Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Стратегические соображения об экологической модернизации Китая






Начальная фаза всемирной экологической модернизации совпала с периодом реформ и завер­шением самоизоляции Китая, во время которых индустриализация и урбанизация в стране росли высокими темпами. Соответственно, экологическое давление, вызванное промышленной модернизацией и защитой окружающей среды, необходимой для экологической модерниза­ции, преподнесло Китаю двойной вызов. Перед нами открывались три пути. Первый заклю­чался в том, чтобы пойти по проторенной развитыми странами дороге: сначала загрязнение окружающей среды, затем контроль над ним и далее переход к «чистому» производству. При выборе второго варианта можно было сразу пойти путем развитых стран и начать экологиче­скую трансформацию, необходимую для проведения соответствующей модернизации. Третий вариант заключался в выборе интегрированной экологической модернизации, при которой эко­логичные индустриализация, урбанизация и экологическая модернизация скоординированно продвигались бы вперед. В свете международной обстановки и условий в стране, нам представ­ляется наиболее рациональным интегрированный путь. При его выборе Китай достигнет сред­него уровня экологической модернизации по мировым стандартам к 2050 г.

1. Международное сравнение экологической модернизации Китая

Во-первых, сравним значения 121 показателя в Китае с мировым уровнем. В 2001 г. 15 показате­лей Китая, включая пригодную для культивации почву в расчете на душу населения и долю рас­ходов на экологию в ВВП, были близки к значениям в развитых странах. 13 показателей, включая долю питьевой воды в городах, примерно совпадали со средним уровнем по миру. 40 показате­лей, включая производительность земли и уровень загрязненности городского воздуха, более чем в пять раз отставали от показателей в развитых странах. 26 показателей, включая интенсив­ность потребления энергии в производстве и долю оздоровительных учреждений, расположен­ных в сельской местности, отставали от значений в развитых странах в два раза. 40 показате­лей, включая уровень утилизации городских отходов, отставали от показателей развитых стран менее, чем в два раза. Во всех случаях имеется в виду относительный отрыв.

Во-вторых, сравним значения 24 основных экологических показателей в Китае с индикато­рами в ведущих странах. На данный момент, относительный отрыв от развитых стран по трем индикаторам является более чем стократным (включая долю потребления естественных ресурсов в ВНД), по пяти индикаторам — более чем пятидесятикратным, включая производство очищен­ной воды, более чем десятикратным по четырем индикаторам, включая количество городских отходов, и более чем двукратным по 11 индикаторам, включая распространенность химического опыления в сельском хозяйстве. Например, доля потребления естественных ресурсов в ВНД в 2003 г. была в 100 раз выше, чем в Японии, Франции и Южной Корее, более чем в 30 раз выше, чем в Германии, Италии и Швеции, и более чем в два раза выше, чем в США и Великобритании. Количество городских отходов в 2002 г. было примерно в 20 раз выше, чем в Германии, в 18 раз выше, чем в Италии, в 12 — чем в Южной Корее и Великобритании, в 11 — чем в Японии и в 4 раза выше, чем во Франции и Швеции. Степень загрязненности воздуха в городах в 2002 г. в Китае была в семь раз выше, чем во Франции, Канаде и Швеции, в 4 раза выше, чем в США,

Великобритании и Австралии, и более чем в два раза превышал) данный показатель в Японии, Германии, Италии, Южной Корее и Бразилии. Уровень экологической деградации, зависевший от сельского хозяйства и животноводства, также был выше, чем в развитых странах.

В-третьих, сравним индекс экологической модернизации Китая с международными значе­ниями. Индекс экологической модернизации составлен на основе тщательной оценки 30 эколо­гических индикаторов, измеряющих экологический прогресс, экономику и общество. Он может отражать относительный уровень экологической модернизации в стране. В 2004 г., когда Китай находился на начальной стадии экологической модернизации, значение этого индекса составляло 42 балла, что было 84-м результатом из 98 ведущих стран мира или 100-м из 118 стран. Абсолютный разрыв значения индекса со средними показателями стран с высоким уровнем дохода равнялся 57 баллам. Частично это связано с тем, что Китай пребывал в это время в фазе индустриализации.

2. Десять вызовов экологической модернизации Китая

В первой половине XXI в. экологическая модернизация Китая столкнется с десятью вызовами. Первый из них заключается в повышении экологической осведомленности людей и ускорении перехода от материального общества к экологическому. Второй — ускорение экологической трансформации режима экономического развития и повышение уровня экологической эконо­мики. Третий — экологизацию способа потребления и поощрение экологичной модели потре­бления. Четвертый — формирование национальной стратегии по вопросам энергетики и пред­упреждение возможных энергетических кризисов. Пятый — создание долгосрочных механизмов упреждения и предотвращения экологических катастроф. Шестой — создание механизмов экологической компенсации и обеспечение доступа к благам модернизации для всех граждан. Седьмой — повышение уровня экологической ответственности и соответствующая ее инсти- туционализация. Восьмой — использование возможностей, которые предлагает глобализация для развития международных рынков ресурсов. Девятый — внедрение Национального плана построения экологичной окружающей среды и ускорение экологической модернизации в запад­ных регионах. Десятый — пропаганда научного подхода к развитию и построению ресурсосбе­регающего и дружественного окружающей среде общества.

Без экологической осторожности и осведомленности модернизация в данном направлении невозможна. Для ее проведения необходимы популяризация экологических знаний и повышение уровня экологической осведомленности людей. Экологические осторожность и осведомленность основаны на теориях современной экологии, науках об окружающей среде, экономических тео­риях и экологической модернизации. Их главными целями являются высокая эффективность, малое количество отходов, высокое качество, низкая плотность, отсутствие токсичных веществ и вредных факторов, чистота, безопасность, переработка, сохранение, честность, взаимовыиг­рышный результат, экологичные производство и потребление, упреждение, инновации, здоровье и забота об окружающей среде. Согласно им, те, кто загрязняют воду и воздух, должны платить за это, бенефициарии должны осуществлять надзор, люди должны нести ответственность, а нару­шители должны быть наказаны. Экологическая осторожность и осведомленность противостоят загрязнению окружающей среды и небрежному отношению к ресурсам, экологическому ущербу и чрезмерному потреблению, и всячески стремятся к окончательному разрыву связи между эконо­мическим ростом и деградацией окружающей среды, к объединению экологического и социаль­ного прогресса и к взаимовыгодному сосуществованию человека и природы.

3. Стратегические варианты экологической модернизации Китая

В последующие 50 лет экологическая модернизация Китая может совершить прорыв в трех обла­стях: экологической экономике, экобществе и экосведомленности. Приняв дематериализацию, «озеленение», экологизацию и отделение экономического роста от экологической деградации за основные цели, страна сможет в рамках модернизации осуществить экологическую транс­формацию и провести соответствующие стратегические изменения в экологическом управле­нии, переведя его из режима срочного реагирования в режим упреждения и инновационности. Мы имеем все основания предполагать, что в первой половине XXI в. для проведения экологи­ческой модернизации Китая следует осуществить следующие десять мер.

(1) Следует создать и внедрить дорожную карту экологической модернизации Китая на национальном и региональном уровне.

Дорожная карта экологической модернизации Китая представляет собой собрание стра­тегических целей и маршрутов, ведущих к ней. Ее основное содержание можно разделить на восемь частей: основной путь, стратегические цели, основные задачи, отслеживание индика­торов, отслеживание экологического прогресса, мониторинг экологической экономики, мони­торинг экологического общества и стратегические меры экологической модернизации Китая.

