Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соразмерность элементов архитектурной формы
Соседние постройки, части здания, комнаты мы воспринимаем относительно соседних элементов и размеров самого человека. Такие соизмеримые свойства, как геометрические формы, гладкая или шершавая фактура поверхности, длина, ширина, глубина помещения, воспринимаются через отношения тождества, нюанса, контраста частей и масштабности, пропорциональности целого. Тождество — это равенство соизмеримых признаков; Повторение тождественных элементов образует метрическую закономерность. Тождественность линейных измерений пространственной формы (куб, шар) служит выражением ее внутреннего равновесия, статичности, неподвижности (рис. 1). Нюанс — отношение, при котором сходство выражено сильнее, чем различие. Признаки сходства связывают ритмический ряд, Нюансное отношение граней пространственной формы (прямоугольник, близкий к квадрату) также не преодолевает инерцию покоя. Контраст — отношение, при котором преобладает различие однородных свойств. Ряд контрастных элементов объединяется противоположностью признаков. Контраст порождается не просто разностью, несходством, а полярностью, противоположностью свойств. Контрастность элементов пространственной формы рождает ее динамичность, ощущение движения в сторону преобладающей величины. Контраст подчеркивает свойства форм, делает их более впечатляющими; нюансы, напротив, сближают несхожее, сглаживают различия. Контрастные и нюансовые отношения создают оптические иллюзии, которые усиливают впечатление от архитектурной композиции при восприятии. Вертикальная составляющая кажется нам больше горизонтальной, даже если их размеры в натуре равны. Геометрическая фигура, вписанная в более крупную, кажется заметно меньше, чем равная ей по размеру, но соседствующая с более мелкими. Уменьшая размеры окон на фасаде, можно добиться большой монументальности. Большое пространство кажется еще более обширным, если оно раскрывается сразу после маленького и затесненного. Рис. 1. Тождество выражает равновесие, статичность, неподвижность
Рис. 2. Нюансное изменение высоты прямоугольника вызывает зрительную иллюзию реального отношения первой и последней фигур ряда Рис. 3. Контраст и нюанс — это отношение между подобными элементами композиции. Дверь на фоне большого пилона кажется меньше, чем такая же дверь на фоне меньшего пилона Нюансы в отношении между элементами ряда вызывают иную иллюзию. Действительная разница величин крайних элементов ряда кажется совершенно неправдоподобной, ошибка при зрительной оценке составляет до 20 % (рис. 2). Контрастные и нюансовые отношения нередко выступают в роли элементов, определяющих масштаб архитектурной композиции (рис. 3). Масштаб — это отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной. Чтобы человек мог реально воспринимать величину объекта того же дома, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнивать размеры сооружения и деталей с чем-то хорошо известным. Архитектурный масштаб — это степень крупности архитектурных форм по отношению к человеку (рис. 4). Отношение человек — здание может рассматриваться в трех аспектах. Первый аспект, который раскрывает антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры, является основным при определении физической величины сооружения. Второй аспект основан на социально-пространственных параметрах помещений исходя из условий социального общения, взаимодействия людей. Третий аспект заключается в анализе гармоничного взаимодействия различных композиционных средств и их связи с человеком, для которого создано сооружение. Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы. Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте. Рис. 4. Архитектурный масштаб — это степень крупности архитектурных форм по отношению к человеку
Рис. 5. Масштаб сооружения задается системой членений, соизмеримых с размерами человеческой фигуры Фактические размеры сооружения и его масштаб находятся в прямой зависимости. Взаимосвязь между размерами архитектурного сооружения и его масштабом проявляется через соотношения общей массы сооружения и его членений (рис. 5). Масштаб сооружения задается уже на начальных стадиях разработки плана здания, в котором учитываются функциональные и социальные процессы внутри сооружения. Масштаб экстерьера задается системой членений объема, соотношением частей и целого. Зрительная величина сооружения зависит от его связи с окружающим пространством, ландшафтом, соседними объектами. Воспринимая объект, человек сознательно или подсознательно сравнивает его со своими размерами к моделирует возможные сценарии поведения людей. Масштабная выразительность