Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории и перспективы модернизации (Доклад за 2003 г.)
Раздел I. Обзор доклада Всемирная модернизация прошла путь длиною около 240 лет, считая от 60-х гг. XVIII века, в Китае же этот срок — на сто лет меньше. Однако систематические теоретические исследования процесса модернизации начались только в 1950-х гг. XX века. В этом докладе сделана попытка провести краткий обзор всех исследований, касающихся модернизации, проведенных во второй половине ХХ века, проанализировать крупные достижения Китая за последние пятьдесят лет и оценить перспективы модернизации в Китае и мире в первой половине XXI столетия. I. Исследования в области модернизации во второй половине ХХ века В теоретических исследованиях в области модернизации второй половины 20 века можно выделить примерно три периода (таблица VI.1). Первый период продолжался с 1950-х по 1960-е гг., главным его итогом стала классическая теория модернизации. Второй период был связан с исследованиями 1970-х и 1980-х, критически осмысливавших и дополнявших классическую теорию модернизации, а также возникновение постмодернизма и теорий постмодернизации. Третий период, относящийся к научным изысканиям 1980-х и 1990-е гг., принес новые теории — такие как теория экологической модернизации, теория рефлексивной модернизации, теория множественных модернити, теория вторичной модернизации и т. д. Таблица VI.1. Три волны всемирных исследований модернизации
|
Источник. He 2003 П1. |
1. Классическая теория модернизации
Классическая теория модернизации есть теоретическая интерпретация всемирной модернизации со времен промышленной революции XVIII века. Однако разные ученые понимают модернизацию неодинаково. В целом, под этим словом понимаются существенные изменения, произошедшие в обществе со времен Промышленного переворота. Они включают в себя исторический процесс и его изменения — переход от традиционной экономики к современной экономике, от традиционного общества к современному обществу, от традиционной политики к современной политике и от традиционной цивилизации к современной цивилизации. Модернизация касается как социальных изменений в странах-первопроходцах, так и преобразований в странах, только старающихся достичь высокого уровня развития. Классическая модернизация — исторический процесс, тесно связанный с переходом от традиционного аграрного общества к современному индустриальному, а также и с тем, как отстающие в развитии страны стремятся догнать тех, кто обогнал их в развитии, за счет индустриализации. В своей книге «Новый взгляд на модернизацию» профессор Пекинского университета Ло Жунцю и отмечает, что поскольку это специфический процесс развития современного человеческого общества, вполне оправданно считать достижение высокоразвитого индустриального общества одним из главных показателей завершения модернизации И.
Классическая теория модернизации проливает свет одновременно на характерные черты и законы модернизации, а также и на ее результат — состояние модернизированности, что, как ясно из названия, является статусом и характерной чертой индустриальных стран, уже завершивших модернизацию. В 70-х годах прошлого века профессор С.П. Хантингтон из Гарвардского университета отметил, что процесс модернизации обладает девятью главными чертами [3]:
(1) Модернизация — революционный процесс.
(2) Модернизация — комплексный процесс.
(3) Модернизация — систематический процесс.
(4) Модернизация — глобальный процесс.
(5) Модернизация — долгосрочный процесс.
(6) Модернизация — процесс, включающий многие стадии.
(7) Модернизация — конвергентный процесс.
(8) Модернизация — необратимый процесс.
(9) Модернизация — прогрессивный процесс.
В том, что касается переходов, модернизация дается болезненно и дорогой ценой. Однако в долгосрочной перспективе она повышает культурное и материальное счастье людей [3].
Даже несмотря на тот факт, что многие ученые придерживаются разных взглядов на модер- низированность, можно выделить некоторые общие черты. Модернизированность по-разному проявляется в разных областях, таких, как политическая демократизация, экономическая индустриализация, социальная урбанизация, религиозная секуляризация, концептуальная рационализация, модернизм и общее среднее образование.
В действительности классическая теория модернизации не является единой; это, скорее, собрание различных идей, связанных с модернизацией (рисунок VI.1). Если проводить классификацию согласно аспектам изучения, классическая теория модернизации делится на шесть ветвей: теория социальной модернизации, теория экономической модернизации, теория политической модернизации, теория индивидуальной модернизации, теория культурной модернизации и сравнительная теория модернизации. Эти теории объясняют основные черты и законы модернизации в различных областях. Если классифицировать по методам и характеристикам изучения, классическую теорию модернизации можно разделить на шесть школ: школу структурного функционализма, школу процессов, школу поведения, школу экспериментов, школу синтеза (историческую) и школу футуризма. Эти школы отражают понимание и анализ модернизации с разных точек зрения. Шесть ветвей и школ классифицируются по определенным понятиям, и все имеют собственных представителей в научной среде. В классической теории модернизации основными объектами исследования являются страны, в то время как теория зависимостей и теория мир-систем в целом фокусируются на международных отношениях. Обе последние являются одним из видов критики и одновременно важными дополнениями к классической теории модернизации.