Во-первых, коснемся основного пути. В соответствии с принципом интегрированной эко­логической модернизации, следует приложить усилия для координации и развития экологи­ческой и интегрированной модернизаций, экологичных индустриализации и урбанизации; модернизация должна быть основана на знаниях, требуются также «озеленение», дематериали­зация и экологизация; следует также полностью отделить экономическое развитие от деграда­ции окружающей среды, и найти обоюдно выигрышные варианты для экономики и природы; Китаю следует стремиться к уровню экологической модернизации в развитых странах. Эколо­гическая модернизация Китая может достигнуть среднемирового уровня к 2050 г. и высокого по мировым стандартам в конце XXI в. (рисунок X-4).

Рисунок X.4. Три маршрута экологической модернизации в XXI веке [2]

Уровень продуктивности


Развитие цивилизацииЦивилизация, основанная на знаниях

О

Появление человечества
Структура продуктивности

 

Примечание. ПМ - первичная модернизация, включающая в себя индустриализацию, урбанизацию и т. д.

Во-вторых, рассмотрим стратегические цели экологической модернизации Китая. К 2050 г. она должна достигнуть среднемирового уровня, ее экономическое развитие должно быть пол­ностью отделено от деградации окружающей среды, сама экологическая модернизация будет в принципе осуществлена и ее уровень будет позволять отнести Китай в число лучших 40 стран мира по этому показателю. Во второй половине XXI в. будет осуществлено сведение воедино экономики и экологического прогресса, уровень модернизации станет высоким по мировым стандартам, сама экологическая модернизация будет полностью осуществлена и Китай войдет в первую двадцатку стран по этому показателю.

В-третьих, имеются основные задачи. В XXI веке нам придется справиться с тремя из них. А) Экологическая модернизация Китая должна сделать три шага вперед. Ее международный уровень должен подняться до предварительно развитого к 2020 г., до среднего — к 2050 г. и достичь высокого уровня мировых стандартов к 2100 г. B) Исторический процесс экологиче­ской модернизации в Китае должен продвинуться на три фазы. В начальной фазе он находился в 2000 г., в фазу развития он должен войти к 2030 г., в фазу расцвета — к 2050 г., и достигнуть устойчивости к 2080 г. С) Международный статус экологической модернизации в Китае должен подняться на 80 позиций. Ее индекс должен подняться на 40 позиций в первой половине XXI в. и на столько же — к концу столетия.

В-четвертых, затронем отслеживание индикаторов экологической модернизации: 36 из них касаются экологического прогресса, экономики и общества, еще по 36 — для отслеживания соци­альной и экономической модернизации соответственно. В целом, в рамках этой задачи будут использоваться 108 индикаторов.

В-пятых, отслеживание экологического прогресса: оно ведется по 12 показателям, включаю­щим в себя качество окружающей среды и земли, а также общие цели, промежуточные цели (2010—2020—2030—2040—2050 гг.) и задачи первой половины XXI в.

В-шестых, мониторинг экологической экономики: он проводится по 12 показателям, вклю­чающим в себя экологические эффективность и структуру, а также общие цели, промежуточ­ные цели (2010 — 2020 — 2030 — 2040 — 2050 гг.) и задачи первой половины XXI в.

В-седьмых, мониторинг экологического общества: здесь также используются 12 показателей, включающих в себя экологическое проживание и экологические условия для жизни, а также общие цели, промежуточные цели (2010—2020—2030—2040—2050 гг.) и задачи первой половины XXI в.

В-восьмых, перечислим стратегические меры для осуществления экологической модерниза­ции в Китае: три прорыва в экологических экономике, обществе и осведомленности; три вида планирования — секционное, географическое и технологическое; три вида безопасности — ресурсная, энергетическая и безопасность окружающей среды.

Ближайшие двадцать лет (2010 — 2030 гг.) будут критически важными для экологической модернизации Китая. В этот период в стране будут постепенно завершены индустриализация и урбанизация, численность населения вырастет до максимальных высот, и то же самое можно сказать о потребности в ресурсах и экологическом давлении. Мы рекомендуем создать эксперт­ную группу для планирования национальной и региональных стратегий экологической модер­низации на ближайшие два десятилетия.

(2) Следует создать путь экологичного развития для контроля и снижения уровня загрязне­ния окружающей среды.

