![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие Локус контроля и уверенность в себе 2 страница
- Проанализировать результаты исследования контрольной и экспериментальной групп после проведения тренинга; - Сравнить результаты исследования по двум группам до и после проведения тренинга. 5. Заключительный этап. Цель: составить рекомендации для педагогов и родителей по развитию уверенности в себе у юношей и девушек 14-15 лет ГОУ Гимназии №74. 1.2. Описание базы и выборки исследования Исследование проводилось на базе ГОУ Гимназии №74 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Болотная, д. 6. Гимназиями в Санкт-Петербурге традиционно являлись учебные заведения гуманитарной направленности, дающее в то же время широкое общее образование. Из этих учебных заведений всегда выходили выпускники с прочными знаниями, развитым интеллектом, высоким уровнем воспитанности. Эти люди прекрасно знали историю России, русскую и зарубежную литературу, писали стихи и прозу, свободно говорили на нескольких языках. ГОУ Гимназия №74 Выборгского района г. Санкт-Петербурга старается сохранить устоявшиеся традиции. В Гимназии № 74 обучением и воспитанием 665 учащихся (25 классов) занято 77 сотрудников: учителя, психолог, методисты, социальный педагог, воспитатели группы продленного дня, ученые и преподаватели Санкт-Петербургского Государственного университета и РГПУ им. А.И. Герцена. В числе педагогов гимназии в 2013/2014 учебном году: • Доктора наук – 1 человек; • Кандидаты наук – 7 человек; • Учителей высшей категории – 49 человек; • Учителей I категории – 9 человек; • Учителей II категории – 2 человека. В исследовании приняли участие 28 юношей и девушек (10 юношей и 18 девушек), все учащиеся 8А класса, 14 из которых (5 юношей и 9 девушек) приняли участие в представленном в данной дипломной работе психологическом тренинге (экспериментальная группа), а 14 (5 юношей и 9 девушек) других испытуемых не участвовали в психологическом тренинге и составили собой контрольную группу. Более подробные сведения о участниках дипломного исследования представлены в таблице 1. Таблица 1. Характеристика выборки дипломного исследования .- только имена, фамилии убрать!
Выборка двух групп представлена юношами и девушками в возрасте от 14-ти до 15 лет. При сравнении экспериментальной и контрольной групп существенных различий не было выявлено. Психологическое исследования было согласовано с администрацией Гимназии №74 и проводилось под контролем школьного психолога. 1.3. Описаниепсиходиагностическогокомплексаметодик, использованныхвдипломномисследовании Первая методика, которая была применена в данном исследовании, это Тест «Уровень субъективного контроля» (Дж.Роттер) (Приложение 1). Тест состоит из 44 утверждений, с которыми обследуемый может согласиться (+) или не согласиться (-). Для исследовательских целей предусмотрен ответ по шестибалльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой " +3" означает «полностью согласен», а «-З» — «совершенно не согласен». Методика, предназначена для диагностики интернальности-экстернальности. Возраст испытуемых без ограничений. С помощью опросника осуществляется измерение интернальности-экстернальности по следующим шкалам: 1. Шкала общей интернальности 2. Шкала интернальности в области достижений 3. Шкала интернальности в области неудач 4. Шкала интернальности в семейных отношениях 5. Шкала интернальности в области производственных отношений 6. Шкала интернальности в области межличностных отношений 7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Область применения: рекомендуется использование в клинической психодиагностике, семейных консультациях, для изучения эффективности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии. Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком. В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей. Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5, 5 стенов). Показатель выше 5, 5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5, 5 — об экстернальном. Вторая методика - Методика «Доминирующее состояние» (Л.В. Куликов) (Приложение 2). Назначение данной методики – определение характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния. Определение характеристик состояния осуществляется с помощью самооценок тестируемого. Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывающих признаки, которые характеризуют состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением даётся по семибальной шкале. Это позволило сделать опросник многопараметрическим, но с небольшим количеством пунктов. Краткость опросника и отсутствие «неудобных» утверждений позволили использовать его в массовых обследованиях различных возрастных и социальных групп здоровых людей и имеющих нервно-психические расстройства. Полный вариант методики имеет следующие шкалы: шкала Ак: «активное/пассивное отношение к жизненной ситуации», характеризует степень активности отношения к жизненной ситуации; шкала Бо: «бодрость/уныние»; шкала То: «тонус высокий/низкий»; шкала Ра: «раскованность/напряжённость», шкала степени напряжения; шкала Сп: «спокойствие/тревога»; шкала Ус: «устойчивость/неустойчивость эмоционального тона»; шкала Уд: «удовлетворённость/неудовлетворённость жизни в целом»; шкала По: «положительный/отрицательный образ самого себя». Обработка данных по этой методике заключается в суммировании написанных обследуемым баллов во всех пунктах, входящих в соответствующую шкалу. Третья методика - Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) (Приложение 3). Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: - глобальное самоотношение; - самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; - уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Опросник включает следующее шкалы: Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. Шкала I – самоуважение. Шкала II – аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого. Шкала 1 – самоуверенность. Шкала 2 – отношение других. Шкала 3 – самопринятие. Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность. Шкала 5 – самообвинение. Шкала 6 – самоинтерес. Шкала 7 – самопонимание. Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя. Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе») Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. При обработке данных показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %). 1.4. Методыматематическойстатистики Методы математической статистики представлены коэффициентом Колмогорова-Смирнова, который «считается наиболее состоятельным для определения степени соответствия эмпирического распределения нормальному», критериями U-Манна – Уитни и Т-Вилкоксона. Коэффициент Колмогорова-Смирнова позволяет выяснить нормальность распределения данных. Он рассчитывается с помощью компьютерных программ, так как вычисление вручную является громоздким. Критерий U-Манна – Уитни является самым популярным и чувствительным непараметрическим критерием. Он позволяет выяснить, насколько пересекаются два ряда значений, измеренных на двух независимых выборках. Для этого, полученные значения ранжируются и подставляются в формулу. Фактически, критерий U-Манна – Уитни – это общее число тех случаев, когда при попарном сравнении одни величины превосходят другие, и он отражает степень совпадения рангов вычисленных величин. Критерий Т-Вилкоксона является наиболее чувствительным непараметрическим критерием для зависимых выборок. Он основан на ранжировании абсолютных разностей пар переменных, и расчёте вероятностей получения минимальной из этих разностей. Для проведения расчётов методами математической статистики использована компьютерная программа IBM SPSS (PASW) Statistics 13 Fix Pack 1 + AMOS 13. Statistical Package for the Social Sciences («статистический пакет для социальных наук»), год выпуска: 2009. Это полнофункциональная аналитическая система, ориентированная для решения бизнес - и исследовательских задач, предназначенная для проведения прикладных исследований в социальных науках.
2.5. Описаниепсихологическоготренингапоразвитиюуверенностивсебеуюношейидевушек14-15 лет Тренинг рассчитан на юношей и девушек 14-15 лет. Занятия распределены на 5 дней, каждый день юноши и девушки занимаются по 3 часа после уроков в классной комнате. Общая временная продолжительность тренинга – 15 часов. Цель тренинга: развитие уверенности в себе. Задачи: - отработать навыки самопризентации; - отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции; - развить умение находить подход к людям; - повысить самоуважение и аутосимпатию; - снизить страх перед выступлениями через преодоления самообвинений и застенчивости. План тренинга: 1 ДЕНЬ: - Упражнение «Здравствуйте! Чаще всего я мечтаю….» (40 минут). Цель: поддержать у старшеклассников позитивное принятие себя. - Упражнение «Контраргументы» (1 час). Цель: предоставить возможность юношам и девушкам по-новому взглянуть на свои недостатки и достоинства. - Упражнение «Мое имя» (40 минут) Цель: стимулировать принятие своего имени как своей «визитной карточки». - Упражнение «Рукопожатие» (10 минут) Рефлексия за день: 40 минут. Общее время: 3 часа. 2 ДЕНЬ: - Упражнение «Здравствуйте! Мне нравится быть…» (40 минут) Цель: поддержать у старшеклассников позитивное принятие себя. - Упражнение «Пиктограмма» (1 час) Цель: стимулировать понимание своего «идеального» представления о себе в группе. - Упражнение «Мой сосед справа» (40 минут) Цель: дать возможность юношам и девушкам посмотреть на себя глазами своих одноклассников. - Упражнение «Рукопожатие» (10 минут) Рефлексия за день: 40 минут. Общее время: 3 часа.
