Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Стратегические соображения об экологической модернизации Китая
Начальная фаза всемирной экологической модернизации совпала с периодом реформ и завершением самоизоляции Китая, во время которых индустриализация и урбанизация в стране росли высокими темпами. Соответственно, экологическое давление, вызванное промышленной модернизацией и защитой окружающей среды, необходимой для экологической модернизации, преподнесло Китаю двойной вызов. Перед нами открывались три пути. Первый заключался в том, чтобы пойти по проторенной развитыми странами дороге: сначала загрязнение окружающей среды, затем контроль над ним и далее переход к «чистому» производству. При выборе второго варианта можно было сразу пойти путем развитых стран и начать экологическую трансформацию, необходимую для проведения соответствующей модернизации. Третий вариант заключался в выборе интегрированной экологической модернизации, при которой экологичные индустриализация, урбанизация и экологическая модернизация скоординированно продвигались бы вперед. В свете международной обстановки и условий в стране, нам представляется наиболее рациональным интегрированный путь. При его выборе Китай достигнет среднего уровня экологической модернизации по мировым стандартам к 2050 г. 1. Международное сравнение экологической модернизации Китая Во-первых, сравним значения 121 показателя в Китае с мировым уровнем. В 2001 г. 15 показателей Китая, включая пригодную для культивации почву в расчете на душу населения и долю расходов на экологию в ВВП, были близки к значениям в развитых странах. 13 показателей, включая долю питьевой воды в городах, примерно совпадали со средним уровнем по миру. 40 показателей, включая производительность земли и уровень загрязненности городского воздуха, более чем в пять раз отставали от показателей в развитых странах. 26 показателей, включая интенсивность потребления энергии в производстве и долю оздоровительных учреждений, расположенных в сельской местности, отставали от значений в развитых странах в два раза. 40 показателей, включая уровень утилизации городских отходов, отставали от показателей развитых стран менее, чем в два раза. Во всех случаях имеется в виду относительный отрыв. Во-вторых, сравним значения 24 основных экологических показателей в Китае с индикаторами в ведущих странах. На данный момент, относительный отрыв от развитых стран по трем индикаторам является более чем стократным (включая долю потребления естественных ресурсов в ВНД), по пяти индикаторам — более чем пятидесятикратным, включая производство очищенной воды, более чем десятикратным по четырем индикаторам, включая количество городских отходов, и более чем двукратным по 11 индикаторам, включая распространенность химического опыления в сельском хозяйстве. Например, доля потребления естественных ресурсов в ВНД в 2003 г. была в 100 раз выше, чем в Японии, Франции и Южной Корее, более чем в 30 раз выше, чем в Германии, Италии и Швеции, и более чем в два раза выше, чем в США и Великобритании. Количество городских отходов в 2002 г. было примерно в 20 раз выше, чем в Германии, в 18 раз выше, чем в Италии, в 12 — чем в Южной Корее и Великобритании, в 11 — чем в Японии и в 4 раза выше, чем во Франции и Швеции. Степень загрязненности воздуха в городах в 2002 г. в Китае была в семь раз выше, чем во Франции, Канаде и Швеции, в 4 раза выше, чем в США, Великобритании и Австралии, и более чем в два раза превышал) данный показатель в Японии, Германии, Италии, Южной Корее и Бразилии. Уровень экологической деградации, зависевший от сельского хозяйства и животноводства, также был выше, чем в развитых странах. В-третьих, сравним индекс экологической модернизации Китая с международными значениями. Индекс экологической модернизации составлен на основе тщательной оценки 30 экологических индикаторов, измеряющих экологический прогресс, экономику и общество. Он может отражать относительный уровень экологической модернизации в стране. В 2004 г., когда Китай находился на начальной стадии экологической модернизации, значение этого индекса составляло 42 балла, что было 84-м результатом из 98 ведущих стран мира или 100-м из 118 стран. Абсолютный разрыв значения индекса со средними показателями стран с высоким уровнем дохода равнялся 57 баллам. Частично это связано с тем, что Китай пребывал в это время в фазе индустриализации. 