Принципами такого пути являются высокая эффективность, низкий уровень отходов, высокое качество, низкая плотность населения, высокие стандарты, низкое выделение отходов, отсутствие токсичности и угроз, чистота, здоровье, взаимная выгода при сведении воедино эко­логичных индустриализации и урбанизации, а также защиты природы, и взаимовыигрышный результат для экономического роста и защиты окружающей среды.

Во-первых, рассмотрим путь экологичной индустриализации. В докладе за 2005 год пере­числены черты новой индустриализации. В их число входят интенсификация информации и знаний, экологизация и экологическая коррекция традиционной индустриализации, а также систематическая интеграция индустриализации, основанного на информации и знаниях произ­водства, экологического производства и глобализации. При применении новых стратегий инду­стриализации и при выборе пути «зеленой» индустриализации, будет снижаться экологическое давление новых отраслей производства. Экологичная индустриализация обладает десятком специфических требований и мер.

Во-вторых, рассмотрим путь экологичной урбанизации. В докладе за 2006 год описаны новые стратегии урбанизации, рекомендовано свести воедино урбанизацию, субурбанизацию, основанные на информации и знаниях города, экологические города и интернационализацию для создания экологических условий проживания, в которых центральную роль играло бы рав­новесие между городом и деревней. При применении новых стратегий урбанизации и выборе экологичного ее пути появится возможность снизить и контролировать загрязнение, исходящее от городов. Экологичная урбанизация также обладает десятком специфических требований и мер.

В-третьих, одновременно со всем этим следует осуществлять другие экологические проекты: проект экологического проживания, проект экологичного потребления и т. п.

(3) Следует продолжать развивать программы контроля загрязнения и трансформации тра­диционного производства для нейтрализации загрязнения окружающей среде в прошлом.

Программы контроля загрязнения окружающей среды должны интегрированным обра­зом продолжаться в ключевых регионах и ключевых сферах производства. Во-первых, следует проводить программы контроля в регионах и речных долинах, где сконцентрировано тради­ционное и загрязняющее производство — для его контроля и нейтрализации уже нанесенного им ущерба. Во-вторых, традиционное производство, особенно его интенсивно использующие ресурсы и энергию и особо экологически вредные формы, должно максимально экологизиро­вать свои промышленные процессы для контроля и снижения загрязнения окружающей среды. В-третьих, отнюдь не является лишним режим контроля загрязнения и выбросов. В-четвертых, следует составить рейтинг предприятий и сфер производства, выделяющих максимальное число токсичных материалов и публиковать его на регулярной основе.

(4) Должны продолжаться проекты экологического улучшения, например, проект сохране­ния лесов, также следует проводить на постоянной основе оценку национальной экосистемы.

Проекты, направленные на защиту естественных лесов и выращивание новых должны про­должаться, чтобы к 2050 году увеличить область лесного покрова на 35%, а к 2100 г. — на 40%. Следует ускорить процесс создания природных резервов, проект возвращения леса на культи­вированную почву; также надлежит защищать и улучшать естественные пастбища и равнины. Цели и задачи Национального Плана экологического отношения к окружающей среде должны быть в существенной степени осуществлены и достигнуты.

(5) Активные усилия должны быть приложены для создания экологических городов, эколо­гических зон в крупных городах, парков и рекреационных угодий в сельской местности.

Создание экологических городов обладает шестью приоритетными задачами. Во-первых, они должны быть тщательно спланированы (как и экологические зоны в других городах). Во-вторых, помимо постройки новых городов следует реконструировать экологические зоны и в старых. В-третьих, следует улучшить водоочистительные способности городов и возможности утилизации отходов, что благоприятно скажется на экологической обстановке. В-четвертых, сле­дует развивать ландшафтный дизайн городов и выработку чистой энергии для создания эко­логичных систем транспорта. В-пятых, городские жители должны быть лично заинтересованы в экологичном образе жизни. В-шестых, в городах следует ввести стандарты соответствия моде­лям экологически безопасного города, экологических условий проживания и модели города, дружественного к окружающей среде.

Создание экологических зон в сельской местности касается шести аспектов. Во-первых, по-прежнему должен выполняться План по формированию благополучия народа и созданию экологичных условий проживания, развиваться чистая энергетика и проекты повышения сани­тарной безопасности в сельской местности. Во-вторых, следует продолжать реализацию Проекта по улучшению сельского водоснабжения и канализации — для улучшения качества питьевой воды и инфраструктуры здравоохранения. В-третьих, следует продолжать выращивание леса на пахотных землях[8] (облесение) и создание природных резервов для повышения экологиче­ского качества сельских областей. В-четвертых, структуры энергетики и транспорта в сельской местности должны улучшаться для повышения качества жизни. В-пятых, должно развиваться экологическое, органичное и пастбищное сельское хозяйство для увеличения доходов крестьян. В-шестых, должен проводиться процесс модернизации для уменьшения плотности сельского населения и нагрузки на окружающую среду.

(6) Должны быть развиты три экологических сферы производства: экологическое сельское хозяйство, безопасное для окружающей среды (экологичное) производство и экономика, осно­ванная на переработке отходов.

Экологические сельское хозяйство можно разделить на четыре слоя. Во-первых, следует поощрять развитие фермами, крестьянами и сельскохозяйственными предприятиями экологи­ческого, органичного, близкого к природному и пастбищного сельского хозяйства. Во-вторых, следует развивать создание специальных экологических сельскохозяйственных зон. В-третьих должно выйти на новый уровень производство естественной и экологически чистой пищи. В-четвертых, следует поощрять развитие сельскохозяйственных округов.

В безопасном для окружающей среды производстве можно выделить четыре аспекта. Во-первых, следует поощрять утилизацию промышленных отходов и развитие возобновляе­мых источников энергии. Во-вторых, следует поощрять развитие экологических технологий и коммерческих услуг по защите окружающей среды. В-третьих, следует уделять большое вни­мание и всячески содействовать предприятиям, производящим экологическую продукцию. В-четвертых, следует развивать создание экологических парковых зон. Любые экологические предприятия должны сами стремиться к повышению своей эффективности по утилизации отходов и снижению выбросов отходов и потребления энергии и материалов.

В развитии сфер производства основанного на переработке отходов, также можно выде­лить четыре аспекта. Во-первых, следует поощрять утилизацию и переработку отходов пред­приятиями. Во-вторых, следует всячески поощрять развитие сервиса по сбору отходов и их переработке. В-третьих, следует развивать предприятия, осуществляющие интегрированную утилизацию отходов. В-четвертых, следует развивать экономику, основанную на переработке, и безотходное производство.

(7) Следует создать три экологических института: институт экологической компенсации, институт экологической ответственности для ключевых должностей и институт системы оценки экологических рисков для ключевых проектов.

Функциональные зоны обслуживания экосистем Китая надлежит разделить согласно прин­ципам экологии и чертам самих экосистем. Для того, чтобы региональное развитие имело под собой правовую основу, требуется создание и вступление в силу Национального закона о регио­нальном развитии. Создание резервов национальных ресурсов и защищенных областей должно быть ускорено — необходим рост доли природных резерваций в общей площади страны. Из центральных, провинциальных и муниципальных финансов следует создать три фонда эко­логической компенсации на разных уровнях. Также необходимо разработать научные и рацио­нальные механизмы экологической компенсации, которые позволяли бы увериться в том, что условия проживания жителей защищенных областей на разных уровнях соответствуют стан­дартам страны, города или провинции. Кроме того, требуются гарантии того, что эти условия в дальнейшем смогут быть улучшены при повышении стандартов. Однако при всем этом сле­дует всячески избегать возникновения зависимого менталитета граждан.

