Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Блаж. Феофилакт Болгарский
Свт. Амвросий Медиоланский Какой смысл в том, что рядом с этим описываются страсти Иоанна, который, уже будучи мертв, изображается через слова Ирода? Не в том ли, что после падения закона пища Евангелия начинает вскармливать изголодавшиеся сердца людей? После исцеления страдавшей кровотечением, что была образом Церкви, после призвания на благовествование Царства Божия апостолов дается, наконец, пища небесной благодати. Однако смотри, кому она дается: не праздным, не городским, живущим при синагоге или в богатых домах, но тем, кто среди пустыни ищет Христа. Блаж. Феофилакт Болгарский А то, чтобы не только напитать такое множество народа, но еще оставить избытки, есть знак преизбыточествующей силы во Христе. Моисей хотя и давал манну, но только на нужду каждого, ибо в том, что оставалось лишнего, заводились черви. Напротив, Иисус как Владыка производит то, что оказывается избыток.
Арх. Ианнуарий (Ивлиев) И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Это маленькое примечание о молитве неслучайно. В Евангелиях Иисус всегда молится, то есть общается с Богом, в одиночестве. Примечательно, что в Евангелии от Марка Иисус изображен молящимся в присутствии Своих учеников только во время молитв за трапезой. Дальнейший рассказ носит явный характер «мессианской истории» с присущей таким рассказам ветхозаветной символикой. Как и в случае насыщения пяти тысяч, перед современным читателем неизбежно возникает вопрос: действительно ли Иисус шел по воде? Но мы должны четко себе уяснить: такой вопрос ни для самого евангелиста, ни для его слушателей и читателей просто не существовал. В античные времена само по себе хождение по воде или летание по воздуху представлялось вполне возможным. Древние, конечно, видели в этом чудо, но отнюдь не сомневались в возможности таких явлений. Об этом мы читаем во множестве буддийских сказаний. Слушатели и читатели I века задавались другим вопросом: Что все это означает? И ответ они находили в Священном Писании. Когда они слышали, что Иисус «около четвертой стражи ночи подошел к ним» (Мк_6.48) («четвертая стража ночи» – это время с 3 до 6 часов утра), то они вспоминали, что Бог приходит на помощь всегда перед наступлением дня: «И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян» (Исх_14.24). …Или вот, когда сказано, что Он «хотел миновать их», вспоминалось: «И сошел Господь в облаке, и остановился там близ Моисея, и провозгласил имя Яхве. И прошел Господь мимо него и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый...» (Исх_34.5–6).Что касается слов «это Я, не бойтесь», то они говорят сами за себя. «Это Я», церковносл. «Аз есмь» – ничто иное как трансформация Имени Божия. Этими словами в Писании представляет Себя Сам Бог. Блаж. Августин И хотел миновать их. Зачем бы еще Он хотел пройти мимо них, объятых страхом, которых теперь так ободряет, как не из желания вызвать этот крик о помощи, на который Он ответил? Лопухин А.П. «Не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» Это заявление евангелиста, по-видимому, стоит в прямом противоречии с тем фактом, что они раньше выступали проповедниками от имени Христа (стих 30), и в особенности со свидетельством евангелиста Иоанна о том, что ученики уверовали во Христа еще при самом их призвании (Ин.1: 41, 49, 2: 11). Но нужно различать между признанием Христа Мессиею и между способностью везде и при всяких опасностях руководиться этим признанием или убеждением. Мы постоянно наблюдаем, что христиане, в обычное время и в обычных обстоятельствах признающие силу Христа, колеблются в вере и надежде на Него в больших опасностях. Так и апостолы под влиянием страха забыли о всех прежних проявлениях спасающей силы Христовой и, как обыкновенные люди, не могли побороть в себе удивления перед новым чудом Христа, одно вступление Которого в их лодку заставило утихнуть ветер. Вопросы:
|