2. Десять вызовов экологической модернизации Китая В первой половине XXI в. экологическая модернизация Китая столкнется с десятью вызовами. Первый из них заключается в повышении экологической осведомленности людей и ускорении перехода от материального общества к экологическому. Второй — ускорение экологической трансформации режима экономического развития и повышение уровня экологической экономики. Третий — экологизацию способа потребления и поощрение экологичной модели потребления. Четвертый — формирование национальной стратегии по вопросам энергетики и предупреждение возможных энергетических кризисов. Пятый — создание долгосрочных механизмов упреждения и предотвращения экологических катастроф. Шестой — создание механизмов экологической компенсации и обеспечение доступа к благам модернизации для всех граждан. Седьмой — повышение уровня экологической ответственности и соответствующая ее инсти- туционализация. Восьмой — использование возможностей, которые предлагает глобализация для развития международных рынков ресурсов. Девятый — внедрение Национального плана построения экологичной окружающей среды и ускорение экологической модернизации в западных регионах. Десятый — пропаганда научного подхода к развитию и построению ресурсосберегающего и дружественного окружающей среде общества. Без экологической осторожности и осведомленности модернизация в данном направлении невозможна. Для ее проведения необходимы популяризация экологических знаний и повышение уровня экологической осведомленности людей. Экологические осторожность и осведомленность основаны на теориях современной экологии, науках об окружающей среде, экономических теориях и экологической модернизации. Их главными целями являются высокая эффективность, малое количество отходов, высокое качество, низкая плотность, отсутствие токсичных веществ и вредных факторов, чистота, безопасность, переработка, сохранение, честность, взаимовыигрышный результат, экологичные производство и потребление, упреждение, инновации, здоровье и забота об окружающей среде. Согласно им, те, кто загрязняют воду и воздух, должны платить за это, бенефициарии должны осуществлять надзор, люди должны нести ответственность, а нарушители должны быть наказаны. Экологическая осторожность и осведомленность противостоят загрязнению окружающей среды и небрежному отношению к ресурсам, экологическому ущербу и чрезмерному потреблению, и всячески стремятся к окончательному разрыву связи между экономическим ростом и деградацией окружающей среды, к объединению экологического и социального прогресса и к взаимовыгодному сосуществованию человека и природы. 3. Стратегические варианты экологической модернизации Китая В последующие 50 лет экологическая модернизация Китая может совершить прорыв в трех областях: экологической экономике, экобществе и экосведомленности. Приняв дематериализацию, «озеленение», экологизацию и отделение экономического роста от экологической деградации за основные цели, страна сможет в рамках модернизации осуществить экологическую трансформацию и провести соответствующие стратегические изменения в экологическом управлении, переведя его из режима срочного реагирования в режим упреждения и инновационности. Мы имеем все основания предполагать, что в первой половине XXI в. для проведения экологической модернизации Китая следует осуществить следующие десять мер. (1) Следует создать и внедрить дорожную карту экологической модернизации Китая на национальном и региональном уровне. Дорожная карта экологической модернизации Китая представляет собой собрание стратегических целей и маршрутов, ведущих к ней. Ее основное содержание можно разделить на восемь частей: основной путь, стратегические цели, основные задачи, отслеживание индикаторов, отслеживание экологического прогресса, мониторинг экологической экономики, мониторинг экологического общества и стратегические меры экологической модернизации Китая. Во-первых, коснемся основного пути. В соответствии с принципом интегрированной экологической модернизации, следует приложить усилия для координации и развития экологической и интегрированной модернизаций, экологичных индустриализации и урбанизации; модернизация должна быть основана на знаниях, требуются также «озеленение», дематериализация и экологизация; следует также полностью отделить экономическое развитие от деградации окружающей среды, и найти обоюдно выигрышные варианты для экономики и природы; Китаю следует стремиться к уровню экологической модернизации в развитых странах. Экологическая модернизация Китая может достигнуть среднемирового уровня к 2050 г. и высокого по мировым стандартам в конце XXI в. (рисунок X-4). Рисунок X.4. Три маршрута экологической модернизации в XXI веке [2] Уровень продуктивности
Примечание. ПМ - первичная модернизация, включающая в себя индустриализацию, урбанизацию и т. д. Во-вторых, рассмотрим стратегические цели экологической модернизации Китая. К 2050 г. она должна достигнуть среднемирового уровня, ее экономическое развитие должно быть полностью отделено от деградации окружающей среды, сама экологическая модернизация будет в принципе осуществлена и ее уровень будет позволять отнести Китай в число лучших 40 стран мира по этому показателю. Во второй половине XXI в. будет осуществлено сведение воедино экономики и экологического прогресса, уровень модернизации станет высоким по мировым стандартам, сама экологическая модернизация будет полностью осуществлена и Китай войдет в первую двадцатку стран по этому показателю. В-третьих, имеются основные задачи. В XXI веке нам придется справиться с тремя из них. А) Экологическая модернизация Китая должна сделать три шага вперед. Ее международный уровень должен подняться до предварительно развитого к 2020 г., до среднего — к 2050 г. и достичь высокого уровня мировых стандартов к 2100 г. B) Исторический процесс экологической модернизации в Китае должен продвинуться на три фазы. В начальной фазе он находился в 2000 г., в фазу развития он должен войти к 2030 г., в фазу расцвета — к 2050 г., и достигнуть устойчивости к 2080 г. С) Международный статус экологической модернизации в Китае должен подняться на 80 позиций. Ее индекс должен подняться на 40 позиций в первой половине XXI в. и на столько же — к концу столетия. В-четвертых, затронем отслеживание индикаторов экологической модернизации: 36 из них касаются экологического прогресса, экономики и общества, еще по 36 — для отслеживания социальной и экономической модернизации соответственно. В целом, в рамках этой задачи будут использоваться 108 индикаторов. В-пятых, отслеживание экологического прогресса: оно ведется по 12 показателям, включающим в себя качество окружающей среды и земли, а также общие цели, промежуточные цели (2010—2020—2030—2040—2050 гг.) и задачи первой половины XXI в. В-шестых, мониторинг экологической экономики: он проводится по 12 показателям, включающим в себя экологические эффективность и структуру, а также общие цели, промежуточные цели (2010 — 2020 — 2030 — 2040 — 2050 гг.) и задачи первой половины XXI в. В-седьмых, мониторинг экологического общества: здесь также используются 12 показателей, включающих в себя экологическое проживание и экологические условия для жизни, а также общие цели, промежуточные цели (2010—2020—2030—2040—2050 гг.) и задачи первой половины XXI в. В-восьмых, перечислим стратегические меры для осуществления экологической модернизации в Китае: три прорыва в экологических экономике, обществе и осведомленности; три вида планирования — секционное, географическое и технологическое; три вида безопасности — ресурсная, энергетическая и безопасность окружающей среды. Ближайшие двадцать лет (2010 — 2030 гг.) будут критически важными для экологической модернизации Китая. В этот период в стране будут постепенно завершены индустриализация и урбанизация, численность населения вырастет до максимальных высот, и то же самое можно сказать о потребности в ресурсах и экологическом давлении. Мы рекомендуем создать экспертную группу для планирования национальной и региональных стратегий экологической модернизации на ближайшие два десятилетия. (2) Следует создать путь экологичного развития для контроля и снижения уровня загрязнения окружающей среды. Принципами такого пути являются высокая эффективность, низкий уровень отходов, высокое качество, низкая плотность населения, высокие стандарты, низкое выделение отходов, отсутствие токсичности и угроз, чистота, здоровье, взаимная выгода при сведении воедино экологичных индустриализации и урбанизации, а также защиты природы, и взаимовыигрышный результат для экономического роста и защиты окружающей среды. Во-первых, рассмотрим путь экологичной индустриализации. В докладе за 2005 год перечислены черты новой индустриализации. В их число входят интенсификация информации и знаний, экологизация и экологическая коррекция традиционной индустриализации, а также систематическая интеграция индустриализации, основанного на информации и знаниях производства, экологического производства и глобализации. При применении новых стратегий индустриализации и при выборе пути «зеленой» индустриализации, будет снижаться экологическое давление новых отраслей производства. Экологичная индустриализация обладает десятком специфических требований и мер. Во-вторых, рассмотрим путь экологичной урбанизации. В докладе за 2006 год описаны новые стратегии урбанизации, рекомендовано свести воедино урбанизацию, субурбанизацию, основанные на информации и знаниях города, экологические города и интернационализацию для создания экологических условий проживания, в которых центральную роль играло бы равновесие между городом и деревней. При применении новых стратегий урбанизации и выборе экологичного ее пути появится возможность снизить и контролировать загрязнение, исходящее от городов. Экологичная урбанизация также обладает десятком специфических требований и мер. В-третьих, одновременно со всем этим следует осуществлять другие экологические проекты: проект экологического проживания, проект экологичного потребления и т. п. (3) Следует продолжать развивать программы контроля загрязнения и трансформации традиционного производства для нейтрализации загрязнения окружающей среде в прошлом. Программы контроля загрязнения окружающей среды должны интегрированным образом продолжаться в ключевых регионах и ключевых сферах производства. Во-первых, следует проводить программы контроля в регионах и речных долинах, где сконцентрировано традиционное и загрязняющее производство — для его контроля и нейтрализации уже нанесенного им ущерба. Во-вторых, традиционное производство, особенно его интенсивно