Ответственность за защиту окружающей среды лежит на всех людях. Естественно, масштабы ответственности зависят от занимаемых должностей. Мы имеем основания предполагать, что необходимы поправки в Национальном законе об охране окружающей среды, которые бы создали правовую основу для институционализации экологической ответственности для лиц, занимающих ключевые должности. При вступлении в должность эти лица должны подписывать соответствующие документы, а те, кто уходит с таких постов, должны представлять соответству­ющий отчет. Срок ответственности составляет 20 лет.

В дополнение, необходимо установить систему оценки экологических рисков для ключевых проектов, основное содержание которой будет заключаться в следующем. Во-первых, ключевые проекты (включая и самые крупные), обладающие достаточно высоким уровнем экологиче­ского риска, должны идентифицироваться по системе оценок влияния на окружающую среду. Во-вторых, оценки экологических рисков должны проводиться на регулярной основе, причем цикл каждой оценки должен составлять 5 — 10 лет (5 для особенно крупных проектов). Ну и в-третьих, важно создать институт экологической ответственности для ключевых должностей важных проектов.

(8) Следует выполнить три экологических проекта: проект экологических условий прожива­ния, проект «зеленой» сферы услуг и проект «зеленого потребления».

Проект экологических условий проживания должен быть нацелен на густо заселенные города и области, в которых необходим рост объемов чистой питьевой воды и санитарной инфраструктуры, улучшение очистительных систем и систем утилизации отходов, увеличение площади рекреационных условий на душу населения. Также требуется переход на «чистую» энергетику, который позволит быть уверенным в общем доступе к очищенной питьевой воде и санитарной инфраструктуре, в качественной утилизации отходов, в повышении чистоты воздуха до высших национальных стандартов и полномасштабном улучшении жилищных условий.

Проект экологичной сферы услуг ставит своей целью поддержку развития последней за счет экономической дематериализации, озеленения и большей экологизации. Проект содержит в себе следующие пункты: во-первых, ускоряется развитие экологичной сферы услуг. Во-вторых, сокращается потребление энергии и ресурсов в сфере услуг. В третьих, улучшается производи­тельность труда в ней. В-четвертых, попытается и улучшается качество условий труда в данной сфере. В-пятых, осуществляется контроль и сокращение выбросов отходов, токсичных и пред­ставляющих угрозу материалов. В-шестых, активно развиваются системы переработки.

Проект «зеленого потребления» следует реализовать, чтобы поощрять предприятия к разра­ботке и производству экологически чистых продуктов (в первую очередь речь идет о продуктах питания) и предоставлению экологически чистых «зеленых» услуг. У жителей при этом следует повысить и экологическую осторожность, и финансовые возможности, чтобы они также при­обретали в первую очередь экологичные продукты; то же самое касается и правительственных учреждений. Это составляет основу экологически чистого рынка. Ключевым моментом здесь является честность. Лишь когда производитель сможет предоставить гарантии качества своей экологичной продукции, когда правительство и рынок создадут механизмы верификации каче­ства этих продуктов — лишь тогда жители страны будут готовы к дополнительным расходам ради приобретения экологичных продуктов, что и будет являться экологичным потреблением.

(9) Следует принять три экологических стратегии: национальную стратегию безопасности ресурсов, национальную стратегию энергетической безопасности и национальную стратегию безопасности окружающей среды.

Национальная стратегия безопасности ресурсов должна включать в себя регулярную оценку мировых ресурсов, оценку естественных ресурсов в Китае, их важности для страны, включать защиту и создание национального резерва стратегических ресурсов, стратегию международ­ного сотрудничества в данной сфере и стратегию защиты стратегически важных ресурсов.

Мы предполагаем, что имеет смысл снизить тарифы на важные естественные ресур­сы и основные продукты: средний тариф должен составлять 1% стоимости вместо 10%, как в 2004 году. Следует изменить структуру резервов зарубежной валюты, обратив часть этих денег из валютных резервов в резерв стратегических ресурсов. Кроме того, следует установить систе­му прогрессивного налога на потребление и обладание ключевыми ресурсами, чтобы избежать их растраты.