архитектурной композиции во многом зависит от знания законов зрительного восприятия и умения корректировать зрительные иллюзии. Рассмотрим некоторые из этих законов. Расчлененная форма кажется крупнее нерасчлененной. Это особенно заметно при горизонтальных членениях. Однако размеру этих членений существует предел, так как мелкие членения, использованные в большом количестве, вновь «собирают» форму, превращая ее зрительно в нерасчлененную целостность (рис. 6, 7) Светлая поверхность всегда кажется больше, чем темная, одинаковая с ней по размерам. Одинаковые по размеру темные и светлые элементы, размещенные на однородной поверхности, будут выглядеть разными: большим будет казаться светлый элемент на темном фоне (рис. 8). Форма одного и того же размера, расположенная на небольшом поле или в окружении мелких фигур, будет казаться больше такой же формы, но на большом поле в окружении больших фигур (см. рис. 3). Вертикальные линии и формы кажутся по размеру больше равных им в натуре горизонтальных линий и фигур (рис. 9). Формы с преобладанием горизонтальных членений кажутся ниже, чем нерасчлененные формы или формы, расчлененные вертикально (рис. 10). Рис. 6. Зрительные иллюзии. Форма, поделенная на равные части, ослабляется в своем единстве Рис. 7. Искажение пропорций при восприятии. Расчленение формы (например, в мелкую клетку, как окна веранды) делает плоскость зрительно больше Рис. 8. Иллюзии восприятия. Одинаковые по размеру черные и белые круги на разном фоне и разных фигурах кажутся разными Рис. 9. Вертикальные линии и формы кажутся по размеру больше равных им по величине горизонтальных линий и фигур Рис. 10. Формы, в которых преобладают вертикальные размеры, кажутся еш, е зыше при наличии горизонтальных членений Формы, в которых преобладают вертикальные размеры, кажутся еще выше при наличии горизонтальных членений, чем нерасчлененные формы или вытянутые вверх с вертикальными членениями (рис. 11). Пропорции в архитектуре означают отношение подобных отрезков или фигур. Пропорциональный строй сооружения должен отвечать основному требованию гармонии — сочетать единство и многообразие. Цельность — условие существования композиции, многообразие необходимо для ее содержательности. Рис. 11. Формы с преобладанием горизонтальных членений кажутся ниже, чем формы, расчлененные вертикально Отношения соответствующих сторон подобных фигур равны между собой (А: В = а: б). Расположенные рядом или одна на фоне другой, подобные фигуры образуют взаимосвязанную композицию. Например, при расположении большого проема на плоскости стены или для согласования формы чередующихся простенков и окон можно использовать подобные прямоугольники. Диагонали подобных прямоугольников параллельны (при параллельном расположении соответствующих сторон), поэтому для построения простейшей пропорциональной зависимости между прямоугольными плоскостями необходимо следить, чтобы их диагонали были либо параллельны, либо перпендикулярны друг другу. Принцип геометрического подобия применялся еще в Древней Греции для установления соразмерности между крупными частями здания и их деталями.
Рис. 12. Построение гармоничных пропорций. Симметрия неживой природы строится на основе ортогональных, прямоугольных решеток. Пропорции, характерные для многих творений живой природы, строятся на основе правильного пятиугольника, геометрия которого связана с десятичным делением круга и пропорцией золотого сечения. Последовательный ряд подобных фигур может быть связан двумя основными видами закономерности возрастания, основанными на геометрической или арифметической прогрессии. Особые свойства, чрезвычайно существенные для создания системы соразмерности, возникают в геометрической пропорции, если последний член ее приравнять к сумме двух первых: Л: В = В: (А В). Такую пропорцию называют «золотой» или «золотым сечением». Золотое сечение выражает идею деления целого па свои подобия таким образом, что возникшие величины, складываясь, могут воссоздать исходный размер и полученные отрезки гармоничны во всех сочетаниях. В количественном выражении ряд золотого сечения представляется такой последовательностью: 0, 056; 0, 090; 0, 146; 0, 236; 0, 382; 0, 618; 1, 000 … и т. д. Отношение любых соседних чисел ряда выражается числом 0, 618. Деление отрезка в золотом сечении легко осуществляется графически (рис. 12), в то время как весь ряд состоит из иррациональных чисел. Многие, если не большинство произведений искусства, поражающих нас своей гармонией, имеют внутренние закономерности, основанные на пропорции золотого сечения, но это, конечно, не единственное условие превращения сооружения в произведение искусства.
|