использующие ресурсы и энергию и особо экологически вредные формы, должно максимально экологизировать свои промышленные процессы для контроля и снижения загрязнения окружающей среды. В-третьих, отнюдь не является лишним режим контроля загрязнения и выбросов. В-четвертых, следует составить рейтинг предприятий и сфер производства, выделяющих максимальное число токсичных материалов и публиковать его на регулярной основе. (4) Должны продолжаться проекты экологического улучшения, например, проект сохранения лесов, также следует проводить на постоянной основе оценку национальной экосистемы. Проекты, направленные на защиту естественных лесов и выращивание новых должны продолжаться, чтобы к 2050 году увеличить область лесного покрова на 35%, а к 2100 г. — на 40%. Следует ускорить процесс создания природных резервов, проект возвращения леса на культивированную почву; также надлежит защищать и улучшать естественные пастбища и равнины. Цели и задачи Национального Плана экологического отношения к окружающей среде должны быть в существенной степени осуществлены и достигнуты. (5) Активные усилия должны быть приложены для создания экологических городов, экологических зон в крупных городах, парков и рекреационных угодий в сельской местности. Создание экологических городов обладает шестью приоритетными задачами. Во-первых, они должны быть тщательно спланированы (как и экологические зоны в других городах). Во-вторых, помимо постройки новых городов следует реконструировать экологические зоны и в старых. В-третьих, следует улучшить водоочистительные способности городов и возможности утилизации отходов, что благоприятно скажется на экологической обстановке. В-четвертых, следует развивать ландшафтный дизайн городов и выработку чистой энергии для создания экологичных систем транспорта. В-пятых, городские жители должны быть лично заинтересованы в экологичном образе жизни. В-шестых, в городах следует ввести стандарты соответствия моделям экологически безопасного города, экологических условий проживания и модели города, дружественного к окружающей среде. Создание экологических зон в сельской местности касается шести аспектов. Во-первых, по-прежнему должен выполняться План по формированию благополучия народа и созданию экологичных условий проживания, развиваться чистая энергетика и проекты повышения санитарной безопасности в сельской местности. Во-вторых, следует продолжать реализацию Проекта по улучшению сельского водоснабжения и канализации — для улучшения качества питьевой воды и инфраструктуры здравоохранения. В-третьих, следует продолжать выращивание леса на пахотных землях[8] (облесение) и создание природных резервов для повышения экологического качества сельских областей. В-четвертых, структуры энергетики и транспорта в сельской местности должны улучшаться для повышения качества жизни. В-пятых, должно развиваться экологическое, органичное и пастбищное сельское хозяйство для увеличения доходов крестьян. В-шестых, должен проводиться процесс модернизации для уменьшения плотности сельского населения и нагрузки на окружающую среду. (6) Должны быть развиты три экологических сферы производства: экологическое сельское хозяйство, безопасное для окружающей среды (экологичное) производство и экономика, основанная на переработке отходов. Экологические сельское хозяйство можно разделить на четыре слоя. Во-первых, следует поощрять развитие фермами, крестьянами и сельскохозяйственными предприятиями экологического, органичного, близкого к природному и пастбищного сельского хозяйства. Во-вторых, следует развивать создание специальных экологических сельскохозяйственных зон. В-третьих должно выйти на новый уровень производство естественной и экологически чистой пищи. В-четвертых, следует поощрять развитие сельскохозяйственных округов. В безопасном для окружающей среды производстве можно выделить четыре аспекта. Во-первых, следует поощрять утилизацию промышленных отходов и развитие возобновляемых источников энергии. Во-вторых, следует поощрять развитие экологических технологий и коммерческих услуг по защите окружающей среды. В-третьих, следует уделять большое внимание и всячески содействовать предприятиям, производящим экологическую продукцию. В-четвертых, следует развивать создание экологических парковых зон. Любые экологические предприятия должны сами стремиться к повышению своей эффективности по утилизации отходов и снижению выбросов отходов и потребления энергии и материалов. В развитии сфер производства основанного на переработке отходов, также можно выделить четыре аспекта. Во-первых, следует поощрять утилизацию и переработку отходов предприятиями. Во-вторых, следует всячески поощрять развитие сервиса по сбору отходов и их переработке. В-третьих, следует развивать предприятия, осуществляющие интегрированную утилизацию отходов. В-четвертых, следует развивать экономику, основанную на переработке, и безотходное производство. (7) Следует создать три экологических института: институт экологической компенсации, институт