3 ДЕНЬ: - Упражнение «Здравствуйте! А Вы не знаете, что я …» (40 минут) Цель: поддержать у старшеклассников позитивное принятие себя и окружающих. - Упражнение «Самохарактеристика» (1 час). Цель: дать возможность юношам и девушкам посмотреть на себя глазами своих одноклассников. - Упражнение «Открытые ассоциации» (40 минут) Цель: Цель: дать возможность юношам и девушкам посмотреть на себя глазами своих одноклассников. - Упражнение «Рукопожатие» (10 минут) Рефлексия за день: 40 минут. Общее время: 3 часа. 4 ДЕНЬ: - Упражнение «Здравствуйте! У меня хорошо получается…» (40 минут) Цель: отработать навык самопрезентации. - Упражнение «Когда мои друзья со мной» (1 час 40 минут) Цель: формирование уверенности в себе через ощущение поддержки, закрепить в системах восприятия. - Упражнение «Рукопожатие» (10 минут) Рефлексия за день: 40 минут. Общее время: 3 часа. 5 ДЕНЬ: - Упражнение «Здравствуйте! В будущем я хотел(а) бы…» (40 минут) Цель: отработка умений найти аргументы в пользу своей позиции. - Упражнение «Разные ответы» (1 час) Цель: стимулировать понимание проблемы уверенности, упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов. - Упражнение «По душам» (40 минут). Цель: развить умение находить подход к людям. - Упражнение «Рукопожатие» (10 минут) Рефлексия за день: 40 минут. Общее время: 3 часа. Общее время за 5 дней: 15 часов.
Выводыпоглаве2: 1. Был разработан психологический тренинг по развитию уверенности в себе для юношей и девушек 14-15 лет общей продолжительностью 15 часов. Он был разделен на 5 дней по 3 часа. 2. Исследование проводилось на базе ГОУ Гимназии №74 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Болотная, д. 6. 3. В исследовании приняли участие 28 юношей и девушек в возрасте 14-15 лет (10 юношей и 18 девушек), все учащиеся 8А класса, 14 из которых (5 юношей и 9 девушек) приняли участие в представленном в данной дипломной работе психологическом тренинге (экспериментальная группа), а 14 (5 юношей и 9 девушек) других испытуемых не участвовали в психологическом тренинге и составили собой контрольную группу. При сравнительном анализе двух групп (экспериментальная и контрольная) отличий выявлено не было. 4. В данном исследовании применялась методика «Уровень субъективного контроля» (Дж.Роттер), предназначенная для диагностики интернальности-экстернальности. С помощью опросника осуществляется измерение интернальности-экстернальности по следующим семи шкалам: 1. Шкала общей интернальности 2. Шкала интернальности в области достижений 3. Шкала интернальности в области неудач 4. Шкала интернальности в семейных отношениях 5. Шкала интернальности в области производственных отношений 6. Шкала интернальности в области межличностных отношений 7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. 5. В исследовании также применялась методика «Доминирующее состояние» (Л.В. Куликов), предназначенная для определения характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния. Данная методика имеет восемь (?) шкал. шкала Ак: «активное/пассивное отношение к жизненной ситуации», характеризует степень активности отношения к жизненной ситуации; шкала Бо: «бодрость/уныние»; шкала То: «тонус высокий/низкий»; шкала Ра: «раскованность/напряжённость», шкала степени напряжения; шкала Сп: «спокойствие/тревога»; шкала Ус: «устойчивость/неустойчивость эмоционального тона»; шкала Уд: «удовлетворённость/неудовлетворённость жизни в целом»; шкала По: «положительный/отрицательный образ самого себя». 6. С целью исследования (чего?) исследовании также применялся тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Тест опросник самоотношения (ОСО), построенный в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Опросник включает следующее шкалы: Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. Шкала I – самоуважение. Шкала II – аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес.
Глава3. Исследованиеспособностипсихологическоготренингаразвитьхарактеристикиуверенностивсебеуюношейидевушек14-15 лет 3.1. Сравнительныйанализрезультатовисследованиявэкспериментальнойиконтрольнойгруппахдопроведенияпсихологическоготренинга В таблице 2 представлены результаты исследования уровня субъективного контроля у юношей и девушек из экспериментальной группы до психологического тренинга. Таблица 2. Результаты исследования уровня субъективного контроля в экспериментальной группе до тренинга.
Где: Ио – общая интернальность Ид – интернальность в области достижений Ин – интернальность в области неудач Ис – интернальность в семейных отношениях Ип – интернальность в области производственных отношений Им – интернальность в области межличностных отношений Из – Интернальность в отношении здоровья к болезни В таблице 3 представлены результаты исследования уровня субъективного контроля у юношей и девушек из контрольной группы до психологического тренинга. Таблица 3. Результаты исследования уровня субъективного контроля в контрольной группе до тренинга.
Где: Ио – общая интернальность Ид – интернальность в области достижений Ин – интернальность в области неудач Ис – интернальность в семейных отношениях Ип – интернальность в области производственных отношений Им – интернальность в области межличностных отношений Из – Интернальность в отношении здоровья к болезни При проверке распределения результатов исследования уровня субъективного контроля использовался статистический Критерий для двух независимых выборок Колмогорова-Смирнова. Для подсчетов использовались «сырые» данные результатов исследования (Приложение 5). Из полученных данных в результате проведенного исследования уровня субъективного контроля до тренинга по всем характеристикам, значение двух сторон р≥ 0, 05 из чего можно сделать вывод, что результаты по двум выборкам распределены нормально. Для статистической проверки равенства средних значений в двух независимых выборках (экспериментальная и контрольная группа) был выбран статистический Т-Критерий Стьюдента. В результате анализа полученных данных по статистическому Т-Критерию Стьюдента значение двух сторон р≥ 0, 05, из чего мы можем сделать вывод, что значимых различий между экспериментальной группой и контрольной по результатом исследования субъективного контроля нет (Приложение 6). По шкале общей интернальности (Ио) в двух группах высокий показатель, соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Вопрос " как управлять жизнью? " перед ними не встает - потому что они понимают взаимосвязь приложенных усилий с полученными в итоге результатами. По шкале интернальности в области достижений (Ид) среднее значение по двум группам ниже среднего. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам—везению, счастливой судьбе или помощи других людей. По шкале интернальности в области неудач (Ин) показатели выше среднего значения по двум группам. А высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях, что мы можем предположить, характерно испытуемым. По шкале интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели по этой шкале означают, что испытуемые скорее посчитают себя ответственными за события их семейной жизни, чем кого-либо другого. По шкале интернальности в области производственных отношений (Ип) в двух группах на высоком уровне. Высокий Ип свидетельствует о том, что девушки и юноши считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. По шкале интернальности в области межличностных отношений (Им) в двух группах высокие показатели. Высокий показатель Им свидетельствует о том, что девушки и юноши считают себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. По шкале интернальности в отношении здоровья к болезни (Из) в двух группах высокие показатели. Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемые считают себя в немалом ответственными за свое здоровье: если они больны, то обвиняют в этом самих себя и полагают, что выздоровление в немалом зависит от их действий. Наглядно результаты исследования уровня субъективного контроля в двух группах до тренинга представлены на следующей диаграмме (Рисунок 1).
Где: Ио – общая интернальность Ид – интернальность в области достижений Ин – интернальность в области неудач Ис – интернальность в семейных отношениях
|