![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гляея I. Основные линии развития в подростковом возрасте
поводу, мне все равно. Они из меня идеальную дочь пытаются сделать. Я должна учиться, учиться и еще раз учиться. А мнения у меня своего нет и быть не может — мала еще. Родители всегда правы. Потому что хотят добра. А я еще в жизни ничего не знаю, ничего не видела. Когда я пытаюсь сказать, что я уже взрослая и могу поступать по-своему, мне в ответ раздается тирада типа: пока ты живешь в нашем доме, ешь и пьешь за наш счет, будь добра следовать нашим требованиям. Я так жду своего 18-летия, чтобы наконец свалить от них куда подальше и видеть только по праздникам» (Нина, 16 лет). Мы обсуждали проблему общения между подростками и родителями, рассматривая ее с позиции создания оптимальных условий для развития детей. Это двусторонний процесс, и нельзя забывать об объективных трудностях родителей. Первое — это возможное возникновение у родителей не всегда осознанного страха перед различными аспектами подростковой субкультуры: лексикой, модой, музыкой и т.п. Появление в жизненном пространстве взрослых нового — слов, одежды, песен — ярко свидетельствует о собственном старении и как бы символизирует конечность их жизни. Поэтому чувствующие себя нереализованными в семейном или профессиональном плане родители будут испытывать тревогу при всяком соприкосновении с элементами жизни нового поколения. и1 <? Их музыка — полная чушь. Как можно одни стуки ■, \\\ слушать? И слов не слышно. Вот у нас песни были другие: хорошие и добрые» (Вера Григорьевна, мать пятнадцатилетнего Артема). «Не знаю, но мне почему-то жаль, что не вернуть того розовощекого мальчугана, который гонял на велосипеде по двору. В последнее время чувствую, что старею рядом с ним, так как он такой молодой, у него увлечения, которых я не понимаю. Но я рада, что он растет порядочным молодым человеком. Мы все-таки воспитали в нем чувство ответственности за свои поступки, порядочность и нрав- ственные начала» (Ирина Сергеевна, мама семнадцатилетнего Виктора). Второе — это возможность актуализации чувства собственной сексуальной неполноценности родителей в случае нереализованное™ их в сексуальной сфере. Внешне это будет проявляться в резких агрессивных реакциях при всяком соприкосновении с проявлениями подростковой сексуальности. «Ужас какой, как-то пришла домой пораньше, а там моя Ленка с парнем целуется. Ну, я их обоих из дома вышвырнула. Как я могу терпеть в собственном доме такой разврат?! Мы такими не были. Мы даже когда спектакли в школе ставили, через платочек целовались. Все было как-то целомудренно, а теперь кругом разврат» (Ольга Анатольевна, мать шестнадцатилетней Лены). Третье — это приближение кризиса «середины жизни», сопровождающегося депрессивными настроениями. Родители, переживающие его особо остро, с трудом могут оказывать эмоциональную поддержку детям, проживающим собственный кризис. Более того, поскольку наличие кризиса у себя многие родители склонны отвергать, то они будут проецировать его на подростка, приписывая ему причины своего депрессивного настроения. Имеется в виду, что происходит своеобразное перекладывание на подростка ответственности за собственные эмоциональные трудности «Устала, ничего не радует. Как вол работаю. А от него (сына) никакой благодарности. Не понимает, с каким трудом я его поднимаю. Из-за него из сил выбиваюсь» (Елена Валерьевна, мать пятнадцатилетнего Валерия). Четвертое — возможность переноса на ребенка нарушенного отношения с партнером противоположного пола. Чаще это улучается, если подросток напоминает его внешне или какими-либо чертами характера. «Мама ругает меня постоянно, даже если я не виновата, а моих старших сестер — никогда. Мне кажется, что она меня не любит. Почему? Потому что я похожа на 3 Тропинкаi
|