экологической ответственности для ключевых должностей и институт системы оценки экологических рисков для ключевых проектов. Функциональные зоны обслуживания экосистем Китая надлежит разделить согласно принципам экологии и чертам самих экосистем. Для того, чтобы региональное развитие имело под собой правовую основу, требуется создание и вступление в силу Национального закона о региональном развитии. Создание резервов национальных ресурсов и защищенных областей должно быть ускорено — необходим рост доли природных резерваций в общей площади страны. Из центральных, провинциальных и муниципальных финансов следует создать три фонда экологической компенсации на разных уровнях. Также необходимо разработать научные и рациональные механизмы экологической компенсации, которые позволяли бы увериться в том, что условия проживания жителей защищенных областей на разных уровнях соответствуют стандартам страны, города или провинции. Кроме того, требуются гарантии того, что эти условия в дальнейшем смогут быть улучшены при повышении стандартов. Однако при всем этом следует всячески избегать возникновения зависимого менталитета граждан. Ответственность за защиту окружающей среды лежит на всех людях. Естественно, масштабы ответственности зависят от занимаемых должностей. Мы имеем основания предполагать, что необходимы поправки в Национальном законе об охране окружающей среды, которые бы создали правовую основу для институционализации экологической ответственности для лиц, занимающих ключевые должности. При вступлении в должность эти лица должны подписывать соответствующие документы, а те, кто уходит с таких постов, должны представлять соответствующий отчет. Срок ответственности составляет 20 лет. В дополнение, необходимо установить систему оценки экологических рисков для ключевых проектов, основное содержание которой будет заключаться в следующем. Во-первых, ключевые проекты (включая и самые крупные), обладающие достаточно высоким уровнем экологического риска, должны идентифицироваться по системе оценок влияния на окружающую среду. Во-вторых, оценки экологических рисков должны проводиться на регулярной основе, причем цикл каждой оценки должен составлять 5 — 10 лет (5 для особенно крупных проектов). Ну и в-третьих, важно создать институт экологической ответственности для ключевых должностей важных проектов. (8) Следует выполнить три экологических проекта: проект экологических условий проживания, проект «зеленой» сферы услуг и проект «зеленого потребления». Проект экологических условий проживания должен быть нацелен на густо заселенные города и области, в которых необходим рост объемов чистой питьевой воды и санитарной инфраструктуры, улучшение очистительных систем и систем утилизации отходов, увеличение площади рекреационных условий на душу населения. Также требуется переход на «чистую» энергетику, который позволит быть уверенным в общем доступе к очищенной питьевой воде и санитарной инфраструктуре, в качественной утилизации отходов, в повышении чистоты воздуха до высших национальных стандартов и полномасштабном улучшении жилищных условий. Проект экологичной сферы услуг ставит своей целью поддержку развития последней за счет экономической дематериализации, озеленения и большей экологизации. Проект содержит в себе следующие пункты: во-первых, ускоряется развитие экологичной сферы услуг. Во-вторых, сокращается потребление энергии и ресурсов в сфере услуг. В третьих, улучшается производительность труда в ней. В-четвертых, попытается и улучшается качество условий труда в данной сфере. В-пятых, осуществляется контроль и сокращение выбросов отходов, токсичных и представляющих угрозу материалов. В-шестых, активно развиваются системы переработки. Проект «зеленого потребления» следует реализовать, чтобы поощрять предприятия к разработке и производству экологически чистых продуктов (в первую очередь речь идет о продуктах питания) и предоставлению экологически чистых «зеленых» услуг. У жителей при этом следует повысить и экологическую осторожность, и финансовые возможности, чтобы они также приобретали в первую очередь экологичные продукты; то же самое касается и правительственных учреждений. Это составляет основу экологически чистого рынка. Ключевым моментом здесь является честность. Лишь когда производитель сможет предоставить гарантии качества своей экологичной продукции, когда правительство и рынок создадут механизмы верификации качества этих продуктов — лишь тогда жители страны будут готовы к дополнительным расходам ради приобретения экологичных продуктов, что и будет являться экологичным потреблением. (9) Следует принять три экологических стратегии: национальную стратегию безопасности ресурсов, национальную стратегию энергетической безопасности и национальную стратегию безопасности окружающей среды. Национальная стратегия безопасности ресурсов должна включать в себя регулярную оценку мировых ресурсов, оценку естественных ресурсов в Китае, их важности для страны, включать защиту и создание национального