Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 21. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена






Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленнос­ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях:

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах[12]. Выделяют три группы тестов.


Первая группа тестов — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, тол­щина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, тулови­ща и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой груп­пы, является основой для оценки физического состояния спорт­смена.

Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (напри­мер, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специ­фическая особенность этих тестов заключается в выполнении не­предельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение мак­симально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, био­химических и других показателей (силы, проявпяемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики

Этапный контроль — это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

Содержание и направленность комплексного контроля приве­дены в таблице 40

На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и сла­бые стороны подготовленности спортсменов, внести соответству­ющие коррективы в программу их тренировки, оценить эффек­тивность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.


£ Таблица 40

Основное содержание комплексного контроля и его разновидности
Разновид­ности ком­плексного контроля Направления контроля
Контрол ь за соре ш ю вате л ьн ы м 11 и тренировочными воздействиями Кон фоль за состоянием и подготовленностью спортсменов Ко нтрол ь за состоя и и е м внешней среды
Контроль соренновател buoii детальности (СД) Контрольтреиировочиой деятельности (ТД)
Э'КШНЫП а) измерение п оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определен­ный этап подготовки б) анализ динамики показателей СД па всех соревнованиях этапа а) построениеп анализ динамики нагрузки на этапе подготовки б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка по­казателей контроля в специально организо­ванных условиях н конце этапа подготовки За климатическими фа ктора м и (тс м п ература, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудов пия, покрытий спортивных сооружении, характеристикой трасс соревновании и трениров­ки, скольжением, поведением зрителей и объекта виостыо судейства на соревнованиях и их влиянием па результаты в спортивных соревнованиях и контрольных фен и ровоч и ых за пяти я х
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если оно п редус м атр11 веется планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за мпкроипкл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений иодгоювленности спорт­сменов, вызванных сис­тематическими трениро­вочными занятиями
Оператив­ный Измерение и оценка показателей па любом сорсвпошши и Измерение и оценка фи­зических и физиологиче­ских характеристик иа- грузки упражнений, серии упражнений, тренировоч­ного занятия Измерение и анализ по­казателей, и 1 [форматишю отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения п занятии


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал