Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое воспитание детей среднего школьного возраста






Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы).

Особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным обра­зом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые ко­сти верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по­звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмер­ные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

 

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мы-

^ ■ К Холодов

щечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нараста­ет у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового со­зревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью поло­вого созревания, а следовательно, и с разными функциональ­ными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм вос­питания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжаю­щегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регули­рующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно мень­ше, чем в юношеском возрасте. И\ система кровообращения реа­гирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологическо­го и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наи­более высокий темп развития дыхательной системы. Объем лег­ких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет пока­затель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взросгтых. За один дыхательный цикл под- | росток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задержи­вать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кисло­родом.

Подростковый возраст — это период продолжающегося двига­тельного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основ­ных двигательных способностей в среднем школьном возрасте при­веден в таблицах 18, 19.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых дви­гательных действиях), силовые и скоростно-силовые способнос­ти; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносли­вость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Табл и ца 18

Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)

Физические способности Среднегодовой прирост Общий прирост
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Скоростные   2, 9 15, 4 11, 5
Силовые 15, 8 18.4 79, 0 92, 0
Обшая выносливость 3.3 2, 1 13, 0 8, 4
Скоростная выносливость 4, 1 1, 0 16, 4 4, 0
Силовая выносливость 9, 4 3, 3 37, 5 13, 1

 

 

Таблица 19 Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 11—14 лет (%)
Суставы Гибкость
активная пассивная
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Подвижность в суставах плечевого пояса, локте­вых и лучезапястных -0, 1 -1, 4 -0, 8 -1, 7
Подвижность в тазобед­ренных, коленных н голеностопных суставах -1.7 -2, 6 -3, 4 -2, 3
Подвижность различных        
отделов позвоночного        
столба:        
— тазобедренный сустав        
при сгибании туловища 3.4 10, 4
— нижнегрудной      
поясничный отдеч 5, 1 20, 0
— верхнегрудной отдел 11, 6 6, 4  
— шейный отдел 6, 0 4.1  

 

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте. Мно­гогранность задач, решаемых в среднем возрасте, позволяет [6, 11J;

1) содействовать гармоничному физическому развитию, зак­реплению навыков правильной осанки и устойчивости к небла­гоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый оораз жизни и привычки соблюдения Правил личной гигиены;

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортив­ные игры, лыжная подготовка, плавание);

3) продолжать развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференциро­вания основных параметров движений) if кондиционных (ско­ростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы орга­низма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах само­контроля;

5) углублять представления об основных видах спорта, сорев­нованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в сво­бодное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

7) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

8) формировать умения адекватной оценки собственных физи­ческих возможностей;

9) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимо­помощь, дисциплинированность, чувство ответственности:

10) содействовать развитию психических процессов и обуче­нию основам психической саморегуляции.

Средства физического воспитания. Основными средствами физического воспитания детей 12—15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма. К ним относятся:

Гимнастические и акробатические упражнения: 1) упражне­ния в построениях и перестроениях; 2) общеразвивающие уп­ражнения без предметов на месте и в движении; 3) общеразви­вающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мя­чами, гантелями (1—3 кг), девочки с обручами, булавами, боль­шим мячом, палками, скакалками; 4) упражнения в висах и упо­рах на различных гимнастических снарядах; 5) опорные прыжки (прыжки через козла и коня с разбега); 6) акробатические уп­ражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега, «мост» и др.).

Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содей­ствуют воспитанию смелости, решительности, уверенности (уп­ражнения на снарядах).

Легкоатлетические упражнения: 1) бег с высокого и низкого старта (10—60 м); 2) бег с ускорением (20—50 м); 3) бег с макси­мальной скоростью (40—80 м): 4) бег в равномерном темпе: маль­чики — до 20 мин; девочки — до 15 мин; 5) кросс; 6) прыжки в длину с разбега с 9—13 шагов способом «согнув ноги»; 7) прыж­ки в высоту с разбега с 6—8 шагов способом «перешагивание»;

8) метание малого мяча (150 г) в горизонтальную и вертикаль­ную цель: мальчики — с расстояния 8—18 м, девочки — 8—14 м,

9) метание малого мяча на дальность с разбега и др.

Лыжная подготовка: I) передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажньтм, одновремен­ным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным); 2) подъемы на лыжах в гору; 3) спуски с гор на лыжах; 4) торможения при спусках; 5) повороты на лыжах в дви­жении; 6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км).

Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскет­бол ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных — флорбол, настольный теннис, бад­минтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспита­ния. Специально подобранные игровые упражнения, выполняе­мые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и за­дания с мячом создают неограниченные возможности для разви­тия координационных, скоростных, скоростно-силовых способ­ностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внима­ние, память, быстрота и рациональность мышления, воображе­ние и др.).

Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для изу­чения кроля на груди, спине, брасса; 2) повторное проплывание отрезков 25—50, 100—150 м; 3) игры и развлечения нп воде.

Элементы единоборств: подводящие упражнения по овладению основными приемами техники греко-римской борьбы (юноши).

Физическая подготовленность. Дети среднего школьного возрас­та должны показывать результаты не ниже среднего уровня пока­зателей, характеризующих развитие основных физических качеств (см. табл. 12).

Особенности методики физического воспитания. Особенностью Урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста яв­ляется углубленное обучение базовым видам двигательных дей­ствий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные раз­личия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регла­ментированного упражнения) примерно равное.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал