Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Савское государство и разлив плотины
Савское государство – одно из четырех крупнейших цивилизаций древности, находившееся в Южной Аравии. Исторические источники, повествующие о сабеянах, ставят их наравне с финикийцами, чье государство отличалось высокоразвитой торговлей. Судя по всему, значительная часть торговых путей Северной Аравии была под контролем сабеян и финикийцев. Сабеяне были известны как народ с высокоразвитой культурой и архитектурой. В письменах савских правителей преобладают такие слова, как " благоустройство", “архитектура” и “строительство”. Марибская плотина, руины которой сохранились в пустыне и по сей день, является одним из важных свидетельств высокого технологического уровня развития Савской культуры. Благодаря этой плотине - чуду инженерной мысли, посреди пустыни возник изобилующий зеленью оазис. Сабеяне жили в щедром и благодатном крае, утопающем в зелени садов, поражавших своей красотой. Государство сабеян обладало одной из самых мощных армий в регионе, благодаря которой они вели активную экспансивную политику. Савское государство, обладавшее развитой культурой и сильным войском, было в полном смысле сверхдержавой своего времени. В Коране также говорится о сильной армии сабеян. Слова одного из военачальников народа Саба, переданные в Коране, показывают, сколь могущественно было то войско. Вспомним слова военачальников, обращенные к царице Савской: …Мы обладаем могучей силой и мы великие воины. Но в делах решение за тобой, теперь ты смотри, (мы сделаем) то, что ты прикажешь. (Сура “Муравьи”, 27: 33) Народ Сабы, благодаря Марибской плотине, создал удивительную систему орошения земель, что обеспечивало богатые урожаи. Кроме того, большую прибыль государству приносило и контролирование торговых путей, проходивших через ее земли. Благодаря этим факторам в государстве был достигнут очень высокий уровень благосостояния. Народу же, живущему в стране со столь благоприятными условиями, следовало бы питаться уделом своего Господа и возносить Ему свое благодарение. Но, увы, как гласит аят, они превознеслись в своей гордыне, позабыв о милостях Господа, и тогда обрушилась на них кара Господня … Марибская плотина внезапно разрушилась, и воды затопили все плодородные земли. Роскошные сады и угодья сабеян, которые они возделывали веками, в одно мгновение остались под водой. Столицей Савского государства был город Мариб, достигший своего расцвета благодаря удачному стратегическому и географическому положениям. Город располагался близ места впадения реки Адхана в Джабаль-Балак. Воспользовавшиеся этим сабеяне, еще в пору зарождения своей цивилизации, возвели здесь плотину и стали заниматься поливным земледелием. Мариб славился когда-то как один из самых красивых городов своего времени. Даже древнегреческий историк Плиний, любивший путешествовать в этих местах, часто восхвалял здешние края, поражаясь обилием зелени. Марибская плотина была сооружением высотой в 16, шириной в 60 метров, длина его составляла 620 метров. Согласно расчетам, с помощью этого водохранилища можно было орошать землю площадью в 9600 гектаров, при этом 5300 гектаров относилось к южной, а оставшаяся часть к северной долине. Эти две долины иногда упоминались в надписях сабеян как " Мариб и две долины". Возможно выражение Корана “два сада справа и слева” также указывает на роскошные сады и виноградники этих долин. Благодаря плотине и оросительным сооружениям, район стал самой плодородной частью пустынного Йемена. Француз Ж. Холеви и австриец Глазер, основываясь на данных древних рукописей, доказали, что Марибская плотина существовала с очень древних времен. В летописях, написанных на химерском диалекте, было упомянуто, что это водохранилище сделало все эти земли плодородными. После бедствия, вызванного прорывом плотины в 542 г н.э., район стал стремительно превращаться в пустыню, а с исчезновением плодородных угодий сабеяне лишились и главного источника своего дохода. Савское государство быстро пришло в упадок, серьезный урон, нанесенный наводнением, привел страну в состояние полного развала. При анализе сведений, переданных в Коране и данных исторических летописей, упомянутых выше, очевидно точное совпадение. Археологические находки и исторические факты в точности подтверждают то, что ниспослано в Коране. Как и говорится в аятах, народ, не ответивший призыву своего Господа уверовать и вознести Ему хвалу, отказаться от гордыни и превознесения, впоследствии был наказан подобным бедствием. В Коране Аллах сообщает нам о бедствии, которое постигло отвергших Господа сабеян: Истинно, в поселении сабейцев было знамение: два сада - с правой стороны [города] и левой. [И было им сказано: ] “Вкушайте из удела, дарованного Господом вашим и благодарите Его. Страна [ваша] прекрасна, Господь ваш - Милосерд”. Но они превознеслись, и Мы наказали их разрывом плотины и взамен двух [прежних] садов дали два [новых], с горькими плодами, тамариском да лотосами кое-где. Так воздали Мы им за то, что неблагодарны были они. Разве Мы караем кого-либо, кроме тех, кто не благодарен за дарованные милости? О бедствии, постигшем сабеян, в Коране сообщается как о “разливе плотины” (в арабск. звучании - " сейль уль-арим".) В то же время это кораническое выражение раскрывает нам и то, как происходил этот разлив. Дело в том, что слово " арим" обозначает водохранилище или плотину. Слова “сейль уль-арим” обозначают разлив, произошедший в результате разрушения плотины. Толкователи Корана, основываясь на выражениях аятов, попытались воссоздать картину происходившего, где и когда все произошло. В тафсире (комментарии) Корана, составленном Мевлюди, сказано следующее: Слово “арим”, используемое в аяте в выражении “сейль уль-арим ”, происходит от слова " аримен", которое означает " водохранилище, плотина" и употребляется в южном диалекте арабского языка. На руинах, найденных в результате раскопок в Йемене, это слово очень часто используется в этом значении. Так, например, правитель Йемена Абраха в летописи, составленной в 542-543 годах н.э, которую он приказал составить после ремонта большой Марибской плотины, это слово вновь употребляется в значении “водохранилище, плотина”. В таком случае выражение “сейль уль-арим” означает " наводнение, произошедшее в результате разрушения плотины". “...и Мы наказали их разрывом плотины и взамен двух [прежних] садов дали два [новых], с горькими плодами, тамариском да лотосами кое-где. (Сура “Саба'“; 34: 16) Иными словами, вся страна была разрушена в результате наводнения, произошедшего после того, как плотина (водохранилище) была разрушена. Были разрушены каналы, которые сабеяне провели среди гор, возведя плотины, нарушилась вся оросительная система. В итоге страна, что “была, словно сад”, превратилась в болотистую местность с зарослями дикой травы, где не осталось ничего съестного, кроме мелких плодов карликовых деревьев”. На колоннах, обнаруженных археологами, видны надписи, написанные на языке сабеян. Археолог Вернер Келлер, христианин по вероисповеданию, автор книги “ И все же Библия была права ” (Und Die Bibel Hat Doch Recht) констатирует, что это наводнение произошло в точности в соответствии с описанным в Коране, и пишет: Факт существования когда-то такой плотины, ее разрушения и нанесения урона целому городу-государству, несомненно, подтверждается, так что события, упомянутые в Коране об обладателях садов, в действительности когда-то имели место. После бедствия, вызванного прорывом плотины, район стал превращаться в пустыню, а с исчезновением плодородных угодий сабеяне лишились и главного источника своего дохода. Народ, не ответивший призыву своего Господа уверовать и вознести Ему хвалу, отказаться от гордыни и превознесения, в конце концов, был наказан и лишен всех дарованных им благ. НАРОД ХИДЖР Из всех упомянутых в Коране народов о самудянах, пожалуй, сохранилось более всего информации. Из исторических источников доподлинно известно о существовании народа Самуд. Предполагается, что народы Хиджр и Самуд, упоминаемые в Коране, являются одним и тем же народом, ибо другой этноним самудян - " Асхаб-и Хиджр". В этом случае слово " Самуд" является собственно этнонимом народа, а Хиджр – название одного из крупнейших городов, построенных ими, что соответствует и описаниям древнегреческого географа Плиния, который писал, что местами поселения самудян являются города Доматха и Хегра, то есть земли современного города Хиджр. Самыми древними из известных источников, упоминающих о самудянах, являются военные летописи Вавилона (8-й век до н.э.), где повествуется о царе Вавилона Саргоне II-ом, одержавшем победу над самудянами. Саргон разбил их во время похода в Северную Аравию. Об этом народе упоминают также и древние греки; в работах Аристотеля, Птолемея и Плиния этот народ известен как " Thamudaei", то есть " Самудяне". Ко времени же рождения Пророка Мухаммада (с.а.с), т.е. примерно к 400 – 600 гг. н.э. от некогда могущественной цивилизации самудян не осталось и следа. Истинно, и обитатели Аль Хиджры сочли посланников лжецами. Мы им Свои знамения явили, они ж от них отвращались. Они высекали в скалах для себя дома, и думали, что в безопасности. Но на заре их нестерпимый вопль настиг, и все, что приобрели они, не хватило им, (чтобы спастись). Существование упомянутых в Коране самудян ныне исторически доказанный факт, который подтверждается множеством археологических находок. И сегодня в долине Петра, что на территории современной Иордании, мы можем увидеть блестящие образцы высокоразвитой каменной архитектуры, сохранившейся со времен некогда могущественной цивилизации самудян. В этой связи важно вспомнить и аят Корана, в котором сообщается о непревзойденном мастерстве самудян в обработке камня и строительстве. (И сказал Салих своему народу:) “Вы вспомните, Он вас поставил преемниками народа Ад и поместил вас на земле, где вы в долинах строите себе дворцы и замки и иссекаете себе дома из скал. Так помните (обо всех) милостях Аллаха и не ходите по земле, бесчинствуя на ней и сея смуту”. (Сура “Аль А'араф”, 7: 74)
|