет березу, он видит в ней живую душу, может разговаривать с ней и слышать ответ. Всей своей жизнью поэт связан с этим деревом. И судьбу березы автор связывает с судьбой Родины. Есть еще одно дерево, без которого невозможно представить нашу Родину. Это дуб - одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Он является символом власти и славы. Символизирует твердость духа. Является знаком долговечности и даже бессмертия. Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Дуб символизирует силу, крепость и мужское начало. Эту мощь и крепость дерева отметил в своих стихах и Михалев. В самые тяжелые для страны времена это дерево тоже проходит через испытания. Стонет, но не ломится. Оно выступает символом самостояния, несгибаемости. Так в стихотворении «Осколок» поэт пишет: Сражались жестоко неправый и правый. Холмы сотрясались, Стонали дубравы… Так автор подчеркивает единение человека и природы. Очень часто в стихотворениях Михалева крепкий, могучий дуб стоит рядом с нежным образом березы. Михалев уловил взаимное притяжение этих деревьев. Они такие разные, но так дополняют друг друга. Это может быть «он» и «она». Это сочетание нежности и мужества, кротости и смелости в каждом из нас. Именно эти деревья изображает автор, когда ждет прихода весны: Ещё зажаты в почках бронзовых, Клейком подернутых слегка, И перезвон листвы березовой, И гордый шепот дубняка У каждого дерева свое лицо, свой характер. И Михалев это понимает и чувствует как никто другой. И сосна для него - это особое дерево. И если береза – это красавица-девица, сестра, то сосна – это близкий друг. И в качании её ветвей чудится герою дружеское помахивание: Сосна мне лапою помашет, Повеют зеленью стога… Сосна, береза, дуб очень часто в стихах Михалева присутствуют рядом. Поэт с нежной любовью наблюдает за этими деревьями и видит все до мельчайших подробностей: Свет на иголочке сосновой И сквозь кору – Смола, как мед… И белизна - кости слоновой! – Берез на просеках встает…
|