2. Теория постмодернизации
Теория постмодернизации попала в поле зрения людей в 70-х годах прошлого века и привлекла большое внимание развитых индустриальных стран. В то время как классическая теория модернизации описывает наш индустриализованный мир, теория постмодернизации рассматривает последующее развитие. Теория постмодернизации не является полностью теоретической системой. Скорее, это собрание идей, зародившихся в результате исследований постмодернизирован- ного общества, постмодернизма и постмодернизации.
Американский ученый Д. Белл описывает постиндустриальное общество с пяти точек зрения [4]. (1) Экономический аспект: переход от экономики, ориентированной на производство, к экономике, ориентированной на предоставление услуг. (2) Распределение по профессиональному признаку: профессиональный и технологический персонал являются наиболее важным классом. (3) Принцип центральной оси: теоретические знания занимают центральную позицию и служат источником социальных инноваций и формирования политики. (4) Направленность на будущее: контроль над технологическим развитием. (5) Принятие решений: создание новых «технологий мышления».
В то время как постиндустриальное общество представляет собой экономический и социальный портрет теории постмодернизации, постмодернизм отражает существенные культурные различия между постмодернизмом и классической модернизацией. Книга «Состояние постмодерна», опубликованная французским ученым Жаном-Франсуа Лиотаром в 1979 г. [5], послужила отправной точкой постмодернистских исследований. Постмодернизм основан на рефлексии и критике проблем и ограничений модернизма, состояния модернити и движения, связанного с модернизацией.
Рисунок VI.1. Структура классической теории модернизации [1] |
Согласно теории постмодернизации, переход от традиционного общества к современному (от аграрного к индустриальному) является модернизацией, а переход от общества модерна к постмодерному обществу (от индустриального к постиндустриальному) — постмодернизацией. Переход от модернизации к постмодернизации также включает в себя большое количество значительных изменений в области политики, экономики, вопросах пола, семьи и религиозных концепциях. Если главной целью модернизации является экономический рост, то главной целью постмодернизации является максимальное увеличение уровня личного счастья индивидов. В областях специализации, секуляризации и индивидуализации постмодернизация служит продолжением модернизации. Как сказал немецкий ученый У. Бек, постмодернизация является «вторым Просвещением» [6].
3. Новые теории модернизации
В 1980-х и 1990-х гг. волна исследований модернизации несколько спала, но при этом они вызывали большое количество новых идей. Например, немецкий ученый профессор Дж. Хубер построил теорию экологической модернизации (1985), профессор У. Бек создал теорию рефлексивной модернизации [8] (1986), а Хэ Чуаньци, профессор из Китайской академии наук, создал теорию вторичной модернизации 19—111 (1998).
Согласно Хуберу [12], теория экологической модернизации служит поддержкой использования человеческой мудрости при координировании развития экономики и экологии. Теория экологической модернизации обладает следующими основными положениями. (1) Она рассматривает современную науку и технику в качестве главных механизмов экологических преобразований, но в то же время делает большой акцент на важности при этих изменениях экономических и рыночных сил. (2) Для работы с ресурсами и рисками, следует создать отдельное экологическое управление, которое бы стояло выше различных конфликтов интересов и разрешало бы противоречия, возникающие между экономическим развитием и экологией с выгодой для обеих сторон. (3) Экологические вызовы следует воспринимать одновременно как кризисы и как возможности, а снижение загрязнений окружающей среды — как инструмент повышения экономической конкурентоспособности. (4) Экологическая политика должна быть продумана на несколько шагов вперед, с учетом соответствующих принципов и долгосрочных перспектив структурных изменений в сфере потребления и производства. (5) Теория экологической модернизации учитывает принцип промышленной экологии, отстаивая возможность создания основанной на участии стратегии в области окружающей среды и формирования экологического общества.
