![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Масштабы международной торговли услугами
Для целей международных переговоров о либерализации торговли услугами, которые ведутся на протяжении многих лет в рамках ГАТТ/ВТО, обычно используют аналитические классификации услуг по финансовому компоненту, по способам доставки и по типам международных сделок. Для целей оценки стоимостных объемов международной торговли услугами и межстрановой сопоставимости наиболее активно используется подход, содержащийся в платежном балансе. Ограниченность данных платежного баланса о торговле услугами заключается в том, что до начала 90-х годов многие крупные страны (в основном с переходной экономикой) вообще не рассчитывали данных о торговле услугами, методология учета различных статей услуг сильно отличалась в отдельных странах, многие международные операции с услугами, особенно оказываемые одними подразделениями фирм другим, вообще не включались в статистику платежного баланса, некоторые типы сделок с услугами, особенно факторными, ошибочно записывались в другие статьи платежного баланса, по отдельным услугам существовала статистика только по их сальдо. Поэтому объемы международной торговли услугами, улавливаемые статистикой платежных балансов, можно полагать заниженными. На протяжении 70-90-х годов доля нефакторных (коммерческих) услуг в мировом экспорте составляла 16-20%, достигнув к середине 90-х годов примерно 1 трлн. долл. Более половины стоимостного объема экспорта услуг приходится на международный транспорт и международные частные (туризм) и деловые (командировки) поездки. Около 75% стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами, 24 – развивающимися и переходными и 1% – международными организациями. По оценкам секретариата ГАТТ/ВТО, на США приходится 16, 2% мирового экспорта услуг, Францию – 10, 2, Италию – 6, 5, Германию – 6, 4, Великобританию – 5, 5, Японию – 5%. Эти же страны с сопоставимыми долями занимают лидирующее положение и в импорте услуг. Роль России в международной торговле услугами невелика Итак, услуги представляют собой изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. При этом либо продавец приезжает к покупателю, либо покупатель к продавцу, либо они движутся навстречу друг другу. Все большее число видов услуг становится торгуемым товаром и регистрируется в счете текущих операций платежного баланса любой страны. Международная торговля нефакторными услугами включает международный транспорт, международные путешествия и ряд других видов услуг.
|