Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение регуляции работы мышц
Цель работы: Исследователь должен изучить особенности работы системы регуляции непроизвольных движений у человека в норме и при выполнении функциональной нагрузки. Обучающийся должен знать: 1. Строение и функции мышц, структурную организацию сар комера и изменения в нём при укорочении. 2. Уравнение Хилла. 3. Особенности механорецепции. Обучающийся должен уметь: 1. измерить экспериментально динамику тремора у испытуемого без нагрузки и с нагрузкой. 2. Произвести Фурье- анализ треморограммы. 3. Сделать выводы о характере изменения треморограммы. Практическое значение. Динамические показатели непроизвольного движения (тремора) являются важной характеристикой функционального состояния организма человека и могут являться объективными показателями развития патологических процессов (нарушения функций щитовидной железы, например) или психофизиологических отклонений (в связи с приёмом наркотиков, алкоголя и т.д.). Поэтому они используются как в медицине, так и в физиологии трудовых процессов. Бюджет времени На изучение темы отводится 6 часов, из них 2 часа лекций, 2 часа лабораторные занятия и 2 часа на самоподготовку. ЛИТЕРАТУРА 1. Владимиров Ю.А., Рощупкин Д.И., Потапенко А.Я., Деев А.И. Биофизика. - М.: Медицина, 1983.- 272с. 2. Рубин А.В. Биофизика: В 2 кн.- М.: Высш. шк., 1987. 3. Дещеревский В.И. Математические модели мышечного сокращения.- М., 1977. 4. Хилл А. Механика мышечного сокращения.- М., 1985. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО I ЭТАПУ “САМОПОДГОТОВКА” Цель этапа: 1. Повторить исходную информацию, необходимую для понимания изучаемой темы. Проверить качество усвоения новой информации (понятия и законы) перед выполнением работы. I. Исходный уровень знаний. Для изучения темы необходимо повторить: 1. Структурную организацию саркомера и механизм его сокращения. 2. Трехкомпартментную организацию систему регуляции по отклонению. II. Изучив блок информации и учебную литературу, обучающийся для самоконтроля должен ответить на следующие вопросы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО II ЭТАПУ: “Выполнение лабораторной работы” Цель этапа: Ознакомиться с методикой снятия и обработки треморограмм. Для достижения цели необходимо: I. Выбрать в директории ADC ЭВМ файл surg.exe. Закрепить на пальце металлическую пластинку, начать съёмку кривой, нажав enter. II. После сообщения о завершении, нажать 3 раза esc. Найти в меню новый файл содержащий данные вида 11 11 1111 99, где 11- день месяца, 11 -номер месяца, 1111 -время (часы, минуты) снятия треморограммы, 99 - год. III. Выбрать файл charts.exe. Нажать клавишу c, выбрать файл, просмотреть фурье-образ треморограммы; сравнив с другими треморограммами, сделать выводы об изменениях в них.
Блок информации Движение в живой природе обеспечивает приспособленность к изменениям в окружающей среде, поддержание трофики и, в целом выживание как растительного. Так и животного организма. Существуют различные формы движения от фототропизма до сложно организованных мышечных движений. В животном организме движение осуществляется за счет механохимических процессов, которые обеспечиваются работой надмолекулярных структур ферментов, сопровождаемых катализом и гидролизом АТФ. В этом случае рабочее тело- белок с механическими свойствами, изменяющимися за счет ферментативных процессов (сорбции лиганда). Такие процессы (перенос Н+ по градиенту электрохимического потенциала) лежат в основе работы бактериальных жгутиков ил работы сократительной органелы- спазмонемы (за счет переноса Са2+ и его связывания она укорачивается). Следует отметить, что перечисленные выше живые системы работают в циклическом режиме, когда рабочее тело получает энергию от источника (претерпевает изменения), передает её нагрузке во время рабочего хода и далее такой преобразователь возвращается в исходное состояние. Это классический пример теплового двигателя в физике. когда необходим подвод энергии извне и тепловой обмен с окружающей средой (вспомним тремор мышц на холоде у любого теплокровного!). Схема процесса имеет вид: Если Т и Р постоянные, то изменения термодинамического потенциала Гиббса G рабочего тела при механохимическом процессе имеет вид: dG= FdS + Smidni, G= U +PV -TS где F- сила, dS- изменение длины, dni- число молей i-й компоненты (лиганда), которое получается при хим. потенциале mi. В конце цикла и значение совершенной механической работы т.е. механическая работа равна изменению свободной энергии при переносе вещества по градиенту концентрации. Можно ввести к.п.д. такого процесса в виде Такие системы, можно показать, работают, когда есть градиенты концентраций (области больших и меньших концентраций лиганда), причем форма Р-L должна меняться при связывании лигандов, т.е. P- молекула полимера, L- лиганд, X- их комплекс. Например, спазмонема у сувоек при связывании Са2+ вызывает укорочение белковых структур и при этом в цикле меняется концентрация Са2+ в цитоплазме, которая задается ретикулумом. Каждый из указанных процессов идет со своими константами химической реакции (их всего 4-е!). Скелетная мышца позвоночных состоит из отдельных многоядерных клеток- мышечных волокон (l~ 1 мм- 50 см, d~ 0, 05 мм- 0, 1 мм). Волокна имеют 2 пластинки (поперечные), которые разделяют саркомеры длиной в покое ~ 2, 2 мкм. Нервный импульс вызывает выброс Са2+ из саркоплазматического ретикулума и происходит образование связи миозинового мостика с белком актином. Нити скользят до тех пор, пока сила мостика не упадет до 0, после чего мостик размыкается (рис.1). Во время работы хода мостик преобразует свободную энергию гидролиза АТФ в механическую А. При обратном ходе на обращение состояния мостика также затрагивается часть энергии АТФ. Осуществляется полный цикл превращений мостика.
Рис. 1. Зависимость изометрической силы мышечного волокна от степени перекрывания нитей: I- изометрическая сила, развиваемая поперечно- полосатой мышцей при различных длинах саркомеров, измеренная на одиночных волокнах; II- изменение зоны перекрытия толстых и тонких нитей при различных длинах саркомера; 1- 6- обозначение одинаковых длин саркомера на I и II
Отметим, что сам миозин плохой фермент (скорость гидролиза АТФ ~0, 05 сек ). Однако актин резко (на три порядка!) ускоряет гидролиз АТФ. Причем скорость энергопродукции мышцы при сокращении с ускорением больше, чем в изометрическом режиме, т.е. , где Р- сила, развивается волокном, K -скорость распада тормозящих мостиков, m- число тормозящих мостиков. На свободном миозине происходит гидролиз АТФ и долгоживущий миозинпродуктный комплекс соединяется с актином. Большая свободная энергия переходов, связанных с десорбцией продуктов гидролиза АТФ от актомиозина (более 50% свободной энергии реакции гидролиза АТФ), может быть использована для совершения работы в мышце. Основное освобождение свободной энергии гидролиза АТФ происходит при десорбции фосфата. При сопоставлении указанных свойств реакции в растворах с характеристиками механохимического цикла мостика необходимо учитывать, что термодинамические и кинетические параметры реакции в мышце должны изменяться в связи со структурными ограничениями, приводящими к деформациям белкового комплекса. В настоящей работе обучаемому предлагается исследовать особенности организации произвольных движений (тремора) испытуемого в условиях дозированной мышечной нагрузки и без таковой. Испытуемый должен удержать фиксированное расстояние между своим пальцем (с металлической пластиной) и датчиком сигнала, сначала в отсутствии таковой, потом с таковой (металлическая пластина на руке). Испытуемый должен сделать спектральный анализ треморограммы в 3-х случаях и сделать вывод о характере изменения максимальных частот до и после нагрузки. Треморограмму приложить к отчету. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО III ЭТАПУ: “Получение зачета по лабораторной работе” Перед выполнением работы обучающийся должен изучить все методические указания, ответить на вопросы из раздела “Самоподготовка”. После выполнения II этапа необходимо оформить протокол работы и подписать у преподавателя, а затем приступить к оформлению работы в тетради. Обратите особое внимание на комплекс параметров, вызывающий изменение характеристик тремора. Работа считается зачтенной после сдачи преподавателю отчета по теоретическому и практическому разделам работы.
Лабораторная работа № 2.6. БИОФИЗИКА РЕЦЕПЦИЙ. Закон вебера- фехнера.
Цель работы: Ознакомиться с основами процессов рецепции и законами их описывающими. Обучающийся должен знать: 1. Свойства анализаторов и закон Вебера- Фехнера. 2. Строение и функции зрительного и слухового анализаторов. 3. Биофизические основы фоторецепции. Обучающийся должен уметь: 1. Проверить закон Вебера- Фехнера для рецепторов давления. 2. Выполнить статистическую обработку результатов измерений. Практическое значение. Работа фоторецепторов и рецепторов слуха дает нам основную информацию об окружающем мире. Особое значение фоторецепции для понимания единства процессов в растительном и животном мире. Биофизика анализаторов лежит в основе физиологии трудовых процессов и является фундаментом для понимания патологических процессов в психиатрии, мед. психологии, валеологии.
Бюджет времени На изучение темы отводится 6 часов, из них 2 часа лекций, 2 часа лабораторные занятия и 2 часа на самоподготовку.
ЛИТЕРАТУРА 1. Макаров П.О. Практикум по физиологии и биофизике органов чувств- анализаторов.- М.: Высшая школа, 1973.- 304с. 2. Кейдель В.Д. Физиология органов чувств.- М.: Медицина, 1975.- 216с. 3. Владимиров В.А. и др. Биофизика.- М.: Медицина, 1983.- С. 244- 252. 4. Рубин А.Б. Биофизика. В 2-х т.- М.: Высшая школа, 1987.- Т.2, с. 187- 292.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО I ЭТАПУ “САМОПОДГОТОВКА” Цель этапа: Теоретически изучить строение и функции основных анализаторов. Изучить свойства и механизмы функционирования зрительных рецепторов. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО II ЭТАПУ: “Выполнение лабораторной работы” Цель этапа: Проверить закон Вебера- Фехнера для тактильного анализатора. Для достижения цели необходимо: 1. Положить на тыльную сторону ладони пластинку №1 (массой m1) и, последовательно меняя и увеличивая величину тестирующего груза Dm (брать пинцетом!), зафиксировать пороговое значение Dm1 для груза m1 (когда возникнут четкие ощущения). 2. Взять вторую пластинку m2 (m1=m2), положить на первую m1 и повторить опыт с измерением Dm2. Убедиться, что Dm2@2Dm1. 3. Повторить опыт и измерения с пластиной m3=m1 и проверить- будет ли Dm3@3Dm1 или нет? Рассчитать с какой абсолютной и относительной погрешностью выполняется закон Вебера- Фехнера для тактильного анализатора, Dm1/m1@Dm2/(Dm1+m2)@Dm3/(m1+m2+m3). Аналогичные измерения можно произвести и для слухового анализатора, причем DI необходимо задавать с помощью ручки регулятора громкости. Почему хорошую музыку не рекомендуют слушать громко? Подтвердите это законом Вебера для слухового анализатора.
|