Согласно Беку 1131, современный мир находится в состоянии перехода от индустриального общества к обществу рисков. Общество риска представляет такую фазу развития современного социума, когда социальные, политические, экономические и личные риски становятся все менее предотвратимыми и не контролируются механизмами, созданными в индустриальном обществе. Переход от индустриального общества к обществу рисков называется рефлексивной модернизацией. Теория рефлексивной модернизации включает следующие основные положения. (1) Всемирная модернизация состоит из двух периодов — простая (ортодоксальная) модернизация, и рефлексивная. (2) Простая модернизация осуществляется для создания современного индустриального общества, а рефлексивная — как средство противодействия ему. Индустриальное общество является результатом общей модернизации, в то время как общество рисков является результатом рефлексивной модернизации. (3) В новую эру один тип модернизации полностью устраняет другой, что и называется рефлексивной модернизацией. Последняя модернизирует общую модернизацию. (4) Переход от одной социальной эры к другой может быть осуществлен с помощью неполитических мер, не проработанных заранее и принятых в результате обсуждения. (5) Модернити индустриального общества — это общая модернити, а модернити общества рисков — это рефлексивная модернити. Общая модернити является первичной, а рефлексивная — вторичной.
4. Теория вторичной модернизации
Теория вторичной модернизации — это одновременно теория общей модернизации и теория развития цивилизации. Она обладает следующими основными положениями М.
(1) Понятие модернизации связано с существенными изменениями, произошедшими в обществе со времен Промышленной революции XVIII века. Она охватывает сам исторический процесс и его изменения — переход от традиционной к современной экономике, от традиционного к современному обществу, от традиционной к современной политике и от традиционной культуры к современной ее форме. Модернизация касается международного соревновательного процесса, в ходе которого различные страны стремятся наверстать упущенное, достичь и удержать уровень развития, соответствующий высоким мировым стандартам.
(2) Всемирная модернизация — длительный исторический процесс. Его ход с XVIII и до конца XXI века, можно условно разделить на два периода. Под первичной модернизацией понимается переход от аграрных к индустриальным — эре, экономике, обществу и цивилизации. Под вторичной — переход от индустриальных эры, экономики, общества и цивилизации к эре, экономике, обществу и цивилизации знаний. Цивилизация знаний тесно связана с обществом знаний. Вторичная модернизация не является конечной точкой развития человечества, в дальнейшем будут происходить и другие преобразования.
(3) Две модернизации тесно связаны друг с другом. В одном и том же регионе или государстве первичная модернизация закладывает материальные и социальные основы вторичной. Во многих аспектах вторичная модернизация является противоречащей и нивелирующей первичную, но во многих других — развивает начатое ей и продолжает ее. Во многих отношениях вторичная модернизация является развитием инновационных идей. Координируемое развитие двух модернизаций называется интегрированной модернизацией. Обе они регулярно взаимодействуют друг с другом в разных странах и регионах.
(4) Две модернизации подчиняются разным законам и обладают различными чертами. Основными характеристиками первичной модернизации являются индустриализация, урбанизация, демократизация, институционализация, концентрация, социальное благополучие, мобильность, специализация, дифференциация и интеграция, рационализация, секуляризация, средства массовой информации, общее начальное образование и т. п. Основными характеристиками вторичной модернизации — интенсификация знаний, сетевое взаимодействие, информатизация, глобализация, децентрализация, инновации, индивидуализация, диверсификация, экологизация, демократия, рациональность, общее высшее образование, и т. п. В ходе проведения первичной модернизации главной целью является развитие экономики с целью удовлетворения материальных потребностей граждан и обеспечения экономической безопасности. В ходе проведения вторичной модернизации основной упор делается на повышение качества жизни с целью удовлетворения потребности людей в счастье и самовыражении. Качество материальной жизни может сводиться к чему-либо одному, но духовная и культурная жизнь должны быть разнообразны.
(5) В разных странах и регионах две модернизации начинаются и заканчиваются в разные моменты времени. Развитые страны давно завершили первичную модернизацию и приложили максимум усилий к достижению вторичной. Развивающиеся страны начали первичную модернизацию в разное время, и не имеют четких сроков ее окончания. Однако в связи с растущей потребностью во вторичной модернизации, они, по сути, не имеют иного выбора, как проводить и первичную, и вторичную одновременно. В этой ситуации рациональнее будет идти по пути интегрированной модернизации, поскольку она является координируемым процессом одновременного проведения обеих.
С позиции теории вторичной модернизации первичная является по сути классической, тогда как вторичная — новой и незавершенной. В некотором смысле, если постмодернизация служит отражением перехода от первичной к вторичной модернизации, то теория постмодернизации таким же образом отражает концептуальный переход от классической к теории вторичной модернизации. Теории экологической и рефлексивной модернизации можно рассматривать как разные концептуальные интерпретации вторичной модернизации.