резерва стратегических ресурсов, стратегию международного сотрудничества в данной сфере и стратегию защиты стратегически важных ресурсов. Мы предполагаем, что имеет смысл снизить тарифы на важные естественные ресурсы и основные продукты: средний тариф должен составлять 1% стоимости вместо 10%, как в 2004 году. Следует изменить структуру резервов зарубежной валюты, обратив часть этих денег из валютных резервов в резерв стратегических ресурсов. Кроме того, следует установить систему прогрессивного налога на потребление и обладание ключевыми ресурсами, чтобы избежать их растраты. Национальная стратегия энергетической безопасности должна включать в себя регулярную оценку всемирных энергетических ресурсов и рынка энергетики, регулярную оценку энергетических ресурсов и рынков Китая, национальную стратегию энергетических резервов, национальную стратегию сбалансирования режима поставок энергии, план выхода из энергетического кризиса, программу возобновления источников энергии и появления новых источников, обзор чистой энергетики и энергетических технологий, а также стратегию международного энергетического сотрудничества. Национальная стратегия безопасности окружающей среды должна включать в себя регулярную оценку экологического положения и тенденций развития в мире и в соседних странах, международной экологической торговли, экологического положения в Китае и его экосистемах, экологического качества ключевых регионов и сфер промышленности Китая, включать стратегию безопасности окружающей среды в Китае, международного экологического сотрудничества, планы быстрого оповещения о стихийных бедствиях, выхода из международного и национального экологического кризиса, действий по улучшению экологии в глобальных масштабах. (10) Следует создать три правительственных организации: национальное министерство по вопросам окружающей среды, национальное министерство энергетики и национальное управление делами регионального развития. Безопасность окружающей среды становится все более важной. Проблемы экологии обладают множеством аспектов, загрязнение окружающей среды оказывает большое социальное воздействие и правительство в большой степени несет ответственность за управление положением окружающей среды. Поэтому мы рекомендуем создать национальное министерство по вопросам окружающей среды, которое являлось бы единым центром контроля и управления влиянием страны на климат, чистоту воздуха и воды, биосферу и лесные угодья, на индустриальную экологическую обстановку и условия обитания людей. Это министерство также должно отвечать за выработку и применение на практике национальной стратегии по безопасности окружающей среды. В докладе за 2005 год обосновывается потребность создания национального министерства энергетики с точки зрения экономической модернизации. С точки зрения экологической модернизации и стратегии энергетической безопасности, такое министерство необходимо для выработки и применения на практике соответствующих национальных стратегий. В докладе за 2004 г. обосновывается создание национального управления делами регионального развития с точки зрения развития регионов. С точки зрения экологической модернизации, такое управление необходимо для ее проведения на уровне регионов. При выполнении всех обозначенных выше задач, экологическая модернизация Китая достигнет среднемирового уровня к 2050 г. Поскольку экономическое развитие Китая будет полностью отделено от экологической деградации, качество условий обитания людей будет таким же высоким, как и в ведущих развитых странах, чистая питьевая вода и санитарные условия будут общедоступны, городские и промышленные отходы будут полностью утилизироваться, производительность ресурсов и материалов будет превышать нынешнюю от 10- до 30-кратного объема, плотность экономических и промышленных отходов будет на 90% ниже, плотность промышленного и экономического потребления энергии будет ниже на 80%. К этому времени 60% населения страны будут жить в экологически чистой обстановке с красивыми ландшафтами, в 60% городов будет воздух, соответствующий высшим государственным стандартам, а экологическая эффективность и функциональность местных экосистем будет полностью восстановлена. Кроме того, около трети территории страны будет покрыта лесами (лесной массив составит около 35% территории), одна треть (36%) будет отдана под сельскохозяйственные нужды, а оставшаяся треть будет представлять собой естественные и искусственные ландшафты. В целом, под строительство будет отдано примерно 9% земли, а 20% будет оставаться в естественной форме. Если эти цели будут достигнуты к 2050 году, Китай достигнет уровня развитых стран к концу XXI в., и вероятность полноценной экологической модернизации вырастет до 30%. Если удастся ее осуществить, естественную среду и условия жизни людей в Китае ждут разительные перемены. Небеса над страной будут ярко-голубыми, вода чистой, горы будут зеленеть лесами, а люди станут полностью здоровыми. Китай станет одной из самых чарующих стран мира.
|