![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концептуальные основы инновационного менеджмента
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — это организация и планирование (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов. Инновационные цели — это часть общей системы целей. Они связаны с потребностью обновления протекающих в организации процессов. В инновационном менеджменте можно выделить практическую и научную составляющие. Практическая составляющая проявляется в осуществлении конкретных управленческих действий в той или иной сфере, например в сфере производства. Но в основе этих действий лежат определенная методология, понятийный аппарат, приемы, разработка которых может быть отнесена к научной составляющей. Последней и является уже упомянутая инноватика. Обобщение имеющихся концепций позволяет выделить следующие составные части инноватики, связанные с исследованием: • формирования новшеств и поиска инновационных решений; • технологического прогнозирования; • восприимчивости к новшествам и сопротивления нововведениям; • диффузии (распространения новшеств); • адаптации к новшествам человека и приспособления их к его потребностям; • форм организации инновационной деятельности; • рынка нововведений; • инновационных стратегий; • конкурентных преимуществ и стадий развития; • государственного регулирования инновационной деятельности. 10.Экономические расчёты прибыльности и длительности инновационного процесса Инновационный процесс, представленный кривой прибыльности можно выразить схемой: где Д - деньги (капитал); СП - интеллектуальный продукт (в виде проектов, опытных образцов, «ноу-хау»), средства производства, труд; П - производство; Т - новый товар; Д1 - доход от реализации товара; Доход от реализации товара Д1 должен быть больше вложенного капитала Д в этом случае будет обеспечена прибыльность инновационного процесса. Это отражено на кривой прибыльности разными площадями затратной и доходной фаз. Укрупнено чистая прибыль в момент времени t рассчитывается по формуле: где Пt - прогноз чистой прибыли в году t; Tt - прогнозная продолжительность выпуска продукта, лет; Цt - прогнозная цена продукта в году t - на конкретном рынке; Ct - прогнозные издержки по выпуску продукта году t; Nt - прогнозная годовая программа выпуска товара в году t; Ht - прогнозные налоги в году t по данному продукту. С использованием данной формулы возможно построение прогнозного цикла прибыльности планируемой к выпуску инновации. Кроме того, можно рассчитать длительность инновационного процесса и использовать эти данные при стратегическом планировании инновационной деятельности предприятия. Для расчета длительности необходимо использовать серию кривых (рис. 3.3.). Проектирование нового продукта (точка А) должно начаться в тот момент времени, чтобы обеспечить его освоение (точка В) до падения спроса на господствующую модель. Для сохранения массы прибыли фирмы на оптимальном уровне рекомендуется точку перехода с одной модели на другую (точка C) устанавливать на половине программы выпуска нового продукта - правило «50 на 50». В этом случае одновременно будут выпускаться старая и новая модели товара примерно в одинаковых количествах. В общем случае можно предложить следующую последовательность расчета жизненного цикла инновации: 1. Построение кривой ЖЦТ для господствующего товара (II) на основании данных о: • динамике масштаба производства товара по предшествующим годам; • динамике сбыта товара по предшествующим годам; • динамике прибыльности по предшествующим годам; • прогнозе сбыта, прибыльности товара на ближайшие несколько лет на основе сценариев развития будущего; 2. Построение кривой ЖЦТ для перспективного товара (III) на основании данных о: • планируемой длительности фаз инновационного процесса перспективного товара; • длительности фаз инновационного процесса товара-аналога в том случае, если данные по проектируемому товару отсутствуют; • прогнозе сбыта товара в динамике на ближайшие годы; 3. Корректировка ЖЦТ перспективного товара с учетом следующих коэффициентов: конкурентоспособности (К1) - чем больше конкурентоспособность, тем короче ЖЦ господствующей модели; количества конкурентов (К2) - чем их больше, тем меньше жизненный цикл; технической сложности (К3) - чем товар сложней, тем длиннее цикл; наличия опыта производства товара (К4) - чем больше опыт, тем короче цикл; гибкости производственных технологий (К5) - чем технология легче перестраивается, тем короче цикл; научно-технической динамики отрасли (К6) - чем динамичней отрасль, тем короче цикл. 4. Определение точки перехода с одной модели на другую. Не во всех случаях, возможно, перейти на новую модель по классическому варианту " 50/50". 11. Имитационная модель учёта риска Сценарный анализ (метод сценариев, имитационная модель оценки риска проекта) связан с решением проблемы оценки риска проектов. Риск инвестиционного проекта выражается, в частности, в возможном отклонении потока денежных средств для данного проекта от ожидаемого - чем отклонение больше, тем больше риск проекта. При рассмотрении каждого проекта можно получить возможный диапазон результатов проекта, дать этим результатам вероятностную оценку - оценить потоки денежных средств, руководствуясь экспертными оценками вероятности генерации этих потоков или величиной отклонений компонентов потока от ожидаемых значений. Метод сценариев (имитационная модель оценки риска проекта) заключается в следующем: 1. На основе экспертной оценки по каждому проекту строят три возможных сценария развития: а) пессимистический; б) наиболее вероятный (наиболее реальный); в) оптимистический. 2. Для каждого сценария рассчитывается соответствующий показатель чистой текущей стоимости - NPV, т.е. получают три величины: NPVn (для пессимистического сценария); NPVB (для наиболее вероятного сценария); NPV0 (для оптимистичного сценария). 3. Для каждого проекта рассчитывается наибольшее изменение величины NPV - размах вариации Д (NPV) = NPV0 - NPVn и среднеквадратичное отклонение: V *=i j где NPVk - чистая приведенная стоимость проекта для каждого иэ рассматриваемых сценариев; NPV- средневзвешенная величина по вероятностям Рк реализации каждого из трех сценариев: NPV = -x^NPVk. 3 k=i Из сравниваемых проектов считается более рискованным тот, у которого больше размах вариации Д (NPV) или среднеквадратичное отклонение Одгру. Рассмотренная методика может быть модифицирована путем применения количественных вероятностных оценок В этом случае каждому варианту (сценарию) - пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому присваиваются вероятности их осуществления Рк; далее для каждого проекта рассчитывается вероятное значение NPV, взвешенное по присвоенным вероятностям, и среднее квадратичное отклонение от него: °NPv^M(NPV-NPVk)2-Pk, V А=1 где NPVk - чистая приведенная стоимость проекта для каждого из трех рассматриваемых сценариев; NPV - средневзвешенная величина по вероятностям Рк реализации каждого из трех сценариев: NPV = f^NPVk-Pk. k=l Из сравниваемых проектов проект с большим значением среднего квадратичного отклонения считается более рискованным. 12.Статистические методы расчёта (точка безубыточности, рентабельность инвестиций, срок окупаемости) К статическим методам инвестиционных расчетов относятся такие, которые применяются в случае краткосрочного характера инвестиционных проектов. Если инвестиционные затраты осуществляются в начале периода, результаты проекта определяются на конец периода. Статические методы оценки экономической эффективности инвестиций относятся к простым методам, которые используются главным образом для грубой и быстрой оценки привлекательности проектов и рекомендуются для применения на ранних стадиях экспертизы инвестиционных проектов. В качестве критерия выбора инвестиционной альтернативы используются следующие показатели (годовые или среднегодовые): прибыль; издержки (себестоимость); рентабельность. Статические методы инвестиционных расчетов основаны на проведении сравнительных расчетов прибыли, издержек или рентабельности и выборе инвестиционного проекта на основе оптимального значения одного из этих показателей, которые в данном случае выступают в качестве краткосрочной цели инвестора. Для достоверного применения данных методов все предлагаемые проекты или инвестиционные альтернативы должны быть приведены в сопоставимый вид. Из простых методов чаще всего используются методы расчета приведенных затрат, анализа точки безубыточности проекта, расчет показателя рентабельности инвестиций и срока окупаемости (периода возврата) инвестиций. Содержание метода расчета точки безубыточности заключается в определении минимально допустимого (критического) уровня производства и продаж, при котором проект остается безубыточным, то есть, не приносит ни прибыли, ни убытков Следовательно, чем ниже будет этот уровень, тем вероятнее, что данный проект будет жизнеспособен в условиях непредвиденного сокращения рынков сбыта Таким образом, точка безубыточности может исп истовуватися как оценка маркетингового риска инвестиционного проектту. Условие для расчета точки безубыточности может быть сформулирована так: обязательное определение объема производства (при условии полной реализации всей произведенной продукции), при котором получаемый маржин тия прибыль (разница между выручкой от реализации и переменными производственными затратами) (MP) покрывает постоянные затраты проекта (FC) Итак, точка безубыточности рассчитывается по формуле
|