Национальная стратегия энергетической безопасности должна включать в себя регулярную оценку всемирных энергетических ресурсов и рынка энергетики, регулярную оценку энерге­тических ресурсов и рынков Китая, национальную стратегию энергетических резервов, наци­ональную стратегию сбалансирования режима поставок энергии, план выхода из энергетиче­ского кризиса, программу возобновления источников энергии и появления новых источников, обзор чистой энергетики и энергетических технологий, а также стратегию международного энергетического сотрудничества.

Национальная стратегия безопасности окружающей среды должна включать в себя регу­лярную оценку экологического положения и тенденций развития в мире и в соседних странах, международной экологической торговли, экологического положения в Китае и его экосисте­мах, экологического качества ключевых регионов и сфер промышленности Китая, включать стратегию безопасности окружающей среды в Китае, международного экологического сотруд­ничества, планы быстрого оповещения о стихийных бедствиях, выхода из международного и национального экологического кризиса, действий по улучшению экологии в глобальных масштабах.

(10) Следует создать три правительственных организации: национальное министерство по вопросам окружающей среды, национальное министерство энергетики и национальное управ­ление делами регионального развития.

Безопасность окружающей среды становится все более важной. Проблемы экологии обла­дают множеством аспектов, загрязнение окружающей среды оказывает большое социальное воз­действие и правительство в большой степени несет ответственность за управление положением окружающей среды. Поэтому мы рекомендуем создать национальное министерство по вопро­сам окружающей среды, которое являлось бы единым центром контроля и управления влия­нием страны на климат, чистоту воздуха и воды, биосферу и лесные угодья, на индустриальную экологическую обстановку и условия обитания людей. Это министерство также должно отве­чать за выработку и применение на практике национальной стратегии по безопасности окру­жающей среды.

В докладе за 2005 год обосновывается потребность создания национального министерства энергетики с точки зрения экономической модернизации. С точки зрения экологической модер­низации и стратегии энергетической безопасности, такое министерство необходимо для выра­ботки и применения на практике соответствующих национальных стратегий.

В докладе за 2004 г. обосновывается создание национального управления делами региональ­ного развития с точки зрения развития регионов. С точки зрения экологической модернизации, такое управление необходимо для ее проведения на уровне регионов.

При выполнении всех обозначенных выше задач, экологическая модернизация Китая достиг­нет среднемирового уровня к 2050 г. Поскольку экономическое развитие Китая будет полностью отделено от экологической деградации, качество условий обитания людей будет таким же высо­ким, как и в ведущих развитых странах, чистая питьевая вода и санитарные условия будут обще­доступны, городские и промышленные отходы будут полностью утилизироваться, производи­тельность ресурсов и материалов будет превышать нынешнюю от 10- до 30-кратного объема, плотность экономических и промышленных отходов будет на 90% ниже, плотность промыш­ленного и экономического потребления энергии будет ниже на 80%. К этому времени 60% насе­ления страны будут жить в экологически чистой обстановке с красивыми ландшафтами, в 60% городов будет воздух, соответствующий высшим государственным стандартам, а экологическая эффективность и функциональность местных экосистем будет полностью восстановлена. Кроме того, около трети территории страны будет покрыта лесами (лесной массив составит около 35% территории), одна треть (36%) будет отдана под сельскохозяйственные нужды, а оставшаяся треть будет представлять собой естественные и искусственные ландшафты. В целом, под строи­тельство будет отдано примерно 9% земли, а 20% будет оставаться в естественной форме.

Если эти цели будут достигнуты к 2050 году, Китай достигнет уровня развитых стран к концу XXI в., и вероятность полноценной экологической модернизации вырастет до 30%. Если удастся ее осуществить, естественную среду и условия жизни людей в Китае ждут рази­тельные перемены. Небеса над страной будут ярко-голубыми, вода чистой, горы будут зеле­неть лесами, а люди станут полностью здоровыми. Китай станет одной из самых чарующих стран мира.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал