Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные обязанности человека и гражданина в России и зарубежных странах

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России (" Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.
1) Равенство обязанностей (ч.2 ст.6)
Касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.
Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).
2) Соблюдение Конституции и законов (ч.2 ст.15)
Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.
Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.
3) Уважение прав и свобод других лиц (ч.3 ст.17)
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.
4) Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч.2 и 3 ст.38
Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их.воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.
5) Получение основного общего образования (ч.4 ст.43)
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования. Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.
Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.
6) Забота о памятниках истории и культуры (ч.3 ст.44)
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.
7) Уплата налогов и сборов (ст. 57)
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.
Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
8) Сохранение природы и окружающей среды (ст.58)
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: " Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам".
Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.
9) Защита Отечества (ст.59)
Конституция РФ объявляет защиту Отечества " долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации". В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина " встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.
Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон " О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.).

Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

36) Форма государственного устройства.

Понятие: совокупность основных способов организации устройства и осуществления государственной власти.

Виды:

- унитарное – простое единое государство, не имеющее в своем составе иных гос. Образов, административно-тер. единицы не имеют политической самостоятельности.

1) единые, общие для всей страны высшие представительные и сд. Органы;

2) действует одна конституция и единая система законодательства;

3) составные части унитарного государства не обладают гос. суверенитетом

- региональная форма – государство состоит из автономных образований.

- федеративное – добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, субъекты которого имеют определенную степень самостоятельности.

1) субъекты федерации наделены собственными властными полномочиями.

2) двухканальная система налогообложения.

3) законодательный орган состоит из 2-х палат в одной из которых представлены ее субъекты.

4) субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, судебные органы.

(ОСОБЕННОСТЕЙ В РФ НЕ НАШЛА)

37) 1.Западно-европейская. (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария). «Старые» з.-е. демократии с длительными традициями самоуправления, устойчивым отношением между государством и этнической идентичностью (Испания, Италия)

2. Северо-американский тип (США, Канада, Австралия). Переселенческие федерации, созданные снизу, мало связанные с этническими и социальными различиями. Высокая децентрализация гос. власти.

3. Латино-американский (Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла). Переселенческие федерации, созданные сверху в результате распада Испанской и Португальской империй. Ассиметричные, не связанные с этническими различиями, высокаяцентрализованность гос. власти и развитое местное самоуправление субъектов.

4. Островной. Молодые островные федерации, созданные в результате распада колон. Империи, ассиметричные и слабо интегрированные.

5. Афро-азиатский. (Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР) Молодые, устойчивые, централизованные федерации, созданные сверху на базе компромисса между элитами регионов. Высоко ассиметричные федерации авторитарного режима.

6. Нигерийский (Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма) Высоко централизованные федерации, возникшие в результате колонизации. Ассиметричные со слабым самоуправлением субъектов.

7. Российская. Ассиметричные субъекты (ст.5 К РФ)

38) Государственный суверенитет – способность гос. власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотоношениях с другими странами. Верховенство и независимость гос. власти внутри своей территории и по отношению к другим гос-вам.

Гарантии: Суверенитет России выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за нею Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных сил; право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями народного хозяйства, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары.

Национальный суверенитет – право каждой нации на самоопределение, свобода права выбирать свою гос.-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями.

Народный суверенитет – верховенство народа в государстве, народ рассматривается как законный и единственный носитель суверенитета.

39) Конституционно-правовой статус РФ.

-РФ – суверенное гос-во, обладающее всей полнотой гос. власти на всей своей территории, кроме полномочий субъектов РФ.

- территориальное единство

- единое гражданство

- наличие общих органов гос. власти для всей федерации

-гос язык, символика, единая денежная единица

-единая законодательная система

-наличие собственности и управление ей

-единое экономическое пространство и налоговая система

- собственные исключительные предметы ведения РФ

40) Конституционно-правовой статус субъектов РФ – совокупность прав и субъектов РФ как субъекта конституционно-правовых отношений.

- свой устав и законодательство

-имеет свою территорию

-своя система органов гос. власти

-своя символика

-предметы ведения

-наличие собственности субъекта

-своя кредитная, финансовая, налоговая системы

-нет права на сецессию

41) Предметы ведения Российской Федерации — объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства — закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал